13 Апр

ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КАК ОДНА ИЗ УСПЕШНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Опыт и здравый смысл показывают, что умелое  владение словом — сильный показатель успеха во всех областях, а в особенности — профессиональной. Важность владения словом особенно благотворна в образовании, это вызвано тем, что речевая способность преподавателя — включая мастерство разговорного английского, высокая степень культурной грамотности и способность синтезировать сложные идеи к обзору информации — являются ключевым знаменателем компетентности.

Имидж современного преподавателя  состоит из множества элементов, которые способствуют развитию и успешности. Так как урок иностранного языка имеет свою специфику, преподаватель иностранного языка не может не учитывать этого. Коммуникативный подход к процессу обучения иностранному языку подразумевает в первую очередь формирование иноязычных умений при помощи коммуникативной обучающей технологии. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.[4] Вербальный  имидж – вербальная  продукция   человека  (что он говорит, как он говорит, тембр его голоса, словарный запас и культура речи в целом).

Повышение эффективности преподавания английского языка тесно связано с системой современных психолого-педагогических воздействий, основным среди которых является речь преподавателя, что особенно обнаруживается в практической работе преподавателя иностранного языка. В его работе речь представляет собой главное средство обучения и воспитания, т.к. именно она способствует коммуникативности занятий, стимулирует обучающихся, является средством формирования активной личности, вызывает положительные изменения в мотивации изучения языка. Обучающая и воспитательная значимость речи преподавателя иностранного языка выявляется в эмоциональном воздействии на обучающихся. Наблюдения за студентами  показали, что эмоционально богатая, живая речь понимается и усваивается ими гораздо лучше, а кроме того вызывает желание подражать, следовать ей. Выразительность речи раскрывает и уточняет, создает образы и ярко иллюстрирует семантическую сторону высказывания, такую речь необходимо систематически развивать. Искренняя увлеченность предметом, заинтересованность процессом обучения, а также честность высказываний придает определенную силу, красоту речи преподавателя.

Для успешного владения вербальным имиджем, рассмотрим основные составляющие речевого поведения, которые необходимы для того, чтобы у студентов сложился положительный образ преподавателя. К факторам эффективности речевого взаимодействия относятся: технология общения, публичные выступления, речевое мастерство.

Речевое мастерство педагога складывается из многочисленных компонентов, важные из которых – культура и риторическая действенность речи. Факторами, составляющими речевое мастерство педагога является  культура речи, речевой слух, дикция, владение техникой речи, начитанность, вербальная память, импровизационные способности, позволяющие  осуществлять ролевое и позиционные говорение, разрешая проблемы общения. [2, c. 59]

Культура речи – это речевое мастерство, умение выбирать стилистически уместный вариант, умение выразительно и доходчиво доложить мысль.

Компоненты структуры речи: правильность речи – нормы ударения и нормы грамматики, точность речи, логичность, чистота речи, выразительность, богатство и разнообразие (словарный запас А.С.Пушкина 21290 слов, у современного взрослого человека 10 – 12 тыс.слов, у преподавателя – 12000 слов), уместность речи, языковые и речевые стили.

Педагогу необходимо знать, что:
—  точность и выразительность речи достигается использованием синонимов (спортсмен – знаменитый, выдающийся, известный);
— тафтология снижает качество речи (свободная вакансия, своя автобиография);
—  большое значение имеет интонация: логическая (ее цель выделить смысл) и эмоционально-экспрессивная (цель – передать свои чувства, переживания, отношения);
— засоряют речь слова – паразиты (вот, так сказать, как говориться);
— не воспринимается речь с растягиванием слов, с остановками и неопределенными звуками («э-э», «м – м»);
— не рекомендуется использовать жаргонизмы («пруха», «сделать»);
—  не рекомендуется использовать штампы и шаблоны (заострить вопрос, так сказать, как говорится);
— культуры речи не мыслима без норм литературного произношения.[3]

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности преподавателя английского языка. Чтобы речь преподавателя была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на студентов, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.

 

Список литературы:

  1. Калюжный А.А.  Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы: Матер. второго междунар.симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2004 г. С. 203-207
  2. Калюжный А.А. , Кусаметова Г.К. Речевое мастерство как составляющая имиджа педагога//Имиджелогия-2011: развитие и продвижение территорий: Матер. девятого междунар.симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2011 г. С. 58-61
  3. Техника и культура речи [Электронный ресурс] / Студопедия URL: http://studopedia.org/10-57001.html ](дата обращения 27.04.2015 )
  4. Цедрик Т.В. Из опыта работы преподавателя английского языка[Электронный ресурс] / URL: http://www.ipkripo.by/executive-furniture/91-metodotdel/184-zedrik.html (дата обращения 26.04.2015)
    ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КАК ОДНА ИЗ УСПЕШНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    В данной статье рассматривается вербальный имидж как одна из успешных составляющих имиджа преподавателя английского языка. Рассмотрены основные составляющие речевого мастерства.
    Written by: Кусаметова Гульсум Кубжасаровна, Сагынай Алмагуль Саржановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook