30 Апр

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Ключевая роль в образовании и воспитании отводиться педагогу. От профессионализма педагога, умения устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми, администрацией зависит успешность всей дошкольной образовательной организации. В последнее время усилился интерес к проблеме коммуникативной компетентности, что свидетельствует об ее актуальности для теории и практики педагогов. Коммуникативная компетентность специалиста, способствует непрерывному образованию межличностных общественных отношений, но самое главное — это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей методической работы в ДОО является формирование коммуникативной компетентности, как части профессиональной подготовки специалиста. В связи с этим особая важность принадлежит проблеме повышения коммуникативной компетентности педагога.

Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что исследователи по-разному подходят к характеристике понятия «коммуникативная компетентность». Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А. А. Бодалевым.

По его мнению, коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон [2].

По мнению Л.А. Петровской, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [5].

И.И. Барахович, определяет данное понятие как цель и результат процесса овладения личностью знаниями в определенной области и способность обмена ими во взаимодействии, обеспечивающие субъекту эффективность общения [1].

Ю.Н. Емельянов говорит о том, что коммуникативная компетентность – это такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [3].

При выделении структурных компонентов коммуникативной компетентности также отсутствует единый подход к данной проблеме (И.Н. Зотова, Н.Б. Буртовая, Е.М. Кузьмина, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, И.А. Зимняя  и др.).

Изучая подходы авторов к компонентам коммуникативной компетентности, мы увидели, что большинство авторов выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

И.А. Зимняя представляет следующий компонентный состав компетентности:

1) мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности);

2) когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности);

3) поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);

4) ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения);

5) эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [4].

Компоненты Критерии Показатель Используемые методики оценки уровня развития
Мотивационно -ценностный Ценностные ориентиры и мотивация поведения в конфликте. Умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом. « Исследования  особенностей реагирования в конфликте», К.Н. Томас

 

Когнитивный Знание сути содержания коммуникативной компетентности. Знание сущности и роли коммуникативной компетентности. «Проверьте, какой Вы преподаватель», М.И. Станкин
Поведенческий Опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором оптимальных форм и методов самопрезентации.

 

 «Уровень общительности», В.Ф. Ряховский

 

Опираясь на основные компоненты структуры, представленной И.А. Зимней, нами разработана модель коммуникативной компетентности (Таблица 1): Таблица 1.

Констатирующий этап эксперимента предполагал изучение ис­ходного уровня развития по мотивационно–ценностному, когнитивному и поведенческому компонентам.

В ходе проведения методики «Исследования  особенностей реагирования в конфликте» К.Н. Томаса по мотивационно – ценностному компоненту было выявлено 20, 8 % педагогов с высоким уровнем, 45,8 % со средним уровнем и 33,4 % с низким уровнем.

Проведение методики М.И. Станкина  «Проверьте, какой вы преподаватель» по когнитивному компоненту показало, что 50 % педагогов со средним уровнем,  20,8 % с высоким   и 29,2 % с низким уровнем.

В ходе проведения методики В.Ф. Ряховского  «Уровень общительности» по поведенческому компоненту мы увидели, что преобладает средний уровень, он составил 45,8 %. Высокий уровень составил 25 %, а низкий уровень — 29,2 %.

Проведя диагностические методики, мы делаем вывод о том, что в дошкольной образовательной организации преобладает средний уровень коммуникативной компетентности, который  составил 47, 2%.

Проанализировав исследования авторов таких как А.А. Бодалева, А.П. Панфиловой, Л.А. Петровской, А.В. Сидоренко, К. Данцигера, Т.Б. Михеевой, В.Н. Куницыной, Н.Б. Буртовой, И.И. Барахович, А.В. Хуторского, Ю.Н. Емельянова, Е.М. Кузьминой, И.Н. Зотовой, И.А. Зимней и т.д., мы пришли к выводу о том, что коммуникативную компетентность педагогов можно развивать с помощью следующих форм: курс лекций; проведение открытых уроков; проведение открытых школ педагогического мастерства; использование социально-психологического тренинга, при помощи дискуссий и обсуждений и т.д. Мы увидели, что ряд авторов для развития коммуникативной компетентности используют социально-психологический тренинг, который в нашем исследовании выступает формой развития коммуникативной компетентности.

Список литературы:

  1. Барахович, И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: автореф. дис. канд. пед. наук/ И.И. Барахович. Красноярск, 2000.
  2. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А.Бодалев. – М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «Модек», 1996.
  3. Емельянов, Ю.Н Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н. Емельянов. – Л., 1985.
  4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ,1989.
    УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    Written by: Романова Алёна Игоревна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook