28 Фев

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Субъектная парадигма современного высшего образования потребовала от  преподавателя вуза психологической готовности к педагогической деятельности принципиально нового типа, построенной на гуманистических принципах, на внедрении компетентностного подхода, требующего основательной перестройки форм,  технологий и инструментов обучения, широкого применения интенсивных игровых технологий [1].  Известно, что эффективность   организации игрового обучения студентов, реализации их ожидаемых потребностей    и   преимуществ  самих интенсивных технологий, как правило,  зависит  от: соблюдения всеми участниками игрового процесса этических правил и требований  профессиональных отношений (обучающего и обучаемого); целевой, методической и игротехнической пригодности и многократной «отработанности»  применяемых  технологий и учебного материала; уверенности преподавателя в своих силах, его умения предотвращать, а при необходимости и управлять  возможными внутригрупповыми или межгрупповыми  конфликтами, выполняя в учебном процессе такие  функции, как  деятельность фасилитатора и модератора.

Слово «фасилитатор» — прямое заимствование у английского (facilitator — с примерным значением «посредник», — производного от английского глагола «to facilitate» — помогать, от лат. facilis — «лёгкий, удобный»). Преподаватель в роли фасилитатора  не только контролирует ход интенсивного игрового занятия, но  и обеспечивает соблюдение  правил и процедур технологии. Это позволяет всем остальным участникам сконцентрироваться не столько  на игровых, сколько на обучающих целях и содержании интерактивного взаимодействия. Как считают специалисты, преподаватель-фасилитатор не является экспертом и не обучает участников, а лишь предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта (рождение новой идеи, проекта, программы),   помогает группе, сопровождая  поиск эффективного совместного решения [2].  Преподаватель в роли модератора (от лат. moderator, от moderor — умеряю, сдерживаю),  в свою очередь, способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена  игровой группы, без лишних потерь  учебного времени.   Модератор это, прежде всего,   ориентация на обеспечение соблюдения всеми участниками  игровой группы определенных установленных норм и правил, при этом у него обычно нет  цели организации процесса в целом, он,   в основном,  поддерживает    реализацию поставленных задач и соблюдение регламента.

Важной функцией игровых интенсивных  технологий, применяемых в образовательном процессе, является  включение обучаемых в поиск решения социально-психологических, педагогических, экономических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности.   Условием эффективности игрового обучения при этом является то, что обучаемые, проигрывая разнообразные должностные и личностные роли (руководителя, педагога, методиста, финансового директора, маркетолога,   оппонента, делового партнёра или клиента), осваивают их, знакомясь с правдоподобием и целесообразностью их поведения в той или иной профессиональной ситуации. Во время игровых занятий, анализа ситуаций принимаются управленческие решения, в соответствии с заданной ролью. А поскольку интересы для разных ролей не совпадают, то игрокам зачастую приходится принимать решения в конфликтной ситуации,  что позволяет осваивать  функцию управления конфликтом, инцидентом.

Практика свидетельствует, что игровые занятия повышают чувствительность обучаемых к эмоциональным реакциям других людей и межличностным явлениям, возникающим в командах,  при этом замечено, что у участников занятий не только улучшается восприятие самих себя, но и появляется потребность нравиться другим и создавать положительное впечатление. Профилирующей функцией   игрового обучения, влияющей на эффективность, является также то, что каждый студент, участвующий в играх, имеет возможность прочувствовать собственно механизм коллективной деятельности. На ролевых и деловых играх, анализе кейсов  и тренингах более чутко распознаются сигналы обратной связи (оценки и реакции других), актуализируется компетентность в сфере невербальных средств коммуникации, следовательно,    интенсивные технологии, применяемые в образовательном процессе,  создают реальные условия для формирования  разнообразных компетентностей:   коммуникативных, интерактивных, презентационных, навыков сотрудничества и   работы в командах.  Они развивают психологическую компетентность обучаемого, а порой, и личную культуру, связанную с этикой деловых отношений.

Поскольку игры, как правило, проходят в достаточно напряжённой обстановке (нормы и правила, жёсткий регламент, соревнование, публичные презентации и др.),  постольку    от их участников требуется определённая степень развития эмоциональной культуры, стрессоустойчивости, владение приёмами психологической защиты. Кроме того, значимой функцией игровых   занятий, влияющей на их эффектитвность, является порождение здорового противоборства,  соревнования между участниками, что способствует развитию их конкурентоспособности, уверенности в себе и повышению самооценки. Участие в играх научает студентов умению управлять своим имиджем, и демонстрированию своих преимуществ  перед  другими участниками занятия, которые в профессиональной практике могут стать конкурентами. Это важная функция, так как конкуренция  становится всё более интенсивной в связи с образованием глобальных рынков, быстрым развитием технологий, и всё ускоряющимся изменением потребностей  и требований потребителей и клиентов,  что, несомненно,  повысит требования работодателей  к специалистам.

 Нельзя не отметить и такую особенность игрового обучения, что оно     максимально индивидуализируют процесс обучения, что  даёт возможность  каждому участнику образовательного процесса демонстрировать собственный, как интеллектуальный, так и творческий потенциал.  Важными условиями, которые обеспечивают преподавателю эффективность применения игровых     технологий   в образовательном процессе, являются те  принципы организации и правила, которые способствуют  достижению поставленных в обучении  целей и задач.

Интерактивные игры и упражнения, как известно,   могут применяться в учебном процессе для решения различных задач: обучения, принятия управленческих, хозяйственных и финансовых  решений, организационного проектирования, исследования, развития, управления знаниями, управления человеческими ресурсами. При таком обучении, у   участников занятия расширяется интерес   к выбранной профессиональной  деятельности, что позволяют им наилучшим образом  адаптироваться к  ней в будущей  реальной практике с высокой степенью психологической и мотивационной готовности, снижать давление на них стрессогенных факторов.

Важным условием эффективности интенсивного игрового обучения  является формирование у студентов навыков партнёрства. В современном  профессиональной деятельности, как считают специалисты в сфере менеджмента, востребован   партнёрский  подход к  деловому взаимодействию, так как возросшая потребность практики в налаживании повсеместного сотрудничества     требует всё большего числа обученных этому  специалистов. Партнёрство – это, прежде всего, отношение к другому  человеку как к равному, имеющему право быть таким, какой  он есть. Способность быть психологически равным   коллеге или любому участнику игры, необходима  и самому преподавателю, внедряющему интерактивные технологии, в общении со студентами, которые жаждут ощущения своего психологического равенства.

Однако практика свидетельствует, что психологическое равенство и свобода     не могут насаждаться или внедряться насильственными методами, ибо в этом случае они превращаются в свою противоположность.  С другой стороны, если не заниматься коррекционной деятельностью индивидуальных особенностей самих преподавателей, то стиль многих из них, о чём свидетельствует практика, становится авторитарным.     Участие в тренинге или в игре, как интерактивной технологии, не позволяет выбирать приемлемый для каждого участника индивидуальный стиль взаимодействия. Здесь, как известно, работает норма,  постулат: равенство обязательно для всех.  Главная цель   состоит не только     в психологической разрядке, но и в адаптации, формировании психологической готовности  преподавателя к реальной сложности его межличностных и деловых отношений.

Партнёрские отношения альтернативны не только авторитарным, но и манипуляторским механизмам общения.  Они, в отличие от манипуляторских, предполагают открытую и доступную для понимания  участников  игрового занятия мотивацию действий  всех  членов команды. Поэтому на  таких занятиях очень важной становится послеигровая дискуссия или разносторонняя рефлексия по поводу того, что происходило в тех или иных «разыгрываемых» на  игровом занятии ситуациях взаимодействия участников. При этом анализу подвергаются не только речевые сигналы, действия и поведение участников, но и невербальное реагирование (мимика, жесты, позы)  обучаемых и  преподавателя на    ситуации межличностного взаимодействия. К необходимым критериям модели партнёрских отношений в  игровом обучении специалисты     относят то,  что  преподаватель:

  • исходит из предпосылки равного права каждого участника образовательного процесса выражать своё мнение, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения и т.п., и поэтому реагирует на всё адекватно и доброжелательно;
  • рассматривает  игровое занятие как совместное творчество, поощряет инициативу, ценит вклад каждого и непременно этот вклад отмечает;
  • должен всегда выполнять свои обязательства и свои обещания, не только осуществлять контроль, но и самому следовать заявленным им  правилам и нормам [4].

Принцип партнёрства проявляется и в том, что  преподаватель не уклоняется от ответов на неудобные для него вопросы, оказывает помощь, когда его об этом просят, и не отказывается сам демонстрировать предлагаемые им конструктивные «техники» и приёмы.

Вывод:    Условиями  эффективности  проведения  учебных занятий являются   следующие основные атрибуты  интенсивных игровых технологий  обучения:

  • игровое обучение имитирует  разные аспекты целенаправленной  профессиональной деятельности;
  • участники игрового обучения получают разнообразные профессиональные и игровые, индивидуальные и групповые (например, команды оптимистов, пессимистов и реалистов)  роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;
  • игровые действия регламентируются системой правил, штрафов и поощрений;
  • в игровом обучении преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности (работа в команде, тренинг «глаза в глаза», разыгрывание ролей перед аудиторией, тренинг с выходом за дверь и пр.);
  • преимущественное большинство деловых, аттестационных и имитационных игр носит условный (имитационный) характер (например, имитационные игры симуляции и игры-катастрофы);
  • контур регулирования процесса игрового взаимодействия включает следующие блоки: концептуальный, сценарный, постановочный, сценический, блок анализа, обратной связи, критики и рефлексии, блок оценивания работы участников  и блок обеспечения их  информацией [5].

 Таким образом, из сказанного, очевидно,  что на игровых занятиях к условиям эффективности относятся многоальтернативные возможности интенсивных технологий, ведущие к тому, что: одновременно происходит и расширение диапазона профессионального мышления, и развитие  творческого потенциала обучаемых и освоение практических умений и навыков работы с людьми, приобретение   социального опыта и развитие партнёрских отношений, умений работать в команде.   На игровых занятиях также довольно легко определить формальных и неформальных лидеров, интеллектуальных и конкурентоспособных партнёров,   их достоинства и недостатки, проявляющиеся при взаимодействии, индивидуальный  стиль  межличностного и делового взаимодействия.   Рассмотренные преимущества предопределяют успешность применения  игровых технологий  в учебном процессе.

Использованная литература

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высших уч. заведений /Изд. 4-ое  –  М.: Изд-кий центр «Академия», 2013. -192 с.
  2. Кэйнер С.,  Линд Л.,  Толди К.,  Фиск С., Бергер Д.  Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения. — Издательство Дмитрия Лазарева (2013).
  3. Панфилова А.П. Учебный ресурс профессионального мастерства в инновационном образовательном процессе. Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Научно-инф. Издат. Центр «Институт стратегических исследований». – Москва.  Изд-тво «Спецкнига», 2014. С.361-366.
  4. Панфилова А.П. Развитие партнёрских отношений в интерактивном    образовательном процессе    Сборник    статей     LXXXIX Международной научно-практической конференции «Межличностные механизмы передачи знаний и опыта в процессе развития общественных отношений«. Published by the IASHE. LONDON,
  1. Панфилова А.П.Management features of interaction of educational process participants in higher education teacher activity. International Conference on European Science and Technology. Materials of the   international research and practice conference Vol.II, Munich, Germany 2014. С. 88-92.
    УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ
    Written by: Панфилова Альвина Павловна
    Published by: басаранович екатерина
    Date Published: 05/09/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook