28 Апр

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ КУШНЕР «СИРЕНЬ», 4 КЛАСС




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Форма проведения: заседание клуба младших школьников «Ключ и заря».

Цель деятельности учителя: Формировать представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость мировосприятия их авторов. Развивать культуру художественного восприятия.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научатся выразительно читать стихотворение, анализировать; получат воз­можность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Универсальные учебные действия. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане. Познавательные: строить устные высказывания с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Личностные: проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в искусстве.

Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, музыка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:  мобильный класс, учебники, «Толковый словарь Ожегова», маршрутные карты для групп.

 

Этап 1. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию.

Намечается план проведения заседания клуба. Члены клуба оформляют объявление о проведении заседания клуба, пригласительные билеты. Учитель подготавливает к ведению занятия председателя, консультантов (у каждой группы свой консультант). Члены клуба изучают дополнительные источники информации по объявленной теме: книги, Интернет, электронные энциклопедии, ЦОР. Учащиеся готовят предварительные групповые проекты по темам заседания: «Тема цветов в древних мифах и легендах», «Тема цветов в полотнах художников», «Тема цветов в произведениях классической музыки».

 

Этап 2. Проведение учебного занятия.

Учащиеся до начала занятий разделены на 3 группы. За столами для президиума сидят гости (библиотекарь, учитель музыки, ИЗО и др.) и председатель заседания. Учитель сидит с ребятами класса, представляет председателя.

Сценарий учебного занятия.

I этап. Мотивирование к деятельности

Формируемые УУД. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Председатель (далее по тексту: П): Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся класса. Сегодня мы проводим заседание клуба «Ключ и заря». Сегодня на заседании присутствуют уважаемые гости (перечисляет). Предлагаю открыть заседание.

II этап. Мотивационно-ориентировочный этап. (Подготовка к усвоению новой темы).

Формируемые УУД. Регулятивные: прогнозирование, контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: слушать и понимать других. Познавательные: поиск информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий.

П: Иногда нам кажется, что словами невозможно передать необыкновенную красоту окружающего мира, что это по силам только поэтам, художникам и музыкантам.

Эпиграф: Каждый день, каждый час нас окружают чудеса, которые мы не замечаем. Но вдруг наш взгляд упал на обыкновенный листочек, и мы удивились, как на нём заблестела капелька росы, переливаясь на солнце. Как же он прекрасен! Кажется, мы привыкли ко всему, что нас окружает, и не удивляемся, глядя на облака, плывущие по небу, на пение птиц.

Послушайте строчки стихотворения.

Не привыкайте к чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам.

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повториться!

Вот сегодня мы и будем приглядываться, прислушиваться, удивляться!

III этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение нового материала (совместное «открытие» новых знаний).

Формируемые УУД. Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: извлекать необходимую информацию из просмотренной презентации; дополнять и расширять имеющиеся знания. Коммуникативные:

слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме.

П: Один мудрый человек сказал: «Для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и ЦВЕТОК».

П: Как вы понимаете эти слова?

П: С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и музыкантов.

Выступает 1 группа с сообщением «Тема цветов в древних мифах и легендах».

Консультант (далее по тексту: К): В одной библейской легенде упоминается о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая.

В древнерусском сказании о Новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши.

А вот скандинавская легенда утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна со­гнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении радуги пошло над землей. Тогда Весна стала брать лучи солнца, смешивать их с цветами радуги и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались желтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же Весна достигла Севера, у нее остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая звездчатая сирень.

Куст расцветает сиреневым цветом,

Только цветёт он весной, а не летом.

Пчелки летают вокруг и жужжат:

«Очень приятен цветов аромат,

Будем кружить мы над ним целый день.

Ах! До чего же красива сирень!»

Трудно представить себе май без цветущих кустов сирени. Сирень настолько любимый всеми цветок, что каждую весну многие города распускаются пышными прекрасными кустами. Это море цветов и ароматов погружает в себя улицы и сады, дарит незабываемые ощущения пробуждения природы и скорого наступления лета.

П: Вот уж кто настоящий певец сирени, так это Петр Петрович Кончаловский. Об этом расскажут ребята 2 группы.

Выступает 2 группа с сообщением ««Тема цветов в полотнах художников».

К: Да, действительно, Петр Петрович Кончаловский настоящий певец сирени.

К: За свою жизнь он написал более четырёх десятков картин с сиренью.

Демонстрирует репродукции «Сирень» Петра Кончаловского.

К: С сиренью связан один очень интересный эпизод в жизни художника. Однажды, во время очередной экскурсии, а к художнику домой часто приходили посетители, его друг решил провести эксперимент. Он приколол соцветие живой сирени к холсту. Группа приглашённых прошла мимо, и никто не заметил живого цветка, настолько изображение было живо.

К: Рассмотрите репродукцию картины Петра Кончаловского «Сирень» на стр. 108.

К: Какие чувства вызвала у вас картина П. П. Кончаловского? (Радуемся свежести цветов, любуемся этим дивным творением природы, восхищаемся им, можно почувствовать легкий, едва ощутимый запах свежей сирени, согретой теплыми лучами солнца).

К: Какое настроение она у вас вызвала? (Навевает мысли о теплых майских или июньских днях, о красоте и щедрости природы. Посмотришь на такую картину – и будто бы на секунду окажешься в солнечный день в бабушкином деревенском доме, рядом с которым цветут кустарники с такими же замечательными цветами).

К: Какие краски использовал автор? (Переливы лилового, белого, сиреневого, красного, бордового и голубого цветов).

К: Есть ли ощущение того, что еще минуту назад веточки сирени качались среди яркой зелени и щебечущих птиц? (Листва, выглядывающая из цветочного облака, разбавляет розово-лиловую палитру цветов сирени и придает букету естественности. Ярко-зеленые, глянцевые, отражающие солнечный свет листья выглядят живыми, наверное, ветки срезали совсем недавно, или в корзине прячется невидимый нами кувшин с прохладной водой).

К: Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

К: Опишите сирень на картине. (Изумительная, свежая, пушная, благоухающая, восхититель­ная, душистая, чудесная, пахучая, великолепная, роскошная, прекрасная, живая).

К: Поэт Александр Кушнер тоже уверен, что сирень, изображенная художником Петром Кончаловским, ничуть не менее живая, чем настоящая цветущая сирень. Более того, он считает, что каждый человек, который видел эту картину, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами этого художника!

А ведь не только Кончаловский писал сирень, но и другие художники.

Демонстрирует картины «Сирень» других художников.

П: Но, можно восхищаться не только глазами, но с помощью звуков, как композиторы. Слово предоставляется ребятам 3 группы.

Выступает 3 группа с предварительно-подготовленным сообщением «Тема цветов в произведениях классической музыки».

К: «Музыка открывает людям глаза на красоту природы», писал В. Сухомлинский. Музыка и поэзия. Прослушайте музыкальное произведение и поделитесь впечатлениями.

Слушают романс С. В. Рахманинова «Сирень».

К: Вы прослушали романс С. В. Рахманинова «Сирень» — музыкальный «портрет» цветущего сиреневого сада, в котором композитор передал тончайшие оттенки чувств, вызванных весенним возрождением.

Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, прекрасному ароматному растению, Сергей Васильевич Рахманинов пронёс через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка сирени была «царицей» его души.

Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. А какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет — частицу российского пейзажа.

В самом музыкальном произведении не называются краски сиреневого сада. Но если внимательно слушать музыку, она поможет вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому нам, слушателям, иногда кажется, что увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебником-художником.

Мне кажется, что композитор передаёт в своём романсе весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматами сиреневого сада с помощью звуков. Романс «Сирень» словно пронизан лучами ласкового майского солнца. В музыке можно услышать шелест проснувшихся ветвей, можно «увидеть», как склоняют головы душистые тяжёлые грозди, ещё мокрые от ночной росы. Чувствуются свежесть и лёгкая прохлада солнечного утра. Музыка напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного. Кажется, что вместе с композитором можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картинах Петра Петровича Кончаловского.

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения.

Формируемые УУД. Регулятивные: работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий; формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, адекватно принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

П: Сегодня мы с вами проникнем в тайну стихотворения Александра Кушнера «Сирень».

П: Откройте файл «Сирень» в электронной библиотеке на нетбуках (программа Readier). Прочитайте стихотворение. С помощью инструмента «карандаш» или «подсветка» выделите непонятные по смыслу слова.

Индивидуальная работа на нетбуках.

П: Прочитайте слова, которые выделили.

П: С помощью курсора перейдите на другую страницу. Используя гиперссылки, объясните друг другу в группах смысл непонятных слов. По необходимости, воспользуйтесь Толковым словарем Ожегова.

Повторим правила работы в группе.

В случае необходимости председатель уточняет и проводит дополнительную словарную работу.

Словарная работа. Лиловый (цвета фиалки или темных соцветий сирени). Треуголки (форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков). Допотопная (устарелый, старомодный, отсталый).

П: Прочитай стихотворение вслух. Поделитесь своими впечатлениями.

П: Вы согласны с мнением поэта, что каждый человек, который видел «Сирень» Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами этого художника?

П: Что общего в изображении сирени на картине и в стихотворении? Для ответа на этот вопрос перечитайте стихотворение еще раз.

Беседа по вопросам учебника.

П: Сейчас выполните задания в группах на нетбуках. Каждая группа получает маршрутную карту.

1 группа — первая строфа. Маршрутная карта.

  1. Прочитайте первую строфу.
  2. Подчеркните определения сирени, которые дает поэт.
  3. Обсудите в группе, какой цвет (или цвета) имеет в виду Таня Перова, когда говорит, что «ледяная» — это цветовой оттенок?
  4. Почему поэт называет сирень «бестолковой»?
  5. Объясните строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь?

2 группа — вторая строфа. Маршрутная карта.

  1. Прочитайте вторую строфу.
  2. Выскажите предположение, удается ли поэту передать впечатление большого душистого куста в окружении пчёл?
  3. Обсудите в группе, с помощью чего мы слышим жужжание пчёл?
  4. Объясните смысл выражения «допотопная краса».
  5. Чем вам запомнился Пётр Кончаловский?

3 группа — третья строфа. Маршрутная карта.

  1. Прочитайте третью строфу.
  2. Нравится ли поэту букет, написанный Петром Кончаловским?
  3. Объясните смысл выражения «музейный букет».
  4. О чём вам говорит фраза «И от локтя на скатерти след»?
  5. Подтвердите, что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени.

Выступления групп.

Вывод. П: Художник использует краски, поэт — слово, но оба изображают сирень. И мы чувствуем, что поэт и художник любят сирень, любуются ею, восхищаются щедростью и красотой родной природы. Сам Петр Кончаловский так сказал о своей картине: «В этом букете все живёт, цветёт и радуется».

В России сирень была всегда. Ее высаживали возле домов. Когда наступала весна, всё вокруг заливалось морем цветущей и благоухающей сирени.

Но не только красота сирени притягивает к себе внимание. Например, очень красивой является и легенды этого цветка. Есть одна, родом из Скандинавии.

Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что, если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас!

VI этап. Итог урока. Рефлексивная деятельность.

Формируемые УУД. Регулятивные: выделение и осознание личностных результатов уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимать значение знаний для человека и принимать активную позицию школьника.

Учитель:

  • Какая учебная цель стояла перед нами?
  • Смогли ли вы её выполнить?
  • Что вам помогло достичь цели?
  • Где смогут пригодиться полученные сегодня знания?
  • Какими способами получения информации мы пользовались?

Самоанализ и самооценка.

Учитель: Напишите своей группой синквейн на тему «Сирень» на стикерах. Разместите на онлайн-доске.

Групповая работа с сетевым сервисом Linoit на нетбуках. Пишут на стикерах и размещают на онлайн-доске.

Памятка синквейна: 1-я строка — название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка — описание темы (2 прилагательных); 3-я строка — действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме); 4-я строка — чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка — повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Образец. Сирень. Лиловая, пышная. Приглядывается, прислушивается, удивляется. Восхищается щедростью, красотой природы. Куст (цветок).

VII этап. Домашнее задание. Инструктаж.

Формируемые УУД. Регулятивные: самостоятельное выполнение учебного задания в соответствии с инструкцией и задачами учебника.

П: Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; нарисовать букет (ветку) сирени (по желанию). Каким советом вы могли бы воспользоваться для успешного выполнения домашнего задания?

Помните о том, что вы можете пользоваться разными источниками информации для верного и более полного ответа к заданиям в домашней работе.

На этом заседание клуба закончено. Спасибо всем за работу. До свидания.

 

Список литературы:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение [Текст] : 2 кл. : Методическое пособие / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская — М.: Академкнига/Учебник, 2012. — 272 с.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение [Текст] : 2 класс: Учебник. Часть 2. / Н.А. Чуракова. — М.: Академкнига/Учебник, 2012. (Раздел «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда», стр. 108-111).

Электронные ресурсы (Internet)

  1. Вариации феи Сирени из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» [Электронный ресурс]: https://vk.com/video153216743_168433710
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Стихотворение Б. Пастернака «Сирень» [Электронный ресурс]: http://www.orator.ru/stihi_pasternak_siren.html
  3. Портрет С. В. Рахманинова [Электронный ресурс]: http://gallerix.ru/album/Somov/pic/glrx-1437606770
  4. Романс С. В. Рахманинова «Сирень» [Электронный ресурс]: http://www.youtube.com/watch?v=u9conUr0_pA или http://www.youtube.com/watch?v=4pb3NSF6KL8.
    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ КУШНЕР «СИРЕНЬ», 4 КЛАСС
    Одной из форм проведения нестандартных уроков является заседание клуба. Клуб - форма организации обучения, основной целью которой является включение младших школьников в разнообразную деятельность, направленную на удовлетворение их потребностей в творчестве и общении. Заседание клуба состоит из двух этапов: Этап 1. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию. Этап 2. Проведение учебного занятия. Новизна представленных приемов и форм работы, на наш взгляд, подчеркивает характерные черты личностно-ориентированной модели, которая создается в процессе клубной деятельности в современных условиях. Она, безусловно, трудна в организации, но дает высокие устойчивые результаты. Атмосфера клубного общения способствует проявлению детьми позиции субъекта, создает возможность для свободного общения и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
    Written by: Гундарева Ольга Викторовна, Черевко Ирина Михайловна, Хабибрахманова Ирина Юрьевна, Бехтева Альбина Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/19/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook