30 Апр

ТЬЮТОРСТВО КАК РЕСУРС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Соблюдая основную цель российского образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, следует учитывать некоторые факторы, обуславливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования: изменение задач школы и роли учителя; диверсификация системы школьного образования и др. Новые тенденции развития общества требуют обновления процесса образования. Следовательно, существует проблема реформирования образования, способствующего воспитанию и развитию индивидуальностей, обладающих самостоятельностью, ответственностью, компетентностями по решению проблем в ситуации неопределённости и поливариантности. Переход на новые образовательные стандарты актуализируют проблемы, связанные с разработкой индивидуализированных стратегий развития ученика в качестве субъектной деятельности, с подготовкой педагога, способного проектировать пространство «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности» (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков). Оказание помощи, поддержки учащемуся, создание условий для его саморазвития учёные определяют термином «тьюторство» (Т.М. Ковалёва, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.).

В связи с этим проблема формирования позиции педагога, как субъекта инновационной деятельности в условиях профессионального образования и научного поиска способов обеспечения системных изменений профессионально-педагогической деятельности, является одной из актуальных (А.В. Хуторской, В.А. Адольф). Поэтому одним из моментов реформирования образования становится распространение новой педагогической профессии и позиции тьютора – педагога, сопровождающего индивидуальные образовательные программы учащихся, т.е. педагога, организующего такое образовательное движение, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении достижений учащегося (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Такое сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему ещё пока недоступна (В.С. Мухина, В.А. Горянина). Организация пространства рефлексии обеспечивается особой педагогической позицией — тьютор. «Тьютор является консультантом учащегося, который помогает ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны – он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития конкретного человека»  (П.Г. Щедровицкий).

В современных условиях идёт процесс становления института тьюторства: с 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации (см. приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№ 11731 и 11725 соответственно). Тьюторство в России существует в школах, вузах, инклюзивном, дистанционном образовании, в повышении квалификации педагогов, при организации нетрадиционных образовательных событий. В исследованиях последних лет наблюдаются разработки в создании функциональной модели сопровождения тьютором индивидуальной образовательной траектории (Н.В. Рыбалкина); изучение влияния тьюторского сопровождения на развитие одарённых детей (Е.А. Александрова); создание на основе тьюторского сопровождения системы дополнительного образования (Е.Б. Колосова) и дистанционного образования (Е.Л. Гаврилова, Е.С. Комраков, С.А. Щенников).

Везде, где идёт становление новой деятельности, тьюторство возникает как необходимость. Под тьюторской деятельностью понимается педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося (А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова). Деятельность сопровождения является необходимой для педагога с тьюторской позицией, так как в образовательном процессе педагог напрямую работает с процессами индивидуализации, через реализацию «тьюторского действия» осуществляя функции сопровождения (Т.М. Ковалёва).

В настоящее время о тьюторстве, тьюторских технологиях и практиках в образовании говорят достаточно много. Сейчас о тьюторстве уже не говорят как  фантазиях, а позиционируют как действие. В различных учебных заведениях развивается практика близкая или, по крайней мере, имеющая определённое сходство с тьюторской. Прежде всего, это реализация программ развивающего обучения, организация внеурочной деятельности, образовательных событий и путешествий, организационно деятельностных игр, проектной работы. Если в старшей школе понятие о тьюторстве связывают с ИУП (индивидуальными учебным планами), в основной школе вводят модульные предметные курсы и элективные курсы по выбору, то в начальной школе под тьюторскими действиями педагога обычно понимается как развитие и поддержание познавательного интереса в обучении.

Вообще, термин «тьюторство» в трудах ученых-практиков понимается как оказание помощи, поддержки учащемуся, создание предметных и организационных условий для саморазвития. А в ходе тьюторской поддержки педагог создает такие условия и предлагает способы для выявления, реализации, осмысления учащимся своего познавательного, творческого интереса. Таким образом, процесс обучения и образовательная рефлексия рассматриваются как равноправные. Процесс  реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Тогда механизмами тьюторского сопровождения становятся: во-первых, особый уклад жизни школы: реализация развивающего бучения, образовательные события, открытая ресурсная среда в дополнительном образовании; во-вторых, развитие тьюторской компетентности педагогов и объединения педагогов-тьюторов. Для этого в начальной школе есть необходимые условия и предпосылки. Уже претворяются в педагогической деятельности: принятие педагогам тьюторской позиции; осуществление тьюторской пробы, создание условий для тьюторских проектов; наличие ресурсной развивающей среды для учащихся  педагогов; организация «событийных» форм образовательной деятельности. В процессе становления или начальнй реализации находятся: организация пространства общения, анализа, творчества для педагогов с тьюторской позицией (через различные формы, например, «Тьюторские чтения», клуб Тьюторов, медиаклуб для обсуждения медиаресурсов и др.); сетевое взаимодействие педагогов (взаимодействие и практическое совместное действие с педагогами дошкольных учреждений и ресурсных центров); практические обучающие семинары по технологии тьюторства; расширение ресурсной образовательной среды – введение предметных технологических курсов «Леготехнология», «Робототехника», «3D-моделиование», «Проектирование», «Предметное тьюторство: Обучение работы с текстом» в образовательные дисциплины или установление междисциплинарных отношений. Вообще инновация в любом образовательном учреждении не автономна, а принимается всеми как особая культура. Такими наиболее эффективными культурными формами являются: сетевое взаимодействие, когда профессионалы и профессиональные группы, работающие на разных уровнях, находящихся на разных позициях, имеют возможность вступать в сотрудничество и создание клубного пространства по работе с медиаресурсами (для воспроизведения, фиксации фрагментов и проведения рефлексии).

Да, есть необходимость в создании и реализации инновационных проектов педагогов и школы;  возможности исследования эффективности тьюторского сопровождения обучающихся в образовании;  становлении системы взаимодействия педагогов-тьюторов и эффективных форм общения педагогов; определении роли педагога-тьютора в начальной школе для учащихся и семьи младшего школьника; разработке механизма движения технологии тьюторства в развивающей среде начальной школы. Для этого начальную школу можно и необходимо рассматривать как особую ступень школьного образования, в которой целесообразно и возможно создать систему организационно-педагогических условий: создание пространства, в котором обучающийся будет иметь возможности  выбора собственной образовательной деятельности (дополнительное образование), своего образовательного маршрута (во внеурочном пространстве), в которых возможен процесс реализации своих, а также родительских возможностей, потребностей, запросов и интересов; расширение  форм организации образовательного процесса, где классно-урочная система перестает быть приоритетной и единственно возможной; обеспечение профессионального роста педагогов, как в своей предметной области, так и в области освоения других субъектных отношений с учащимися, родителями, коллективными группами: консультанта, эксперта, сопровождающего, куратора, наставника, тьютора.

Ценность позиции тьютора заключается прежде всего в индивидуализации образования. Тьютор помогает выявить и обеспечивает выявление индивидуальных способностей и особенностей, затем поддерживает эти способности  и организует поиск ресурсов и возможных видов деятельности, в которых ребенок может самореализоваться. Таким образом, тьютор строит совместно с учащимся и, возможно, с его родителями, образовательную программу. Такая задача не состоит в деятельности учителя-предметника (исполнительная форма работы и действия), но является задачей и профессиональной деятельностью тьютора (пробно-продуктивная работа и действия). Взаимодействие с семьей, особенно на этапе начального обучения в школе, крайне необходимо и важно, так как родители тоже должны понимать, что их ребёнок индивидуален и обладает своими образовательными потребностями и мотивами.

Поэтому эффективно реализовывать работу по обеспечению качества образования и принципа индивидуализации в начальной школе через освоение новых образовательных стандартов, развитие системы развивающего обучения, а также через совершенствование работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися через систему тьюторского сопровождения. Тьюторство – это ресурс для инновационных преобразований, для создания воспитывающей и образовывающей среды и условий (для развития личностных результатов обучающихся), это ресурс для продвижения в сторону индивидуализации, реализации метапредметности, которые напрямую входят в федеральные государственные образовательные стандарты. Поэтому педагоги начальной школы используют авторские и модифицированные диагностики выявления интересов учащихся, рефлексивные техники, методы и приемы, а также организуют деятельность по формированию контрольно-оценочных действий у учащихся младших классов и выстраиванию пространств возможностей. Учебная деятельность и её тьюторское сопровождение в начальной школе строится на удержании опыта индивидуальности и фиксировании субъективного начала (активность, познавательный интерес, инициативное действие). Поэтому задача тьютора или учителя с тьюторской позицией – обозначить свое место, роль как учителя в субъективности ученика.

Хотя при этом всегда остаётся вопрос: тьюторство возможно при массовой индивидуализации или это прерогатива частного запроса? Важно понимать, что тьютор в классно-урочной системе в традиционной школе тоже актуален и возможен при соблюдении определённых организационных условиях. Тьюторство понимается как культурная форма, которая взращивает, формирует и развивает, поддерживает систему образования. Вообще школа – это пространство выращивания новых, инновационных позиций среди существующих, традиционных позиций и что в массовой школе можно создавать тьюторские модели. Главное, понять, как может быть перестроена школа, чтобы в ней появился тьютор и смог там работать, как сделать школу ресурсом для каждого учащегося? Таким образом, должны быть представлены различные взгляды, представления, точки зрения и позиции на образование и в образовательной реальности.

Список литературы:

  1. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю., Профессия «тьютор» (монография). М.-Тверь «СФК-офис», 2012. – 246с.
  1. Ковалёва Т.М. «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1–4». М: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56с.
  2. Попова (Смолик) С.Ю. Психологическое здоровье студента: проблемы сопровождения личности. /Международная научно-практическая конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», Рязань, 2012. – 6с.
  3. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2012.
    ТЬЮТОРСТВО КАК РЕСУРС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    В связи с современными тенденциями образования всё чаще рассматривается процесс образования, связанный с инноватикой. Важным инновационным направлением в образовании является включение в процесс обучения тьютора. В современной образовательной ситуации важной становится целевая ориентация процесса образования на поддержку осознанного проектирования и построения собственного вектора образования. Поэтому явление «тьюторство» выступает как ресурс для педагогов, родителей и учащихся, для образовательной организации. Определение места, выявление роли тьюторской позиции, установление цели и задач тьюторского сопровождения младшего школьника, а также поддержка становления и развития тьюторских действий в начальной школе, могут быть использованы для построения иного образовательного пространства, ориентированного на процесс индивидуализации в обучении на начальной ступени обучения.
    Written by: Пигарева Наталья Геннадьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook