28 Ноя

ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в качестве результата освоения основной образовательной программы рассматривает владение будущими специалистами, в частности, педагогами-дизайнерами, общекультурными и профессиональными компетенциями, важным компонентом которых является сформированность у будущих специалистов исследовательских умений. В основу данного документа положен компетентностный подход, именно он актуализирует проблему формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений, развивающих самостоятельность мышления и творческий подход к выполнению заданий. Наиболее важным для педагога-дизайнера является творческий взгляд на сложившиеся каноны, традиции в создании образцов одежды, предметов интерьера и т.д., их интерпретация с позиции современности. В этом проявляется исследовательский подход к делу, в котором умение осуществлять историко-культурный анализ традиционных образцов одежды является необходимой частью профессионализма педагога-дизайнера.

Народный костюм отражает мировоззрение, материальную культуру народа, его художественные и эстетические идеи, поэтому он играет большую роль в профессиональном становлении специалиста в области дизайна, для которого образцом является традиционный костюм в единстве красоты и целесообразности. Чувашский народный костюм входит в семиотическую сферу традиционной национальной культуры и как знак, и как символ художественно-творческого выражения. В его образно-стилистической структуре емко отразились художественно-эстетические представления народа, его менталитет. Это открывает широкие перспективы для творческого осмысления будущими педагогами-дизайнерами народного костюма, его стилизации в процессе освоения учебных дисциплин «Чувашское декоративно-прикладное искусство» и «Моделирование и конструирование костюма с практикумом». Отсюда на первый план выходит задача ориентации будущих педагогов-дизайнеров на генерирование новых идей, творческую интерпретацию народного костюма в современных проектах. Творческая интерпретация народного костюма невозможна без глубокого и всестороннего его исследования. Это создает необходимость владения студентами исследовательскими умениями. Таким образом, можно утверждать, что изучение традиционного народного костюма при определенных условиях будет способствовать формированию у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений.

Как этнокультурный феномен, традиционный народный костюм представляет собой художественный комплекс декоративно-прикладного искусства, в котором отражены древнейшие слои культурной памяти народа (духовной, материальной, художественной), его история, символика, этноэстетические представления, выработанные многими веками жизнедеятельности этноса. Чувашский костюм – явление вполне самостоятельное и уникальное в России. Формирование национального костюма происходило на протяжении тысячелетий. Отсюда следует, что в процессе обучения студентов необходимо проследить генезис и взаимовлияния элементов костюма.

Структурно-композиционный анализ первоисточника, каким является традиционный народный костюм, трансформация его в современные решения, способствуют развитию творческого воображения студентов, дает студентам надежную базу для работы над своеобразием стиля [1].

Как педагогический феномен, традиционный народный костюм, являясь предметом изучения, обладает неисчерпаемым образовательно-воспитательным потенциалом, который заключается в том, что в процессе изучения народного костюма, его особенностей, у обучающихся – будущих педагогов-дизайнеров – появляется возможность, более того, необходимость в приобретении умений анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей, рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности, использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма, в частности, этнических групп чувашей при проектировании авторских коллекций, разрабатывать презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представлять костюм, коллекцию в художественном оформлении.

Отмечая воспитательный потенциал народного костюма, необходимо выделить направленность на развитие ассоциативного мышления, понимание непреходящей ценности народной художественной культуры, все то, что вызывает чувство прекрасного, гордости и любви к своему народу. В педагогическом процессе изучение народного костюма, его этнокультурной и педагогической феноменологии осуществляется сквозь призму видения его образовательно-воспитательного потенциала, реализация которого позволяет взглянуть на традиционный народный костюм с позиции его востребованности как эталона красоты и целесообразности в современном дизайне одежды. Различные виды декоративно-прикладного искусства составляют огромный пласт народной культуры и образовательно-воспитательный потенциал. Приобщение студентов – будущих педагогов-дизайнеров – к народному декоративно-прикладному искусству (в частности, к традиционному чувашскому костюму) в системе образования, его эффективное влияние на развитие творческих способностей у обучающихся во многом зависят от реализации педагогических условий, созданных в рамках образовательного процесса. В ходе работы с различными материалами студенты повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное – учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские коллекции на основе стилизации народного костюма. Чтобы сохранить у студентов познавательный интерес, можно ввести в практику методику, позволяющую выявить навыки конструирования, определения последовательности операций, навыки работы с расходным материалом и его практическим использованием. Это открывает уникальную возможность использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов традиционного костюма, что является основой для развития чувства композиции, а также навыков техники выполнения разновидностей простых и сложных элементов, ручного мастерства каждого студента, реализации творческого потенциала. Именно исследовательская деятельность эмоционально стимулирует мыслительную активность студентов, которая обусловливает продуктивное решение художественно-эстетических задач и стимулирует их понимание специфики средств народного декоративно-прикладного искусства, а также воспитание высоких эстетических качеств, креативного мышления и индивидуального мировоззрения.

Педагогическая ценность традиций чувашского народа заключается в том, что на образцах красоты и функциональности изделий веками обучали и воспитывали подрастающие поколения. Необходимо понимать, что в современных условиях при сохранении традиций (принципы работы, материалы, этническая специфика – орнамент, узоры, колорит) мастером используются новые технологии, условия применения, новые формы и материалы. В контексте представленной проблемы исследования понятие «потенциал традиционного народного костюма» в развитии исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров определяется как интегративная совокупность народнопедагогических и этнокультурных «методов, средств, запасов, источников», имеющихся в наличии художественно-эстетических традиций народа в целом, и чувашского народного искусства, в частности, которые могут быть интегрированы и приведены в образовательно-воспитательное действие, использованы для достижения цели и задач развития поисковой, учебно-проектной и творческой деятельности обучающихся в вузе. Этот формирующий потенциал имеющихся этнокультурных форм, методов, средств, может быть использован также для приобщения студентов – будущих педагогов-дизайнеров – к профессиональной деятельности на основе формирования исследовательских качеств, умений реализовать мировосприятие, взгляды и убеждения в профессиональной деятельности в сфере дизайна. Он весьма специфичен и определяет своеобразие этнических традиций народного декоративно-прикладного искусства и способствует формированию национального самосознания молодежи в соответствии с народным менталитетом и народным идеалом.

Художественно-эстетические традиции декоративно-прикладного искусства как система этнических ценностей, представлений, творчества народа, передаваемые из поколения в поколение, воссоздаются в творческой, преобразовательной и исследовательской деятельности студентов, что обусловливает их использование в формировании у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма. Использование образовательно-воспитательного потенциала чувашского народного костюма в развитии исследовательских умений у студентов в вузе выступает необходимым условием формирования умений творчески решать художественно-педагогические задачи в реализации этнокультурного компонента, что определяет его профессиональную готовность к педагогической и дизайнерской деятельности. В раскрытии основных положений необходимо исходить из реальных возможностей этнокультурного потенциала чувашского народного костюма. Этнографические знания помогают будущим педагогам-дизайнерам овладевать умениями выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей, а это важно для того, чтобы в его воссоздании не допускать эклектики.

Разработать новый по форме национальный костюм – означает найти точные характерные черты, присущие только костюму этого народа. Данному процессу способствует разработанный структурно-композиционный анализ чувашского народного костюма, начальными этапами которого являются: выявление силуэта и его геометрических форм (вид спереди, сбоку и сзади и графическая схема форм костюма) (рисунок 1); пропорциональный анализ костюма, выполняющийся в виде схемы с основными соотношениями форм костюма (рисунок 2); ритмический анализ костюма, который рекомендуется выполнять в трех силуэтных изображениях, выделяя цветом характерный для костюма ритм (рисунок 3).

Рисунок 1. I этап – структурно-композиционный анализ силуэта и выявление

геометрических форм силуэта. Работа Скворцовой С. А.

    

Рисунок 2. II этап – пропорциональный анализ костюма

Рисунок 3. III этап – ритмический анализ костюма

Работа Скворцовой С. А.

Большое значение в композиционном построении костюма имеют колористическое оформление костюма и фактура его материалов, поэтому важным этапом подготовительного к творческой работе исследования является анализ тональной структуры костюма, включающей характеризующие хроматические цвета: цветность и светлотность (рисунок 4), а также анализ цветовой структуры костюма, выполненный с передачей цветофактурных характеристик элементов костюма и выведенный в диаграмму пропорциональных цветовых отношений (рисунок 5).

       

Рисунок 4. IV этап – анализ

тональной структуры костюма

Рисунок 5. V этап – анализ цветовой

структуры костюма

Работа Скворцовой С. А.

О большом значении цвета в костюме свидетельствует этнография. Так, одежда из пестряди, появившаяся в ХIX веке, служила только для утилитарных целей. В этой одежде люди не допускались до обрядов: «Хӑмаҫ тӑхӑнакан вутра ҫунӗ, шурӑ тӑхӑнакан райра пулӗ» (Носящие пестрядь будут гореть в огне, а белые рубахи – пойдут в рай) [3, с. 165].

Далее при конструировании костюма, студентам следует обратить внимание на декоративное решение костюма накладного и навесного декора, выделяя их образные характеристики (рисунок 6). Декор является одним из основных способов достижения художественной выразительности костюма. Здесь силуэтные изображения костюма проявляются декоративными акцентами, согласованностью декора в целостной композиции костюма. На этом этапе необходимо выделить образные характеристики костюма, которые с особой силой проявляются в декоративном решении, которое создается накладным (вышивкой, шитьем бисером, аппликацией и т.д.) и навесным декором (нашейными, наплечными украшениями, декоративными поясами), наличием ювелирных украшений.

Рисунок 6. VI этап – выделение образной характеристики костюма.

Работа Скворцовой С. А.

Общность декоративного решения и орнамента позволяет объединить различные части костюма в единый неповторимый комплекс. При определенных обстоятельствах монистами украшались и мужчины: не только невеста, но и жених украшался монетами и платком с вышивкой [2]. Изучение историко-культурных истоков чувашского народного костюма позволяет будущим педагогам-дизайнерам приобретать умение анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности; использовать знания об этнокультурных параллелях и особенностях (колористических, композиционных и др.) народного костюма при проектировании авторских коллекций; формировать умение разрабатывать презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представлять костюм, коллекцию в художественном оформлении; развивать ассоциативное мышление; понимать непреходящую ценность народной художественной культуры, все то, что вызывает чувство прекрасного, гордости и любви к своему народу.

Таким образом, на сегодняшний день традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен обладает неисчерпаемым образовательно-воспитательным потенциалом в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза.

 

Список литературы:

 

  1. Белова, С. Н. Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2009 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / С. Н. Белова. – Ростов н / Д., 2009. – С. 147–153.
  2. Сбоев, В. А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозных отношениях / В. А. Сбоев. – М. : Типография С. Орлова, 1865. – 190 с.
  3. Ягафова, Е. А. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII – начала XX вв. / Е. А. Ягафова. – Самара : Поволжье, 1998. – 368 с. : ил.
    ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
    В статье рассматривается традиционный народный костюм как средство формирования исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза. Теоретико-методический ракурс проблемы исследования связан с недостаточным вниманием педагогов-практиков к исследованию историко-педагогической и этнокультурной феноменологии народного костюма, без чего невозможно грамотное его введение в процесс профессио-нальной подготовки будущих педагогов-дизайнеров. Практический ракурс отражает тот факт, что использование потенциала традиционного народного костюма в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза затруднено недостаточной разработанностью педагогических условий формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в сфере традиционного народного костюма в условиях вуза.
    Written by: Белова Светлана Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook