30 Апр

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ ЛИДЕРОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современных условиях развития российского государства особое внимание уделяется вопросам молодежной политики. В «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», «Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации», в законе «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций»и др. подчеркивается значение развития молодежного самоуправления для формирования компетентного, коммуникабельного, толерантного специалиста, отвечающего современным требованиям социально-экономической ситуации на рынке труда.В этой связи широкое распространение получили «Школы лидеров», «Школы актива»для подростков, организуемые как молодежные форумы или профильные смены в летних оздоровительных лагерях. Подготовка кадрового потенциала для организации и проведения таких профильных смен – одно из важных условий успешности их реализации. В данной статье представлен опыт подготовки вожатых для реализации профильной смены лидеров детских общественных объединений Архангельской области «Команда 29.Юниор».

Реализация содержания профильной смены предполагает определенный уровень педагогической и психологической компетентности специалистов, осуществляющих деятельность в лагере.Следовательно, в процессе подготовки должна быть создана научно-методическая база для успешной деятельности вожатого, актуализированы компетенции, необходимые для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профильной смены лидеров детских общественных объединений.

В психолого-педагогической литературе представлены многочисленные концепции лидерства, описаны стратегии и методы формирования лидерских качеств, умений, ценностей, в том числе, в подростковом и юношеском возрасте [1;2;3;7;8].Особую роль в работе с современными лидерами отводится проблемам понимания и достижения «социального успеха» и «социальной успешности» [1;2;3].В соответствии с этим, целью профильной смены лидеров детских общественных объединений становится формирование кадрового молодежного резерва, мотивированного на достижение социального успеха.Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:

  • расширение у лидеров детских общественных объединений представлений о феномене «социальная успешность», о себе как социально успешном человеке;
  • формирование позитивного опыта социально успешного поведения;
  • стимулирование у участников смены мотивации социальной успешности и потребности освоения умений, позволяющих достичь социального успеха.

Реализация идей смены предполагает освоение вожатыми технологии сопровождения процесса формирования мотивации и умений,необходимых для повышения социальнойуспешности.Поэтому задачами подготовки вожатых к профильной смене стали:

  • расширение представлений о социальной успешности, способах и средствах ее достижения,методах экспресс-диагностики представлений и потребностей в «социальной успешности»;
  • формирование у вожатых умения проектировать и реализовать экспериментальную модель формирования опыта социально успешного поведения.

В экспериментальной работе принимало участие 24 студента гуманитарного вуза, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».

В основу разработки программы подготовки вожатых для лидерской смены была положена модель экспериментального обучения Д. Колба. Отправным моментом обучения в рамках данной модели является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения. Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениями понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях − воображаемых, моделируемых и реальных. Мы считаем, что заложенные в данноймодели обучения идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой будут наиболее эффективной для подготовки специалистов к реализации программы профильной смены лидеров детских общественных объединений.

При подготовке акцент ставился на то, что вожатый как участник психолого-педагогического сопровождения создает условия: для установления доверительных отношений между членами своего отряда и лагерем в целом; для анализа, оценки и прогноза, возможных когнитивно сложных ситуаций; для осознания и поиска ресурсов, достижения желаемого результата.

Для реализации первой задачи использовался метод дискуссии и методика «Колллаж». Дискуссия позволилаактуализироватьпсихолого-педагогические знания, обсудить психологические особенности детей разных возрастов, смоделировать потенциально сложные ситуации, которые могут возникнуть при работе с лидерами.

Методика «Коллаж», помоглавыявить осознанные и подсознательные представления о социальной успешности, актуализировать мотивацию достижения успеха.Данная методика позволяет использовать готовые иллюстрации, не испытывая переживаний по поводу недостатка изобразительно таланта. Созданный из готовых образов коллаж позволяет передавать их значение, минуя этап вербализации, с меньшими искажениями и более наглядно. Интерпретации, даваемые респондентами, позволяют расшифровать смысл отдельных элементов, выделить основные темы, противоречия между ними, важные значения и образы[4].

Студентам, разделенным на подгруппы, раздавались иллюстрированные журналы, и предлагалось выбрать иллюстрации, которые соответствуют представлениям по заданному вопросу. Задания носили контрастный характер, например, «образ социально успешного человека» и «образ социально неуспешного человека». Участникам разрешалось использовать любые иллюстрации из журналов, газет, брошюр, флаеры, образцы рекламы, добавлять собственные рисунки и слова. По завершению работы подгруппы представляли свои произведения и комментировали их. При анализе коллажа, особое внимание уделялось структуре, центральным идеям, содержательным элементам.

Представления о социальной успешности образуют сложную структуру. Основными критериями оценки успешной личности в реальной ситуации чаще являются внешние, социально значимые достижения. Они объективно более доступны, что существенно сокращает процесс социального познания, интерпретации действительности и отнесения конкретного человека к определенной группе [3].

Интерпретация коллажей позволила выделить наиболее часто встречающиеся параметры образа социального успеха: самореализация (успешность в деятельности), карьера, семья, полнота сил и здоровье, материальное благополучие, интеллект.

Полученные параметры были положены в основу разработки технологии расширения представлений о социально-успешном человеке.

Результатом работы стали: актуализация знаний о системе психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации, в летнем оздоровительном лагере; углубление представлений вожатых о феномене «социальная успешность», о качествах социально успешного человека, осознание собственной потребности в успехе, овладение методами диагностики представлений о социальной успешности.

Для решения второй задачи были использованы метод мозгового штурма, кейс-метод и ролевая игра.Работа включала в себя несколько этапов. На первом этапе, в ходе мозгового штурма,было выделено ряд умений, освоение которых может быть базой для достижения каждого параметра социального успеха.

Таблица1.

Показатели социальной успешности и советующие им умения

Признаки социальной успешности

Выделенные умения

Карьера – быстрое и успешное

продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды

—     добиваться цели

—     распределять время и ресурсы

—     презентовать себя

—     работать в команде

—     эффективно общаться

—     взаимодействовать с нужными людьми

Материальное благосостояние – наличие средств, позволяющих вести желаемый образ жизни —     рационально использовать свои ресурсы

—     планировать свою деятельность

—     зарабатывать

—     работать в команде

—     распределять время

—     преодолевать препятствия

—     достигать цели

Самореализация – выявление и развитие человеком личностных способностей во всех сферах деятельности —     добывать и применять новые знания

—     презентовать себя

—     доводить дело до результата

—     адекватно оценивать свои возможности

—     найти область и пути для самореализации

Здоровье – уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений —     поддерживать тело и дух в тонусе

—     планировать и соблюдать режим дня

—     соблюдать двигательный режим

—     избегать стресса

—     следить за здоровьем

—     чередовать работу и отдых

Социальный интеллект (интеллектуальный потенциал) –способность отражать состояние общества, его потребности и успешно адаптироваться в нем —     собирать и использовать информацию

—     умение заинтересовать идеей

—     создать «продукт» (идею), интересный другим

—     передавать информацию

Семья – организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью в физическом и духовном самовоспроизводстве —     заботиться о других

—     находить общие интересы

—     материально обеспечивать

—     находить компромисс

—     устанавливать доброжелательные отношения, любить и уважать

На втором этапе вожатыми была разработана системы общелагерных и отрядных мероприятий на смену, позволяющих детально осмыслить и проработать выделенные показатели социальной успешности.Для решения данной цели был выбран кейс – метод, позволяющийактивизировать психолого-педагогические знания, полученные в ходе базовых дисциплин и спецкурсов о возрастных особенностях детей, структуре и динамике развития группы, деятельности вожатого в летнем оздоровительном лагере и т.п., а такжеотработать навыки планирования, сотрудничества и презентации.

На третьем этапебыла разработана ролевая игра «Возрождение Страны Избранных», позволяющая создатьмодель среды, стимулирующей потребности быть социально успешным человеком, осознание собственных возможностей быть успешным, освоениеопыта быть социально успешным.В сценарий игры были заложены возможности для карьерного роста, самореализации, повышения благосостояния, проявления интеллектуального потенциала, поддержания здоровья и установления близких отношений.Продуманная система игровых бонусов и материальных поощрений, смоделированная система выборов, конкуренция, передача системы управления, организация и проведение конкретных мероприятий, выполнение функциональных обязанностей руководителей приблизили игровую ситуацию к реальности, и стимулировали к достижениям участников игры. Заданная модель стала также эффективным диагностическим средством для выявления по-настоящему успешных лидеров.

Результатом работы стали: концепция смены, высокая степень мотивации, осмысления и готовности вожатых к реализации поставленных задач.

Итогам всей работы стала научно-методическая база для успешной деятельности вожатого профильной смены лидеров детских общественных объединений, актуализированы компетенции, необходимые для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профильной смены лидеров детских общественных объединений. Предложенная технология подготовки специалистов к деятельности в летнем оздоровительном лагере является универсальной. Может быть легко адаптирована к условиям и задачам любой профильной смены.

Список литературы

  1. ВолоховА.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. – М.: НПЦ СПО-ФДО, 1991. –70 с.
  2. Евтихов О. В.Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. –СПб.: Речь, 2007. –238 с.
  3. Лейфрид, Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: Автореферат канд. психол. наук. – Омск, 2005.–22 с.
  4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: «Академия», 2006. – 176 с.
  5. Рожков М.И, Волохов А.В. Детские организации: возможность выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций: Методическое пособие для организаторов детского движения М: НПЦ СПО-ФДО, 1996. – 111 с.
  6. Торн К., Маккей Д., Полное руководство по тренингу. – М., «ИНФРА-М», 2002 г. –244 с.
  7. Уманский А.Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства [Электронный ресурс] // Ярославский пед. вестн. – 2004. – № 3 (40). – URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/24_2/ (20.04.2015).
  8. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 275 с.
    ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ ЛИДЕРОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ)
    Качество подготовки педагогического состава летних оздоровительных лагерей – одна из актуальных проблем, приобретающих в размерах страны особенную важность и значимость. В статье представлен опыт подготовки вожатых к реализации профильной смены лидеров детских общественных объединений. Статья содержит поэтапное описание подготовки с примерами конкретных методик их реализации.
    Written by: Каданкова Наталья Николаевна, Пачина Светлана Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook