28 Июл

ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

        В современном мире, как известно, остро стоит проблема адаптации личности в условиях поликультурного социума, возникшая в связи с масштабными миграционными процессами и потребностями межнационального общения людей, представляющих разные этносы, национальные и религиозные культуры. Поэтому на государственные и общественные социальные институты возлагается задача, успешное решение которой позволит сформировать толерантную личность, способную к диалогу культур, взаимопониманию и уважительному отношению к представителям других культур. Значительная роль в ее решении принадлежит общеобразовательной школе. Это, в свою очередь, предполагает  формирование профессиональной готовности учителей и воспитателей к решению обозначенной социально-педагогической проблемы, что, безусловно, предполагает эффективную организацию поликультурного образования студентов гуманитарных вузов и, прежде всего, педагогических.

        Перед отечественной школой в соответствии со сложившейся общественно-исторической ситуацией поставлена задача воспитания у подрастающего поколения культуры межнационального общения посредством формирования потребностей в межкультурной коммуникации и развития умений включаться в диалог культур. Следует отметить, что в данном направлении уже существует определенный положительный педагогический опыт [1; 2]. Он сложился благодаря тому, что в педагогических вузах студенты изучают этнопсихологию, этнопедагогику, теорию межкультурной коммуникации. Однако, несмотря на то, что поликультурное образование, как показали результаты нашего исследования [4], имеет междисциплинарную направленность и интегративную природу, оно не является системным, организуется без использования эффективных информационно-коммуникационных технологий. В этой связи на основе полученных нами положительных результатов исследования проблемы формирования толерантной культуры студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», мы предлагаем использовать технологический подход к решению актуальных задач поликультурного образования [3]. Это означает, что, во-первых, в соответствии с существующим стандартом педагогического образования в его содержании должна быть представлена система вырабатываемых знаний, умений, навыков и компетенций студентов в сфере межкультурной коммуникации и, во-вторых, – разработана интегративная образовательная технология, обеспечивающая системное усвоение этого содержания и гарантированное достижение цели поликультурного образования будущих педагогов – развитие их толерантной культуры. Оставляя за рамками наших рассуждений детализированное рассмотрение поставленной проблемы, выделим лишь два сущностных аспекта технологии поликультурного образования – содержательный и операционно-деятельностный и три этапа ее разработки.

        На первом этапе, сообразуясь с поставленной целью, определим на диагностической основе задачи поликультурного образования студентов.

        В соответствии с требованиями, предъявляемыми к применению технологического подхода в образовании,  зададим последовательность решаемых приоритетных задач:

        — сформировать систему знаний об особенностях национальных культур и условиях их интеграции в отечественную культуру;

         —  сформировать профессиональные знания о ресурсах полиэтнической и поликультурной образовательной среды, средствах, методах и формах поликультурного обучения и воспитания детей;

        — обеспечить усвоение студентами ценностных основ педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде;

        — развить способность к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, создавать атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества;

       — выработать умения системного анализа фактов, явлений и процессов в полиэтнической среде образовательной среде;

        — выработать умения и навыки проектировать поликультурный образовательный процесс с учетом культурных и индивидуальных различий обучающихся в различных возрастных пoлиэтнических группах;

        — обеспечить овладение способами постановки и решения задач поликультурного обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности в учебной и внеучебной деятельности;

        — обеспечить овладение средствами и методами построения межэтнического диалога и педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

         Следовательно, значимость формируемых педагогических знаний, умений и навыков в подготовке бакалавров к поликультурному образованию школьников состоит в том, что они способствуют системному подходу к организации учебно-воспитательного процесса в полиэтнической и поликультурной среде, обеспечивают формирование общих и профессиональных компетенций современного педагога, позволяющих ему ориентироваться в педагогической, этнопедагогической и этнопсихологической литературе и педагогических инновациях, строить педагогическую деятельность, направленную на организацию межкультурного диалога, доверительных отношений, взаимопонимания и сотрудничества обучающихся, воспитанников и их родителей, представляющих различные этносы и этнические культуры.

        Второй этап разрабатываемой технологии включает построение системы содержания поликультурного образования. Оно задано двумя блоками (теоретические основы построения  поликультурной образовательной среды и полиэтническое и поликультурное образование школьников), соответствующими девятью дидактическими единицами и представлено в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Содержательная модель поликультурного образования студентов

п/п

Блочные дидактические единицы в содержании

в содержании поликультурного

образования

Подлежащие усвоению учебные элементы (базовые понятия)
1 2 3
1 Толерантная культура как феномен гражданского общества Гражданское общество и гражданская позиция личности; ценностное отношение к человеку, его жизни, семье, обществу; стремление к социальной справедливости и защищенности людей. Соблюдение гражданских прав и свобод. Свобода творческого самовыражения. Субкультуры, мультикультурализм и поликультурный социум. Плюрализм мнений, суждений, оценок и путей решения существующих проблем. Взаимопонимание,  солидарность, сотрудничество, сплоченность в построении гражданского общества. Потребности, интересы детей и взрослых в диалоге культур.
2 Факторы и условия интеграции национальных культур в систему общего образования Понятие национальной культуры, ее содержание. Язык, письменность, традиции, вероисповедание и религиозное миропонимание, народное искусство и промыслы, социальные достижения, национальная идентичность народа как элементы национальной культуры. Многообразие национальных культур, их общность и различия. Многоконфессиональность, традиционность религиозных культур, светскость и демократичность общества, федерализм и верховенство законов на территории РФ, единство светской культуры, единство образовательного и культурного пространств как факторы интеграции национальных культур. Миграционные процессы, смешанные браки, гуманизация общества и образования, свобода выбора языка обучения, образовательных программ и школ, овладение школьниками государственным языком и знанием истории России – условия интеграции национальных культур в систему общего образования.
3 Классики отечественной и зарубежной педагогики о  межкультурной коммуникации в образовании Религиозные культуры и светская культура, их природа и особенности. Базовые ценности религиозных, национальных культур и общечеловеческой культуры, связи между ними. А. Дистервег о национальном и общечеловеческом воспитании. Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о патриотическом и интернациональном воспитании школьников и молодежи. Межкультурная коммуникация в европейских научных школах, кружках XVII, XVIII столетий и ее влияние на возникновение и распространение универсальной системы обучения и воспитания Я.А. Коменского в мировой образовательной практике. Распространение зарубежными просветителями и педагогами прогрессивных научных знаний, открытий и идей в отечественном образовании (Д. Дидро, Ф.И Янкович, Дж. Дьюи и др.). Посвящение в воины в Древней Греции, Древнем Риме и его возрождение при обучении и воспитании рыцарей в средневековой Европе. Культовые обряды, святилища, дома молодежи на Руси, в национальных окраинах. Ценности, идеалы и ценностные ориентации современных школьников и молодежи.
4 Межнаучная основа построения поликультурной образовательной среды Понятие поликультурной образовательной среды: структура, ресурсы и основные показатели сформированности. Ее ценностно-формирующий и развивающий потенциал. Использование межнаучных данных, сведений, полученных из общей педагогики, этнопедагогики, аксиологии, культурологии, возрастной и педагогической психологии, этнопсихологии, этнографии, истории, теории межкультурной коммуникации и социологии малых и больших групп, для формирования полиэтнической и поликультурной среды в общеобразовательной школе. Роль экспертов, представляющих межнаучное сообщество, в разработке модели полиэтнической и поликультурной образовательной среды.
5 Развивающий ресурс полиэтнической и поликультурной образовательной среды Экспертная разработка учебников, учебных пособий, хрестоматий, справочников, словарей и программно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на изучение школьниками национальных культур народов, этнических групп, общин и поселений, проживавших и проживающих на территории РФ, и формирование у них толерантной культуры. Повышение роли исторических, географических, литературных, художественных и этнографических знаний, межзнаниевого взаимодействия в межэтническом общении, обучении и воспитании, в выработке умений устанавливать диалог и ориентироваться в окружающей действительности с позиций ценностей отечественной культуры. Постановка и решение учебно-познавательных и воспитательных задач поликультурной – развивающей направленности.
6 Организация межэтнического и межкультурного взаимодействия в образовательной среде Культуросообразность образовательного процесса, ценностно-ориентационный и культурологический подходы к его организации. Организация диалога культур: стимулирование и формирование потребностей и интересов школьников к культурным традициям народов и народностей России, к изучению их естественной истории, исторических  событий, географических мест компактного проживания, национальных языков, народных промыслов, праздников и обычаев; подготовка и проведение фестивалей и конкурсов народной музыки, песен, национальных костюмов, декоративно-прикладного, изобразительного и других видов национального искусства. Совместная учебно-познавательная и общественно-полезная деятельность обучающихся, воспитанников, основанная на поликультурных ценностях и ориентированная на присвоение ценностей отечественной культуры.
7 Содержание, средства, методы и формы поликультурного обучения и воспитания школьников Насыщенность содержания образования ценностями национальных культур, отечественной и мировой культуры, духовной и материальной культуры. Исторические факты, события, личности, былины, легенды, мифы, сказки, поговорки, песни, традиционные занятия народов России как элементы содержания межэтнического общения, обучения и воспитания. Формирование ценностных отношений к людям разных этносов и национальностей, образу их жизни и труду, традиционным занятиям, семейным традициям. Решение воспитательных задач межэтнической и межкультурной направленности при подготовке и проведении общешкольных праздников и КТД.  Проведение с детьми бесед, конкурсов, диспутов по проблемам межнационального общения и взаимопонимания. Посещение школьниками краеведческих, исторических, географических музеев, художественных выставок.
8 Формирование культуры межнационального общения в образовательном процессе Межкультурная коммуникация в образовательном процессе и уровни ее организации в учебно-познавательной и воспитательной деятельности: потребностный, ознакомительный (информационный), диалоговый (уровень неформальной коммуникации), уровень изучения культурного наследия (уровень формальной коммуникации), уровень принятия ценностей, уровень обогащения освоенных ценностей и уровень закрепления ценностных установок. Принципы организации межнационального общения в образовательном процессе: взаимосвязь отечественной (общенациональной) культуры и национальных культур народов России; зависимость межэтнических субъектно-субъектных взаимодействий и отношений среди школьников от объективных и субъективных факторов общественной среды; направленность межкультурного диалога на формирование активной жизненной и гражданской позиции воспитанников; зависимость характера взаимодействий в межкультурном диалоге от индивидуальных особенностей воспитанников, их национального стиля общения, уровня  национального самосознания и профессиональной межкультурной компетентности учителей и воспитателей.
9 Внешкольная воспитательная работа по развитию толерантной личности Участие детей в проведении национальных и государственных праздников, праздновании знаменательных дат и событий, акций. Городские, районные, региональные, межрегиональные, Всероссийские и Международные конкурсы детских национальных хореографических и фольклорных коллективов, юных читателей, географов, техников, музыкантов и художников. Посещение школьниками театров юных зрителей и их непосредственное участие в детских постановках. Туристические походы и поездки детей по местам боевой и трудовой славы, их участие совместно с взрослыми в экспедициях, знакомство с образом жизни, бытом, обычаями, традиционными промыслами представителей разных национальных культур. Подготовка и проведение заочных экскурсий.

        Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что построенное на технологической основе содержание профессионального образования позволяет сформировать поликультурный образовательный ресурс и поликультурную образовательную среду в педагогическом вузе.

        Третий этап построения технологии поликультурного образования студентов предполагает разработку собственно технологического обеспечения усвоения его содержания, имеющего, как мы установили, междисциплинарную (интегративную) направленность.  Для решения поставленных задач на лекционных, практических занятиях и в самостоятельной работе студентов применяется авторская интегративная образовательная технология, которая представлена совокупностью информационно-поисковой, личностно-ориентирующей и проблемно-ориентирующей технологий обучения.

        Используемая информационно-поисковая технология обучения обеспечивает организацию максимально возможного всестороннего поиска студентами учебно-познавательной информации в педагогических и непедагогических источниках, представляющих науки: аксиологию, этнографию, демографию, этнопсихологию, социологию, историю, фольклористику, историю искусства, декоративно-прикладные искусства и другие науки о человеке, и постепенное накопление информационного массива по изучаемым ими разделам и темам программы.

         Проблемно-ориентирующая технология обучения нацелена на решение педагогических проблем в полиэтнической и поликультурной среде, возникающих перед студентами в связи с постановкой педагогических задач, требующих осознания ими недостаточности собственно педагогических знаний, дефицита межнаучных знаний и обобщенных умений для решения задач поликультурного образования. Этот вид технологии обеспечивает выработку у студентов обобщенных умений оценивать собранную информацию, развивает их способность выполнять ее всесторонний анализ, сравнение, систематизацию и синтез, овладение умениями перевода информации на учебный язык педагогики с языков таких наук, как: этнография, демография, фольклористика и др.

         Личностно-ориентирующая технология обучения студентов позволяет учитывать когнитивный стиль, уровень теоретических познаний в области этнопедагогики и других наук о человеке, опыт практической деятельности в образовательных учреждениях и индивидуальные особенности студентов в процессе освоения образовательной программы (национальное самосознание, вероисповедание, образ жизни, владение государственным языком и т.п.). Эти технологии представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Технологическое обеспечение усвоения содержания поликультурного образования студентов

№ п/п Раздел содержания поликультурного образования и его дидактические единицы Вид образовательной технологии
информационно-поисковая проблемно-ориентирующая личностно-ориентирующая
1 2

 

3 4 5
1 Теоретические основы построения поликультурной образовательной среды (1-5)

 

Поиск и сбор собст-               венно педагогических и элементарных меж-научных данных на стыках общей, социальной педагогики, этнопедагогики, этнопсихологии, этнографии, теории коммуникации и других наук о человеке с целью моделирования педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. Организация педагогической деятельности в поликультурной образовательной среде (межкультурного диалога, межэтнического общения, обучения и воспитания). Предпочтитель-ность в выборе темы доклада и реферата с учетом уровня владения языком межкультурной коммуникации и когнитивного способа представления информации в разрабатываемой презентации.
2

 

Полиэтническое и поликультурное образование

(6-9)

 

Знакомство с языками и тезаурусами социальной педагогики, этопедагогики и этнопсихологии, теории межкультурной коммуникации. Поиск и сбор элементарных межнаучных данных об организации межкультурного диалога, межэтнического обучения и воспитания.

Знакомство с базами  этнографических и этнопедагогических и этнопсихологических данных об организации образовательного процесса в поликультурной среде, о ее ресурсах, средствах, методах и формах обучения и воспитания.

Технология постанов-ки и решения соци-ально-педагогических задач в поликультурной образовательной среде. Круглый стол о проблемах старших школьников, моло-дежи и их субкультуре.

Отчет о выполнении индивидуальных  творческих заданий.

Выбор средств, методов и форм межкультурной коммуникации для организации образовательного процесса в межэтнической среде.

 

        Таким образом, разработка и использование интегративной технологии в поликультурном образовании студентов педагогического вуза позволяет создать поликультурную образовательную среду и осуществлять в ней их эффективную профессиональную подготовку к успешной организации деятельности в полиэтнической и поликультурной среде школы.

Список литературы

  1. Лукина А.К., Дивакова О.Ю. Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде: учебно-методическое пособие. Красноярск: СибФУ, 2011. – 217 с.
  2. Харченко А.Н. Полиэтническая среда образовательного учреждения: проблемы эффективного межкультурного взаимодействия. М.: Академия, 2014. – 114 с.
  3. Хроменков П.А. Формирование педагогических компетенций у бакалавров на основе межнаучной коммуникации. Учебно-методическое пособие. М.: МГОУ, 2011. – 80 с.
  4. Хроменков П.А. Развивающая образовательная среда педвуза в условиях межнаучной коммуникации. М.: МГОУ, 2013. – 196 с.
    ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    В статье на основе опытно-экспериментальной проверки результатов авторского исследования проблемы развития толерантной культуры студентов в условиях межкультурной коммуникации обосновываются инфор-мационно-поисковая, проблемно-ориентирующая и личностно-ориентирующая технологии реализации культурологического подхода к поликультурному профессиональному образованию будущих учителей и воспитателей.
    Written by: Хроменков Петр Александрович
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/13/2016
    Edition: euroasia-science_28_28.07.2016
    Available in: Ebook