30 Апр

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблема  профессионального  становления  относится  к  числу  самых  древних  и  вечно  молодых. Её решение  связано  с  именами  древнегреческих учёных (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема  профессионального  становления  актуализировалась в  ХХI  веке. Это связано с развитием постиндустриального общества, которое характеризуется  появлением  новых  профессий, сменой монопрофессионализма  на  полипрофессионализм, автоматизацией и компьютеризацией  производства, внедрением  новых технических  средств  и  технологий. Обществу  требуются специалисты, способные успешно реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях, стремящихся  к  росту  профессиональной  карьеры.

Модернизация системы высшего образования определяет новые направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России. Процесс профессионального становления военного специалиста отражает все особенности изменяющегося социокультурного общества.

Цель статьи состоит в выявлении тех теоретико-методологических подходов, на базе которых долженстроится процесс профессионального становлениябудущих офицеров внутренних войск России. Акцентируется внимание на   понятии профессионального становления, концепциях профессионального становления и этапах профессионального становления, представленных в работах ряда отечественных учёных.

Э.Ф. Зеерпонимает  «профессиональное  становление»  как  формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности[1].

С точки зрения Т.В.Кудрявцева «профессиональное  становление» — это длительный  процесс  развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Главным звеном этого процесса  является профессиональное самоопределение[3].

К.М.Левитан рассматривает  это явление  как решение профессионально  значимых, всё  усложняющихся познавательных, морально-нравственных и коммуникативных задач. В итоге профессионал овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств  [4 ].

В исследовании Ю.П.Поварёнкова   понятия  «профессиональное  становление»  и  «профессионализм» отождествляются, понимаются  как  процесс  формирования  личности и деятельности профессионала. Автор рассматривает личность профессионала  как  интегральное системное качество, закономерно проявляющееся на определенном этапе профессионального развития индивида [ 6 ].

А.А.Деркач и В.Г. Зазыкин рассматривают процесс профессионального становления с системных позиций, связывают его с изменениями и развитием  профессионализма личности и деятельности, нормативной  регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизацией и раскрытием творческого потенциала личности. Важную роль исследователи отводят совокупности факторов и условий, которые стимулируют личность к достижениям и образуют мотивационную основу развития профессионала[ 2 ].

Сравнительный  анализ приведенных  понятий показывает, что они содержат два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: профессионализм деятельности и профессионализм личности. С одной стороны  они рассматриваются   в системе, с другой — каждый можно  исследовать отдельно как элемент системы. Профессионализм деятельности развивается   в процессе  решения профессиональных задач одновременно со становлением профессионализма  личности.

Мы рассматриваем профессиональное становление офицера внутренних  войск как непрерывный  процесс совершенствования профессионализма личности и профессионализма деятельности под влиянием внешних  воздействий, обусловленных   требованиями  социума к  военному специалисту, и его внутренними потребностями к саморазвитию, самосознанию,самореализации.

Необходимо подчеркнуть другой  важный момент. В исследованиях по профессиональному  становлению  отмечается, что формирование  личности должно осуществляться в соответствии с определенными социальными требованиями, идеалами, образцами. Они выполняют функцию регуляторов социального развития. Для решения проблемы профессионального становления важным является то, что в качестве такого общественного идеала выступает личность профессионала, «идеальный специалист». В нашем частном случае — это военный  специалист. Образец  может быть описан идеальной  моделью,   которой пока нет.

Рассмотрим далее некоторые концепции профессионального становления, разработанные  отечественными и зарубежными  учёными.

Акмеологическая концепция А.А.Деркача и В.Г. Зазыкина  представлена системой  взглядов, отражающих:  а)содержательное  развитие субъекта труда до уровня профессионала в контексте общего расширения субъектного пространства личности, её профессионального и нравственного «обогащения»; б)процессуальное развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается с  системных позиций в связи с изменениями и развитием подсистемы профессионализма личности и деятельности,  нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие  и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и в плане раскрытия  творческого  потенциала личности.

Мы считаем, что «нормативная регуляция» в модели «идеального военного  специалиста» должна быть  представлена подсистемой нормативности деятельности  и поведения, которая  обеспечивает формирование профессиональной и нравственной  системы  регуляции поведения, деятельности и отношений. Такая  подсистема  формируется в процессе профессионального становления офицера внутренних войск. Она  имеет  правовую основу, которую  составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты (Указы Президента, Постановления Правительства), ведомственные приказы и распоряжения, а также акты, регулирующие совместную деятельность Внутренних войск и иных органов по решению стоящих задач. Они  дополняются,  изменяются, корректируются  в  соответствии  с  происходящими  в  обществе  изменениями.

Отдельно остановимся на исследованиях Э.Ф. Зеера. Он определяет становление личности как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности. Внешними факторами, влияющими на процесс становления личности, по мнению автора, являются условия жизни, внешние воздействия, которые определяют становление личности через взаимодействия человека с другими посредством его деятельности в среде.

Обобщая собственные исследования в области профессионального становления, ученый отмечает, что профессиональное становление характеризуется тем, что в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности помимо знаний, умений и навыков формируются «профессионально важные личностные качества», такие как эрудиция,
целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, наблюдательность, предвидение и рефлексия. Поэтому обучение, сопровождающее профессиональное становление должно, по мнению автора,  строиться надеятельностнойоснове.

Заслуживает внимания концепция профессионального  развития, разработанная Л.М.Митиной[5], которая  основывается  на  положении С.Л Рубинштейна о двух  модусах  жизни. Первый способ жизни  психолог назвал адаптивным. Суть его в том, что человек  находится  внутри жизни, всякое его отношение –это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Другой, более сложный  способ отношения к жизни, к миру связан с появлением рефлексии. Она позволяет человеку подняться над непосредственным процессом  жизни, осмыслить её в целом,  ведёт  к построению  нравственной  человеческой  жизни на новой, сознательной  основе[7].

Л.М.Митина  предлагает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. При  адаптивном поведении в сознании личности доминируют тенденции к подчинению профессиональной  деятельности нормам и требованиям  профессии, использованию наработанных ранее алгоритмов решения  профессиональных задач, склонность к шаблонам, стериотипам, неспособность к спонтанности, гибкости; покорность внешним обстоятельствам.

Вторая модель профессионального развития характеризуется  способностью профессионала  выйти за пределы повседневной практики, увидеть труд в целом, сделать его предметом анализа, преобразования, совершенствования. В основе лежит высокий уровень самосознания, установка на успех, карьерный рост.

В связи с выше  изложенным, необходимо  подчеркнуть следующее. Модель  профессионального развития офицера внутренних войск должна  быть моделью развития. Если её рассматривать  как  модель  моделей, т.е. осуществить декомпозицию, то модель, соответствующая  подсистеме нормативной профессиональной деятельности офицера  внутренних  войск, описанная  выше, не является адаптивной. Она является обязательной составляющей модели профессионального развития, направленной  на  формирование готовности к решению стандартных служебно-боевых  задач. Но она не  является единственной. Модель профессионального развития будет содержать и другие виды моделей (структурную, функциональную и пр.).

Проблема поэтапного профессионального  становления  исследуется многими учёными педагогами и психологами (В.В.БондарьЭ.Ф.Зеер, Е.А.КлимовА.К.Маркова,Л.М.Митина,В.М.Шатух, А.Р.Фонарёв и др.). Они  выбирают  разные основания  для деления  на  этапы, стадии, периоды, фазы.

Представляет интерес исследование  А.Р.Фонарёва [8]. Он считает,что  деятельность в социально ориентированных профессиях, к которым мы относим деятельность офицера внутренних войск, построена на взаимодействии между людьми.Поэтому при обсуждении становления профессионала  А.Р.Фонарёв, прежде всего, обращается к различным типам социальных связей между субъектом и миром, которые  легли в основу поэтапного становления профессионала.

Опираясь на типы социальных связей, выделенные К. Марксом (социал-органический и социал-атомистический), и способы существования человека, оформленные С.Л. Рубинштейном, он разработал три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Указанные модусы, по мнению автора, являются этапами становления профессионала. Каждый модус охарактеризован им по следующим параметрам: отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу. Модус обладания характеризуется тем, что человек стремится «овладеть предметом». На этом  этапе становления, как и на всех других, можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, начинающих осваивать профессию. Это такое состояние, при котором индивид уже покинул одну событийную общность, но еще не обрел другую, более высокого уровня (например, уже не курсант, но еще не вошел в профессиональную общность). Другой вектор становления личности профессионала связан с тем, что человек уже нашел себя в профессии и не хочет изменять ни себя, ни свою деятельность.

 При переходе к модусу социальных достижений имеют место два способа реализации стремления к превосходству над другими людьми. Первое связано со стремлением к социальному статусу, второй характеризуется устремленностью к достижению собственно профессиональных успехов.

Модус служения представляет собой последний этап становления профессионала, который характеризуется появлением все учащающихся «пиковых переживаний» успешности. Очень важное место в этом модусе автор отводит рефлексии.

Таким образом, работа А.Р. Фонарева содержит описание этапов становления личности профессионала по трём модусам и  ориентирует  исследование на содержательное описание   компонентов  профессиональной  деятельности офицера внутренних дел.

Во многих публикациях профессиональное становление рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде.

Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления:

-формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;

-профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

-профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

-мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы  рассматриваем этап профессиональной подготовки будущего офицера внутренних войск  в учебно-воспитательном процессе  военного  вуза. Курсанту необходимы знания, умения, навыки, качества личности, которые влияют на эффективность управленческой деятельности офицера,  обладая которыми он может успешно выполнять поставленные   служебно-боевые задачи. При этом надо иметь в виду, что процесс профессионального становления будущего офицера имеет свои особенности. Он включает  ряд стадий: первичная должность командира взвода, заместитель командира роты с перспективой выдвижения на должность командира роты. Вместе с карьерным ростом изменяются, усложняются профессиональные  задачи. Овладение  способами их решения является одной из целей обучения.

Теоретико-методологическими основами решения названных  в  статье  проблем являются системный, деятельностный и акмеологический подходы.

Профессиональное становление-эта форма становления личности  в период обучения и в условиях трудовой деятельности. Оно   подразумевает не только совершенствование учебных и трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления – к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

Список литературы:

1.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов.-3-е изд.-М.:Академическийпроект:Фонд  «мира», 2005.-336 с.

2.Деркач А.А., В.Г..Зазыкин. Акмеология: учебное пособие.-Спб: Питер, 2003.- 536 с.

3.Кудрявцев Т.В., ШегуроваВ.Ю.Психологический анализ динамики профессионального  самоопределения  личности//Вопросы психологии, 1983.-№2.-С.51-59.

4.Левитан К.М.Основы  педагогической деонтологии.-М.:Наука,1994.- 192 с.

5.Митина  Л.М.Психология труда профессионального развития учителя.-М.:АКАДЕМА,2004.-320 с.

6.Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание  профессионального становления человека.-Екатеринбург:УРАО, 2002.- 160 с.

7.Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика,1976.-416 с.

8.Фонарёв А.Р. Психология становления личности профессионала:учебное пособие.- М.:Моск. псих.-соц. ин-т,2005.-240 с.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Written by: Холина Лидия Игнатьевна, Серёдкин Николай Алексеевич
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 04/13/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
Available in: Ebook