30 Янв

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Реализация непрерывного математического образования в системе «школа–вуз» в рамках деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей и центров довузовского или дополнительного образования, созданных при вузах, предоставляют реальную возможность проявить личностные качества, определить особенности познавательной деятельности, тип активности субъекта, создать дидактические и психологические условия осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности.

Математика как учебный предмет обладает большими возможностями с точки зрения создания условий для интеллектуального и личностного становления обучающихся [1].

Непрерывность и преемственность процесса образования должны обеспечиваться на любом этапе обучения в рамках реализации цепочки «школа – довузовское образование – вуз – послевузовское образование, самообразование» с учетом требований компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Преподавание математики в старшей школе встречается со многими проблемами, из которых выделим две. Первая – низкая мотивация учащихся, снижение общественной ценности получения качественного общего образования, отсутствие у старшеклассников навыка самостоятельной работы и опыта восприятия серьезных математических идей, самостоятельного применения и осмысления математического аппарата. Вторая – дефицит педагогических кадров, не позволяющий провести комплектование школ квалифицированными специалистами, и сокращение аудиторных часов по математике, которое произошло по многим, в основном объективным, причинам. На сегодняшний день данные проблемы распространены очень широко, и их решением вынуждены заниматься преподаватели вузов на базе школ, муниципальных учреждений и вузовских центров дополнительного образования детей.

Создание в системе «школа – довузовское образование – вуз – послевузовское образование, самообразование» специальной образовательной среды, включающей профильные классы, проведение подготовительных курсов по подготовке к вступительным экзаменам в вузы и ЕГЭ, мастер-классов, проектных исследований, профориентации и карьерного консультирования, репетиционного (пробного) тестирования в формате ЕГЭ, проведение ежегодных математических олимпиад, научно-практических конференций и т. п., содействует общему интеллектуальному развитию учащихся, формированию универсальных учебных действий, реализации целей математического образования с точки зрения компетентностного подхода.

Опыт показывает, что выпускники школ не имеют уровень знаний, достаточный для поступления в вуз. Поступающие нуждаются в дополнительной подготовке. Такую подготовку, учитывающую требования как единого государственного экзамена, так и вступительных экзаменов в вузы можно получить на подготовительных курсах – еженедельных занятиях, которые ведут вузовские преподаватели и сотрудники, авторитетные специалисты и ученые, имеющие многолетний опыт работы с абитуриентами, на базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей и центров довузовского или дополнительного образования, созданных при вузах.

Курсы направлены на систематизацию знаний, накопленных за годы учебы в школе, углубленное изучение наиболее сложных тем, знакомство со специальностями и специализациями вуза, психологическую готовность к вступительным испытаниям. В ходе курсов обучающиеся получают опыт написания ЕГЭ в реальных условиях и оценки своих знаний и навыков, анализируют работы и разбирают типичные ошибки, в том числе и технические, овладевают техниками, позволяющими лучше усваивать учебный материал, различными подходами к планированию времени и оценке собственных возможностей и др.

С педагогической точки зрения отечественный единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой тест успеваемости. Отметим, что сегодня в задания ЕГЭ стали включать содержательные (а не только одноходовые или однотипные) задачи, в том числе задачи по геометрии.

Тестовая форма проверки знаний является трудной для учащихся, поскольку традиционно в школах знания по математике проверяются проведением контрольных работ, и у учеников недостаточно сформирован опыт выполнения тестовых заданий [3].

По результатам ЕГЭ проверяется не только умение обучающегося решать содержательные задания по математике, но и его умение подбирать наиболее разумный ответ, применять свои знания в нестандартных ситуациях. У учащихся возникает необходимость применять рациональные приемы счета, выполнять преобразования в уме, оценивать правильность получившегося ответа.

Учитывая опыт проведения занятий по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике, предлагаются следующие рекомендации для реализации подобных занятий:

  1. Осуществлять психологическую подготовку к ЕГЭ. Необходимо формировать у учащихся твердое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.
  2. Следует учить школьников технике сдачи теста. Эта техника включает следующие моменты:
    • обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
    • обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;
    • обучение прикидке границ результатов;
  • Методическая подготовка к ЕГЭ заключается в том, что учащиеся должны выполнять сначала тематические тесты, которые построены по принципу «от простых к сложным». И только в конце подготовки предлагать ученикам комплексные тесты. Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Нужно учить использовать личный запас знаний, учить учащихся общим универсальным приемам и подходам к решению, нестандартному мышлению, применять различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Анализ заданий ЕГЭ по математике, а также, проводимая нами на начальном этапе подготовки к ЕГЭ диагностика знаний учащихся позволили сделать вывод о тех темах, на которые нужно обратить особое внимание при подготовке обучающихся к единому государственному экзамену:

  1. Задачи на проценты. Нужно обратить внимание учащихся, что процент зависит от величины, от которой он исчисляется.
  2. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. При решении уравнений учащиеся не учитывают область допустимых значений. А при решении неравенств не учитывают знак знаменателя.
  3. Иррациональные уравнения. Необходимо обратить внимание на определение арифметического квадратного корня, на область допустимых значений и на посторонние корни.
  4. Уравнения и неравенства с модулем. Учащиеся не всегда знают алгебраическое понятие модуля, и графическое представление функций, содержащих модуль.
  5. Текстовые задачи на движение по прямой и по воде, на совместную работу, на сплавы и смеси.

Изложенные выше рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике применяются на практике в учреждениях дополнительного образования. При этом можно отметить, что все обучающиеся, прошедшие подготовку к ЕГЭ по математике, сдали экзамен, поступили и успешно обучаются на бюджетной основе в различных высших учебных заведениях.

Список литературы

  1. Агаханов Н. Х. Средовый подход как условие развития математически одаренных школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 1 (129). С. 120–124.
  2. Нейман Ю.М., Королёва Т.М., Маркарян Е.Г. Математика. ЕГЭ. Учебно-справочные материалы. М.: Просвещение, 2011. 287 с.
  3. http://www.fipi.ru/ Web-сайт Федерального института педагогических измерений.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Written by: Жидова Любовь Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook