28 Ноя

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Образование становится неотъемлемой частью образа жизни личности, становится самой жизнью человека. В постиндустриальном обществе образование становится основным фактором социальной мобильности, в том числе и конкурентоспособности как отдельной личности, так и всего общества.

В процессе модернизации системы образования меняется стремительно общее образование, причем изменения коснулись и содержательных, и организационных аспектов: это введение ЕГЭ, реализация концепции профильного обучения и т.д.

В условиях модернизации образования значительно меняются функции учителя. Учитель становится центральной фигурой образовательного процесса, технологом, воспитателем, выступает организатором познавательной, преобразовательной деятельности учащихся. Хотелось бы особо указать на то, что реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способного к работе с различными категориями детей в инклюзивной образовательной среде образовательного учреждения.

Инклюзивная среда стимулирует участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер поведения. Указанные процессы привели к росту требований к профессиональной компетентности учителя.

В процессе модернизации образования профессиональная компетенция учителя соотносится не просто с суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а прежде всего рассматривается как комплексная технология, как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В данном случае речь идет об особом новообразовании личности, таком феномене как педагогическая культура.

Сущность педагогической культуры в процессе модернизации образования направлена на широкие возможности для субъектов образовательного процесса в формировании  и реализации личностных образовательных потребностей и инициатив. Методологическое обоснование целеполагания педагогической культуры учителя в процессе модернизации  образования определяется формами деятельности, профессионально-личностными качествами, формирующих внутренний мир, ценностные смыслы, культурные идеалы и предпочтения педагога, основано на следующих принципах:

  • личностно-ориентированный характер образования;
  • проблемность и диалогичность образования, выстраивание диалогических отношений педагога и обучающегося;
  • активная, творческая поддержка личности обучающегося по формированию его «самости», активного включения себя в мир предметной, социальной и духовной культуры;
  • ориентация субъекта на будущее содержание жизни и деятельности.

Педагогическая культура – понятие многомерное, учитель в интерпретации данного понятия наделяется следующей сущностной характеристикой: «он поводырь, который вводит учащихся в образовательное пространство: в мир знания и незнания. Подобная позиция педагога способствует становлению учебной деятельности и развитию личности учащихся со всеми вытекающими из этого последствиями: побуждение познавательных потребностей, мотивов учения, формирование способностей к самостоятельности, целеполаганию, рефлексии, практическому сознанию». [Зинченко163, c.27].

В процессе модернизации системы образования актуализируется идея раскрепощения педагогической деятельности учителя, формирования новой педагогической ментальности, основанной на демократических идеалах, гуманистических ценностях, в признании личности как высшей ценности, взаимопонимании, взаимодоверии и межкультурном диалоге всех участников педагогического процесса. Педагогическая культура обусловливает формирование профессиональной позиции педагогов, основанной на принятии учащегося как равноправного участника педагогического сотрудничества. Детерминация миссии педагога в контексте нашего исследования обусловлена выполнением функций помощника, квалифицированно содействующего становлению целостной личности человека. Отношение к человеку как к субъекту познания, общения, творчества.

Рассмотрение сущностной характеристики педагогической культуры определяется гуманитарностью сознания учителя с его гуманитарной культурой. Гуманитарная культура учителя в процессе модернизации образования приобретает особую ценность. Гуманитарная культура учителя проявляется в осознании им глубокой духовной сущности процессов становления человека, процессов воспитания и обучения.

Данные методологические установки актуализируют процесс модернизации и формирования такой модели системы образования, в которой будет реализовано право учителя на творчество, на индивидуальный педагогический проект, систему инновационных педагогических технологий, даст право учителю выбирать уровни образовательных программ, учебники и методические пособия, дает возможность выйти за пределы нормы, образовательного стандарта. В целом педагогическая культура выступает в качестве индикатора при определении индивидуального педагогического почерка учителя, вектора его личностного развития.

Но в то же время необходимо указать на то, что актуальность фномена педагогической культуры обусловлена рядом противоречий, имеющих место в системе образования в контексте ее модернизации:

  • между личностно-ориентированной парадигмой, рассматривающей личность учителя как цель, ценность системы современного педагогического образования и сохраняющимся взглядом на учителя как на «средство» решения терминальных социокультурных задач;
  • между детерминацией исторически обусловленного высокого уровня социальной статусности учителя и его реального положения в современном обществе;
  • между необходимостью аксиологического подхода к осознанию самоценности человеческой личности и традиционной методологией системы высшего образования, направленной на формирование педагога лишь как специалиста;
  • между необходимостью создания условий, направленных на удовлетворение потребностей современного учителя в самореализации в пространстве культуры и педагогической действительностью, представляющей собой реальные условия, связанные с недостаточным финансированием системы образования, слабой материально-технической базой учреждений образования, дефицитом литературы методического плана;
  • между объективной потребностью формирования педагогической культуры учителя и недостаточной разработанностью методологических основ данного направления в исследованиях современной педагогике.

 В процессе модернизации системы образования приоритетной задачей в определении показателя уровня педагогической культуры является необходимость сформулировать, выразить новое видение мира, освоить новые способы оперирования информацией. В этих условиях фактором педагогической культуры учителя выступает его информационная компонента.

Т.о., сущностные характеристики педагогической культуры учителя сопряжены с оптимизацией педагогической деятельности, с работой в информационном поле, когда происходит обмен информацией посредством погружения в культурные тексты, на основе которых происходит обмен опытом, способностями, умениями, навыками, результатами деятельности, преображение, передача и усвоение социального опыта, учитывающих изменения духовного мира субъектов образования, структуры и сущности системы «учитель-ученик».

  1. Зинченко.В.П. Живое Знание. Психологическая педагогика. — Самара, 1998. – 123 с.;
  2. Хоронько Л.Я. Социокультурные аспекты модернизации современной системы образования// Известия Южного отделения Российской академии образования. г. Ростов н/Д. 2004.
    СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    В статье рассмотрены процессы модернизации современного образования. Выявлен и охарактеризован главный конструкт модернизации образования – педагогическая культура, сопряженная с профессионально-личностными компетенциями учителя. Дана характеристика принципов данного понятия, а также представлены противоречия, обусловившие введение данного понятия.
    Written by: Хоронько Любовь Яковлевна, Макагон Евгения Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook