28 Апр

СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современная школа, вслед за запросами изменяющихся социально-культурных условий общества, предъявляет к учителю новые требования: владение дополнительными к предметным профессиональными и личностными компетенциями, необходимыми для эффективного обучения, воспитания и осуществления развивающей деятельности. Учителю необходимо вести обучение на основе интерактивных технологий, системно-деятельностного подхода, владеть ИКТ-компетентностью, уровнем понимания этической и профессиональной ответственности, эффективно представлять себя и результаты своего труда, иметь ряд способностей – к работе в команде, к дальнейшему обучению, восприятию и анализу новой информации, инновационной деятельности [1].

Одной из главных компетенций учителя, несомненно, является профессиональная, формирующая и развивающая мотивацию к обучению и предметной культуре — например, математической, лингвистической и др. Однако сами выпускники педагогического вуза, а, следовательно, и молодые педагоги, неоднозначно мотивированы на преподавание в школе любимого ими предмета, будь то иностранный язык или музыка. Проведенные нами опросы будущих учителей выявили тенденцию неосознанного или вынужденного выбора (64%) сферы будущей профессиональной деятельности; отсутствие у старшекурсников (60%) направленности на педагогическую деятельность, низкий уровень и неразвитость внутренних механизмов личностного и профессионального самоопределения. В связи с этим происходит актуализация системы подготовки будущего учителя, обеспечивающей формирование мотивационно-ценностной готовности (МЦГ) к профессиональной деятельности.

Различные аспекты данной проблемы отражены в целом ряде фундаментальных работ в области философии, психологии и педагогики. Однако проблема формирования мотивационно-ценностной готовности будущего учителя остается недостаточно изученной в теоретическом и практическом аспектах в рамках современного вузовского образования, таких, например, как организация внеаудиторной работы, особенности ее интеграции с аудиторной работой будущих учителей, отсутствуют критерии и показатели сформированности МЦГ.

Изучение и анализ исследований ученых (В.К. Вилдюнас, Е.П. Ильин, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д. Мак-Клеланд, А. Маслоу, Р.Н. Немов, К Роджерас, Х Хекхаузен) позволяют рассматривать МЦГ как сложный многокомпонентный структурно-содержательный феномен, так как МЦГ представляет взаимосвязь ценностей и мотивов – ценности мотивируют деятельность и поведение человека. Современные и зарубежные и отечественные исследователи указывают на то, что личность всегда выступает как носитель определенных ценностей и ее действия зависят от того, каковы эти ценности, какую роль они играют в удовлетворении потребностей как своих, так и других людей.

Анализ современных исследований, предлагающих модели подготовки будущего учителя показал, что они, в основном, ориентированы на развитие профессиональной готовности и компетентности студента. Разрабатывая понятие «мотивационно-ценностная готовность», мы основывались на позиции В.А. Сластенина, согласно которой «профессиональная готовность к педагогической деятельности — это совокупность профессионально обусловленных требований к учителю», в составе которой выделяются психологическая, психофизиологическая готовность, научно-теоретическая и практическая компетентность [1, с. 26]. Однако особая роль, по мнению ученого, принадлежит профессионально-педагогической направленности, включающей интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности [1, с. 28].

В контексте данного исследования мы рассматриваем МЦГ будущего учителя как интегративное личностное качество будущего учителя, предполагающее наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (профессионально-педагогическая направленность); ценностного отношения к ней (интерес к профессии и желание заниматься ею, удовлетворенности профессиональным выбором); активности в освоении профессии и социальной активности, умений профессиональной рефлексии.

На основе компонентного состава были выделены критерии и показатели сформированности МЦГ будущего учителя к профессиональной деятельности:

— мотивационный (профессионально значимые потребности, интересы и мотивы педагогической деятельности),

— аксиологический (ценностные ориентации на профессионально-педагогическую деятельность),

— деятельностный (профессионально-педагогическая направленность, активность в освоении профессии, социальная активность),

— рефлексивный (умения и качества педагогической рефлексивности: нацеленность на сотрудничество; позитивное восприятие себя; умения самоконтроля и самоанализа результатов своей деятельности).

Косвенными показателями сформированности МЦГ являются: количество выпускников, трудоустроенных в образовательные учреждения; количество выпускников, стаж работы которых в образовательных учреждениях составляет не менее пяти лет, положительные отзывы работодателей о работе выпускников. Во время проведения экспериментальной работы на факультете иностранных языков АГГПУ отслеживались трудоустройство и карьера выпускников: за последние пять лет (2010-2016 гг.) 40-60% выпускников факультета трудоустроились и работают в городских и сельских образовательных учреждениях Алтайского края; молодые учителя положительно характеризуются работодателями, участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, повышают свою квалификацию; четыре выпускника факультета иностранных языков стали победителями конкурса «Учитель года»; 30-40% работают в сельских школах, в том числе в малокомплектных по программе «Федеральная грантовая поддержка выпускников».

Список литературы:

  1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 567 с.
  2. ФГОС ООШ, электронный ресурс: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/documents/938
    СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    В статье рассматриваются проблема структуры мотивационно-ценностной готовности (МЦГ) будущего учителя к профессиональной деятельности, актуальность ее формирования; выявляются критерии и показатели сформированности МЦГ. В структуру МЦГ входят следующие компоненты: мотивационно-личностный; ценностный; деятельно-практический; рефлексивный.
    Written by: Павлюченко Светлана Эдуардовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/19/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook