30 Янв

СПРОС НА ВЕНГЕРСКОМ РЫНКЕ ТРУДА НА РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ИЗБЫТОЧНЫЙ И НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗА ПЕРИОД 1994-2002 ГГ.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В данном исследовании используется информация о профильном образовании венгерских  служащих и акцентируется внимание на  влиянии избыточного и недостаточного уровней образования работников на их доходы за период 1994 — 2002 годы. Школьное обучение является стартовой площадкой для повышения уровня образования. Обучение обычно измеряется количеством лет, которые были затрачены на получение образования; необходимое образование представляет собой стандартное по сроку обучения образование, требуемое для выполнения определенной работы.

Полученные результаты  доказывают, что:

  • дополнительный год обучения, который приводит к получению необходимого или избыточного образования, дает свои положительные результаты в отношении оплаты труда, в то время как, дополнительный год бездействия, когда не происходит совершенствования знаний и навыков, приводит к негативным последствиям и к снижению заработной платы;
  • экономические выгоды при наличии образования, требуемого на рынке труда, больше, чем при наличии избыточного образования;
  • доходы работников с недостаточным уровнем образования гораздо ниже, чем у работников с необходимым образованием.

За рассматриваемый отрезок времени произошло возрастание спроса на квалифицированных работников, и  увеличилось предложение специалистов с высшим образованием. В начале этого периода предложение кажется довольно неэластичным, вследствие этого, повысилась заработная плата у имеющих избыточное образование работников; далее оно стало более гибким, что, в результате привело, к увеличению экономических выгод для тех, кто работников, которые имели образование, требуемое на рынке труда. Пропорция работников с избыточным образованием  увеличилась с 11 %  до 24 % за период с 1994 по 2002 год [9 с. 393].

Предмет нашего исследования – это происходящие в Венгрии изменения в оплате труда для имеющих избыточное образование работников и работников с недостаточным уровнем образования. Согласно исследованиям, в 1990-х годах на рынке труда этой страны произошло совпадение спроса и предложения, касающихся квалифицированных  работников с более высоким уровнем образования. В результате этого, более высокий уровень образования привел к росту  заработной платы работников.

Что мы подразумеваем  под имеющими избыточное образование работниками и работниками с недостаточным уровнем образования?

Избыточность образования и недостаточный уровень образования — критерии, описывающие отношения между требованиями работодателей и уровнем образования. Они характеризуют соответствие между имеющимися в наличии рабочими местами и уровнем используемого работниками образования. Считается, что работник имеет избыточность (недостаток) образования   только в том случае, когда его или её уровень образования выше (ниже) чем, требуется для выполнения работы [2, с. 805].

Данной проблеме посвящено огромное количество литературы, в которой рассматриваются вопросы, касающиеся оплаты труда имеющих избыточное образование работников, и работников с недостаточным уровнем образования. Во многих странах так же проводятся различные исследования, направленные на то, чтобы определить, насколько широко распространено это явление [3. с. 72], [4 с. 181], [9. с. 390].

Наиболее важной гипотезой моделей избыточного и недостаточного уровней образования является то, что совпадение или расхождение в условиях относительно уровня образования, требуемого для того, чтобы занять рабочую вакансию и  предлагаемого работником, оказывает значительное влияние на его или ее последующие доходы. Если уровень профильного  образования соответствует требованиям работодателей, то оплата труда такого работника будет выше, чем в случае несовпадения этих факторов. Данная ситуация складывается в результате того, что чем больше уровень образования подходит для выполнения работы, тем эффективнее можно использовать навыки и умения работника [3 с. 68].

Из вышеизложенных фактов следует что, для изучения  размера доходов, получаемых имеющими избыточное образование работниками, и работниками с недостаточным уровнем образования, необходимо провести исследование двух взаимосвязанных проблем. Во-первых, особенно  важно установить  уровень необходимого образования, требуемого  для данной работы. Во-вторых, основываясь на этой информации, всех специалистов следует разделить на три категории: имеющие избыточное образование специалисты, работники с недостаточным уровнем образования и работники, чей уровень образования точно соответствует требованиям работодателя.

Существует огромное количество методов для решения поставленных задач [5 с. 156], [6 с. 139]. В данном исследовании используется метод, разработанный Б. Кикером, С. Сантосом и М. де Оливьера (1997) [7 с. 203]. Согласно этому методу, рабочие места характеризуются в зависимости от рода деятельности, и уровень образования, необходимый специалисту для получения рабочего места, определяется в соответствии со стандартным по сроку обучения уровнем профессионального образования. С помощью наблюдаемых и требуемых рынком труда образовательных уровней мы можем определить уровень и качество квалификации специалиста, то есть, является ли он работником с избыточным или с недостаточным уровнем образования. Необходимые и наблюдаемые уровни образования характеризуются здесь количеством полных лет обучения (чем выше уровень квалификации, тем больше срок обучения). Избыточность образования, таким образом, определяется как наличие дополнительных лет обучения, в то время как недостаточный уровень образования означает, что работник обучался в течение меньшего срока, чем предусмотрено, чтобы овладеть данной профессией.

Следующим шагом является использование версии функции дохода Г. Беккера – Дж. Минсера [1 с. 37], [8] для  оценки заработной платы работников, имеющих избыточные, недостаточные и точно соответствующие требованиям трудового рынка, уровни образования. Мы полагаем, что заработная плата в этих трех случаях не будет равноценной.

Результаты оценок размеров оплаты труда, в общем, подтверждают самую важную гипотезу проблемы избыточности или недостатка образования.

Мы имеем следующие результаты:

  • финансовые выгоды от наличия образования, которое точно соответствует требованиям работодателей, а так же от избыточного образования, носят положительный характер, в то время как недостаточный уровень образования отрицательно сказывается на доходах;
  • выгоды от дополнительного года обучения меньше, чем от наличия требуемого уровня образования;
  • хотя наличие более сокращенного по сроку обучения образования сказывается отрицательно, это отрицательное воздействие, при абсолютных условиях, меньше, чем те выгоды, которые можно получить при  точно соответствующем запросам работодателей уровне образования.

Что касается Венгрии, явление избыточности или недостатка образования должно интерпретироваться в контексте переходной экономики этой страны. В некоторых исследовательских работах описываются эффекты переходного периода экономики Венгрии на доходы работников в зависимости от уровня образования следующим образом. В первой фазе переходного периода (со второй половины 1980-ых до середины 1990-ых годов) экономические преобразования вызвали огромное количество крупномасштабных потерь рабочих мест, а новые вакансии появлялись в очень небольших количествах. Значительная пропорция рабочих, находящихся в старшем возрастном диапазоне, или с более низкими уровнями образования была вытеснена с трудового рынка; в то же время не происходило никакого увеличения спроса на образованных работников. Во второй фазе (до конца 1990-ых годов) произошла реорганизация всех имеющихся в наличии рабочих мест. Современные рабочие места, на которые требовались квалифицированные специалисты, начали появляться все больших количествах. Размеры заработной платы молодых и образованных рабочих существенно выросли, а опыт, более старших по возрасту работников, обесценился на трудовом рынке. В этот период увеличивающейся спрос на специалистов, имеющих высшее образование, сопровождался ростом заработной платы для молодых и образованных работников. Это предполагает что, несмотря на существенное увеличение числа людей, закончивших ВУЗы, предложение молодых людей с высшим специальным образованием на трудовом рынке было относительно неэластичным. Результаты исследований показывают, что, к началу 21-ого столетия, благодаря тому, что на рынке труда предложение специалистов с более высокими уровнями образования становилось со временем  все более эластичным, работодатели начали нанимать работников, чьи уровни образования соответствовали новым, более высоким, рабочим требованиям. В результате пропорция рабочих с более высокими уровнями образования увеличилась на тех рабочих местах, где требовались более квалифицированные специалисты, но в то же самое время, уровень заработной платы работников с высшим образованием, заметно снизился. Оба показателя предполагают, что, к началу десятилетия, реорганизация рабочих мест, вызванная спросом на таких сотрудников, замедлилась или даже прекратилась [5 с. 157].

В контексте проблемы соответствия уровня образования, требуемого для того, чтобы занять рабочую вакансию и  предлагаемого работником (что определяется исходя из количества полных лет обучения), в связи с реструктурированием рабочих мест следует также учесть три фактора.

Во-первых, развитие необходимых и наблюдаемых уровней обучения может происходить в течение всего времени. Наличие на трудовом рынке большего числа работников с более высокими уровнями образования, следует расценивать как повышение наблюдаемого уровня образования.

Во-вторых, можно так же проанализировать процесс изменения природы проблемы несовпадения имеющихся навыков, и рабочих требований. Изменения в образцах спроса и предложения происходят в одном и том же направлении: к более высокому уровню образования. Мы можем, поэтому, ожидать, что, если общая пропорция хорошо подобранных пар работников и рабочих мест постоянна, то проблема несовпадения навыков и рабочих требований должна характеризоваться тем, что в начале этого периода существовала тенденция, когда работники имели недостаточный уровень образования, а  в конце возникла тенденция, когда специалисты стали иметь избыточное образование. Таким образом, мы ожидаем, что работники, не отвечающие рабочим требованиям, вероятно, будут малообразованными в начале периода и с избыточным образованием  в конце него.

На трудовом рынке с динамически изменяющимся образцом спроса и относительно неэластичным предложением интерпретация результатов процедуры определения избыточного или недостаточного уровней образования представляет собой значительную проблему. Если образец спроса постоянный или изменяется медленно, и/или предложение эластично, то базовый уровень образования, наблюдаемый в данном промежутке времени,  может быть справедливо расценен как хороший показатель необходимого уровня обучения. Но, если  образец  спроса перемещается сравнительно быстро к работникам с более высокими уровнями образования, и предложение является относительно неэластичным, то базовый уровень образования, наблюдаемый в данный отрезок времени, не обязательно отражает пересмотренные требования к образованию для получения рабочего места. Вместо этого он мог бы быть критерием, в соответствии с которым, предприниматели были бы в состоянии заменить работников с более низким уровнем образования, которые ранее отвечали рабочим требованиям, на  лучше образованных специалистов, со степенью профессиональной подготовки, соответствующей пересмотренным (более высоким) требованиям. Если бы дело обстояло так, то также возможно, что имеющие избыточное образование специалисты фактически не являются переквалифицированными, но, на основании пересмотренных требований, они имеют подходящие для работы уровни образования или имеют меньше избыточных лет обучения, чем необходимый для данной профессии наблюдаемый базовый уровень образования.

Наконец, если это — так, то мы можем недооценить степень недостаточности образования, так как разрыв между фактическим уровнем образования и наблюдаемым базовым уровнем образования будет меньшим, чем мы бы получили, если бы мы рассматривали фактические пересмотренные рабочие требования, взятые в качестве стандарта сравнения.

Проблемы можно было бы избежать, используя групповые модели с задержкой времени; это, однако, не доступно для нас, так как наши образцы – представляют собой образцы поперечного среза. В этом исследовании мы основываемся на наблюдении, что предложение стало более гибким к концу изученного периода и таким образом занятость рабочих с уровнями образования, отвечающими требованиям рабочего места, стала более выполнимой. Поэтому, базовые уровни образования, наблюдаемые в конце периода, практически соответствуют  пересмотренным рабочим требованиям.

Список литературы:

  1. Becker, Gary S. (1962), Investment in Human Capital: A Theoretical Approach, Journal of Political Economy, vol. 70, pp. 9-49.
  2. Buchel, F. and A. Mertens (2004): Overeducation, Undereducation and the Theory of Career Mobility. Applied Economics, 36:803-816.
  3. Cohn, E. and S. Kahn (1995): “The Wage Effects of Overschooling Revisted”, Labour Economics, 2, 67-76.
  4. Dolton P. & Vignoles, A. (2000) The incidence and effects of Overeducation in the U.K. graduates labour market, Economics of Education Review, 19, 179-198.
  5. Groot W. and Maassen van den Brink H. (2000), ‘Overeducation in the labor market: a meta-analysis’, Economics of Education Review, 19, p.149-158.
  6. Hartog, J. (2000): «Over-education and earnings: where are we, where should we go?,» Economics of Education Review, 19(2), 131-147.
  7. Kiker, B. F., M. C. Santos and M. Mendes de Oliveira 2000: ‘The role of human capital and technological change in overeducation.’ Economics of Education Review, vol. 19, pp. 199–206.
  8. Mincer, J. (1974) Schooling, Experience, and Earnings. New York: NBER Press.
  9. Rubb, S. (2003b): Overeducation: a short or long run phenomenon for individuals? Economics of Education Review, 22:389-394.
    СПРОС НА ВЕНГЕРСКОМ РЫНКЕ ТРУДА НА РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ИЗБЫТОЧНЫЙ И НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗА ПЕРИОД 1994-2002 ГГ.
    Written by: Прус Людмила Валентиновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook