30 Дек

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Предмет «Изобразительное искусство» является обязательным для изучения в начальной и основной школе. В настоящее время Россия приступила к внедрению новых образовательных стандартов.Кроме этого, в нашей стране активно развивается дополнительное образование, а так же начальное профессиональное художественное образование.Для реализации поставленных перед образованием задач соответственно необходимы квалифицированные кадры, подготовка которых и осуществляется на художественных факультетах педагогических вузов.

Новые стандарты образования инициировали резкое сокращение учебных аудиторных часов, что требует построения более современных  гибких методик обучения.Таким образом, основным направлением научной работы художественных факультетов педагогических вузов становится поиск новых научных систем обучения специальным дисциплинам, для подготовки специалистов области изобразительного искусства, обладающих знаниями, умениями и навыками как творчески-изобразительными, так и психолого-педагогическими.

Организация первых  педагогических курсов для учителей рисования и черчения была инициирована учениками Д.Н. Кардовского, К.Н. Корниловым и М. А. Краянским в 1937 году. Это означало открытие пути к становлению художественно-педагогического образования в нашей стране. В 1939 году педагогические курсы были переименованы в Московский государственный учительский художественный институт (МГУХИ) с двухгодичным сроком обучения. Позже в 1941 году институт был преобразован в художественно-графический факультет при МПГИ им. В.П.Потемкина.

Анализируя работу факультета, Н.Н.Ростовцев пишет, что «обучение академическому рисунку строилось на твердых позициях реалистического рисунка. Основным учебным предметом был рисунок. В основу методики обучения рисунку и живописи был положен метод Д.Н. Кардовского, так как преподавателями в основном были его ученики» [1, с. 80].

Развитие системы подготовки педагогических кадров не останавливалось, даже в тяжелое военное время разрабатывались и осуществлялись перспективные планы подготовки учителей рисования.

В конце 40-х — начале 60-х годов выходит ряд монографий, книг, учебных пособий, статей, посвященных проблемам обучения изобразительному искусству.

В результате на художественно-графических факультетах была выстроена система обучения отличающаяся: педагогической направленностью. Это заключалось в передаче студентам определенной суммы знаний по творческим дисциплинам и формировании у него профессионально-педагогической направленности мышления.

В процессе обучения использовалось большое разнообразие методов и форм обучения, лекционные, семинарские  и практические занятия, активно применялись методические таблицы и схемы. Сложилась система самостоятельной подготовки студентов в мастерских под руководством преподавателей. Эта система позволяла формировать у студентов умение решать творческие задачи, самоорганизованность и познавательную самостоятельность студентов.

В 50 — 60 годы широкое применение в учебных программах художественно-графических факультетов педагогических университетов получило использование линейного (объемно-конструктивного) рисунка, что способствовало развитию творческого подхода к выполнению учебных работ, активизировало исследовательские начала, а также давало возможность подойти к процессу изображения осознанно, целостно и композиционно.

Так же совершенствованию методики преподавания и успешной организации учебно-воспитательного процесса, на художественно-графических факультетах способствовали тщательный подбор профессорско-преподавательского состава, обмен педагогическим опытом со специализированными высшими художественными учебными заведениями.

В 60-е годы открываются ряд художественно-графических факультетов при педагогических институтах: в Москве МГЗПИ, Курске, Омске, Смоленске, Нижнем Тагиле, Орле, Костроме, Краснодаре, Хабаровске и других городах страны.

В связи с тем, что художественно-графические факультеты, в сравнении с художественными вузами, всегда имели гораздо меньшее количество часов по художественно-профессиональным дисциплинам, поиск дальнейших путей развития системы обучения изобразительному искусству на художественно-графических факультетах стал актуальным и правомерным решением.

Таким образом, перед педагогами художественно-графических факультетов встала проблема подготовки художника-педагога − высококлассного специалиста, за отведенное на обучение время. Все исследования, проводимые на художественно-графических факультетах в середине XX века, посвящались решению проблемы повышения качества обучения не количественным увеличением часов, а за счет применения качественно-новых методических разработок. Сформировавшаяся в результате система обучения изобразительному искусству на ХГФ стала базовой и активно применялась в вузах СССР вплоть до 80 годов.

В 70 — 80 годы на ХГФ развертывается бурная выставочная деятельность. Проходит серия Всесоюзных художественных выставок и Всероссийских выставок учебных и творческих работ студентов и преподавателей художественно-графических факультетов.

Несмотря на сложное культурно-экономическое положение, в начале 90-х годов отмечался некоторый рост качества образования на художественно графических факультетах педагогических вузов.  В это время активно вводятся спецкурсы, спецсеминары, факультативы, регулярно проводятся выставки работ студентов. Одним из главных направлений работы в этот период является развитие профессионального художественного мышления будущих художников-педагогов. Эти процессы можно объяснить тем, что в предшествующие периоды у художественно-графических факультетов сформировались резервы для совершенствования системы обучения академическому рисунку и живописи, подъема педагогической деятельности на качественно новый уровень. Научно-методический  фонд активно пополнялся, такими значимыми трудами как учебное пособие Н.Н.Ростовцева и А.Е.Терентьева «Развитие творческих способностей на занятиях рисованием» и «Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции» (1989), защищена докторская диссертация В.П.Зинченко «Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком».

В настоящее время в отношении учебного процесса выдвигаются постоянно возрастающие требования как в вопросах совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в его научной организации. Внимание исследователей и практиков художественной педагогики сосредоточено на поисках все более совершенных и гибких методик, которые основаны на последних достижениях в области психологии, педагогики и методики обучения изобразительному искусству.

Переход системы образования на многоуровневую (бакалавриат, магистратура, аспирантура) открывает для художественных факультетов педагогических вузов новые возможности для разработки инновационных методов обучения. Нововведения так же открывают новые возможности для подготовки квалифицированных художников-педагогов, осуществляющих не только художественно-творческую и педагогическую работу, но и научно-исследовательскую.

Список литературы

  1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. И сов.школы рисунка: Учеб. пособие для студентов худож — граф. фак. пед. ин-тов по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд.» М.: Просвещение, 1982.
  2. Иконников А.И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов: автореф. дис. … д-ра пед. наук (13.00.02): Хабаровск,1998.–471с.
  3. Шаляпин О. В.Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.02): Омск, 2002.–139с.

Научный руководитель – кандидат педагогических наук,

доцент Института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ»

 К.А. Кравченко

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье рассматриваются история становления художественно-графических факультетов педагогических вузов, их специфические особенности, как ключевые звенья формирования системы художественно-педагогического образования.
Written by: Дементьева Анастасия Александровна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/07/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
Available in: Ebook