30 Янв

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социально-культурных задач современного общества.

Роль учреждений культуры в решении поставленной задачи особенно велика. Учреждения культуры, располагая всеми необходимыми ресурсами и потенциалом, создают условия для самореализации ребенка, оптимального развития его творческих способностей и познавательной активности.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [4].

Одаренность – системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [3, с. 152].

Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения культуры в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

В процессе приобщения детей к творчеству в условиях социально-культурной деятельности учреждений культуры, каждый ребенок может  получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Творчество выступает как фактор становления  и  развития  личности ребенка усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Поэтому, создания Центра поддержки творчески одаренных детей в учреждениях культуры является необходимостью для саморазвития личности ребенка путем воспитания эстетических чувств прекрасного и трепетного отношения к миру. По мнению мыслителей, искусство, как ничто иное, помогает людям понять закономерности человеческого существования, проникнуть разумом в неопознанное. Оно не только способствует познанию особых форм бытия, но и выступает в качестве важнейшего орудия воспитания и нравственного совершенствования общества.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой деятельности.  Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью кисти, красок, вдохновение. Искусство – явление социальное.  Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности.  Художник преобразовывает жизненный мир, воспроизводя новую реальность – художественный мир. Искусство познает, воспитывает, сохраняет, развивает общий кругозор видения, вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человечества.

Представители эпохи Просвещения отстаивали мысль о социальном назначении искусства, развивали идеи, согласно которым искусство смягчает нравы, воспитывает человека в духе гражданских добродетелей, развивает творческую активность. Обращение к искусству, его воспитательной силе, по мнению мыслителей прошлого, должно предшествовать изменению социальных отношений в обществе. Ученые рассматривали искусство как зеркало жизни, считали его и «учебником жизни», важным средством образования и нравственного воспитания.

Социально-творческое воспитание детей средствами изобразительного искусства формирует представление человека о том, как прекрасен наш мир, как много в нем красивого, загадочного, таинственного, которое мы должны сохранять, одухотворять, преобразовывать.

Создание такого центра как Центр поддержки одаренных детей в учреждениях культуры, где ребенок будет чувствовать себя свободным созерцателем, делится с окружающими своими мыслями, чувствовать себя нужным обществу и стране, все эти компоненты будут поднимать уровень культуры нашей страны, создавая только прекрасное, светлое, безграничное будущее.

Центр поддержки творчески одаренных детей ­- это проект, который открывает новые имена в искусстве. Предоставляет возможность показать и проявить свои способности и раскрыть талант в искусстве.

Цель проекта: На основе технологий арт-терапии обучить детей основам художественного творчества, развивая творческий потенциал каждой личности.

Задачи проекта:

  1. Провести лекции и семинары по основам изобразительного искусства.
  2. Выявить методы работы для развития творческих способностей.
  3. Разработать программы и тренинги для занятий.
  4. Встреча с известными деятелями искусства.
  5. Провести выставочные работы и конкурсы среди обучающихся.
  6. Благотворительные выезды в детские дома и для детей с ограниченными возможностями.

 Данный проект рассчитан на следующие возрастные категории посетителей:

  • дети дошкольного возраста;
  • дети школьного возраста;
  • подростки;
  • молодежь.

Реализация данного проекта направлена на поддержку одаренных детей в разных жанрах и направлениях изобразительного искусства, а также к приобщению к прекрасному видению мира, развитию творческого потенциала, воспитанию эстетических чувств связанных с преображением окружающей действительности. Работа по формированию творческого потенциала осуществляется на занятиях с профессиональными специалистами в области изобразительного искусства. В задачу занятий по изобразительному искусству входит эстетическое и художественное воспитание личности.

Что значит художественно воспитать ребенка? Современная педагогика детства дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, например: «Художественное воспитание, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность» [5, с. 313]. Художественное воспитание – это формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности, умение адекватно оценивать эстетические достоинства произведения искусства.

Эстетическое воспитание – это способность к полноценному восприятию окружающего его мира, его отношение к природе, искусству, обществу, духовно обогащая его, помогает в учебе и жизни. Понятие «Эстетическое воспитание» имеет очень широкое, многогранное значение: оно включает в себя и художественное и нравственное воспитание. Обучающий приобщается не только к искусству и его обучению, но и ко всем видам и формам прекрасного в окружающем его мире. Это и раскрытие собственных творческих возможностей, стремление сделать что-нибудь полезное, через искусство показать современную действительность красоту реальной жизни во всем ее многообразии. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2].

Занятия творчеством побуждают к благородным красивым и гуманным поступкам. Гармоничное воспитание ставит своей целью повысить сознательное отношение к людям, к окружающей среде.

Большое значение придаётся работе с цветом и его эмоционально — психологическом воздействии. А также созданию ярких образов, развивающих большую духовную культуру ребёнка.

Сквозная тема занятий в течение всего года обучения – взаимодействие предмета с пространством и гармонизация композиционного построения.

Особый акцент сделан на изучение композиций, её методов и приёмов. На занятиях в студии осваиваются художественные средства, этапы ведения работы связанные с организацией плоскости, динамикой, настроением, чувством. В каждом задании присутствует образное начало.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программы обучения предусмотрены четыре основные вида занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

В соответствие с этим, основными направлениями деятельности будут являться:

  • тренинги для развития творческого воображения;
  • лекции и семинары по изобразительному искусству;
  • практические задания;
  • встречи с известными деятелями изобразительного искусства;
  • выставочные показы;
  • международные конкурсы.

Все эти направления работы будут способствовать углубленному познанию окружающего мира, через средства изобразительного искусства и будут содействовать нравственному и эстетическому воспитанию.

Результатами данного проекта:

  • формирование духовного богатства через средства изобразительного искусства;
  • разработка и создание методики работы по изобразительному искусству;
  • реализация системы программных мероприятий культурно-творческой направленности;
  • создание благоприятных условий для проведения досуга;
  • сохранение и передача культурно-творческого наследия.

Мы считаем, что вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая предпосылку для «самостоятельного вхождения» и определяя фазы этого пути от простого к сложному, от конкретного к общему. Неоценимую помощь в достижении целей по выявлению и развитию одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей могут оказать учреждения культуры. Именно учреждения культуры представляют собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства, богатый потенциал образцов построения гуманных взаимоотношений и область приложения творческих сил и способностей детей.

 

Библиографический список

  1. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 310 с.
  2. Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.
  4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, С. 136.
  5. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  6. Хренов, Н., Мигунов А. Эстетика и теория искусства XX века. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 688 с.
    СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
    Written by: Харьковская Елена Викторовна, Мирошниченко Елена Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook