30 Апр

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Когда речь за ходит о роли и значении уроков изобразительного искусства в школе, в первую очередь необходимо рассматривать их с позиций развития личности поскольку по природе своей личность ребенка обладает вектором развития, устремленным в будущее, в то время как образование и воспитание представляют собой динамично развивающиеся процессы, направление, форма и скорость развития которых определяется развитием социума и государственным заказом на образование.

Одними из основных задач, которые ставятся перед образовательной областью «Искусство»-задачи эстетического воспитания и художественного образования, формирование в ребенке эстетического отношения к миру. Заметим, что данная задача актуальна для всех учебных дисциплин, но наиболее целостно и полнокровно осуществляется на уроках искусства-музыки, изобразительного искусства, а также литературе, если к преподаванию данного  предмета подходить не как литературоведению, но преподаванию творческой дисциплины, раскрывающей мировоззренческие и эстетические позиции автора, героя, социума, развивающей эмоциональные и образные структуры личности.

 Почему проблема формирования эстетического отношения к миру, к действительности так важна в деле художественного и не только художественного образования детей?  Прежде всего потому, что любое отношение к чему-либопредполагает существование личностной позиции, взглядов, приоритетов,индивидуальность понятий иоценок происходящего.Наличие оценочного фактора отвечает за личностное начало в обучении которое лежит в основе индивидуального подхода и приоритетности субъект-объектных отношений в образовании которые, в свою очередь, позволяют отказаться от авторитарной формы обучения, нещадного эксплуатирования на творческих дисциплинах репродуктивных методов обучения и позволяют рассматривать учащегося не только и не столько объектом обучения, но равноправным субъектом, имеющим возможность самостоятельного добывания знаний, аргументированного отстаивания собственной позиции, взгляда, путей и способов решения поставленной творческой  задачи.

 Во-вторых, качественная характеристика оценки может быть смой различной (материальной, исторической, ситуационной, экономической и т. д.), что делает каждую из них особой. Эстетическое отношение к действительности, таким образом, представляет собой  особое отношение личности к действительности во всех формах её проявления от природы до трудовой творческой, профессиональной, созидательной деятельности человека, объектов тварного (сотворенного руками человека) мира, а также явлений и ситуаций объективно мира существующего. Особенность эстетического отношения к миру проявляется в эмоциональном переживании, способности видеть прекрасное, стремлении жить в гармонии с миром, создавать красоту своими руками и вносить её в свою жизнь, свое непосредственное окружение. Эстетическая оценка – это оценка не равнодушного человека. В ней проявляется многое: отношение личности к воспринимаемому, ситуации, объекту восприятия, и, индивидуально-личностные качества; духовные, нравственные, этические основы; наличие познавательного интереса; богатство жизненного опыта и приобретенный багаж знаний; опыт общения с прекрасным и творческий потенциал ребенка.

Поэтому эстетическое отношение вбирает в себя практическое и познавательное начало, рождает потребность в творческой активности и творческих формах  проявления и  самореализации личности. Эстетическая оценка и характер, задачи и направление эстетического воспитания определяют  мироощущение, духовный мир ученика, его поведение и оказывают существенное влияние на весь дальнейший образ жизни.

Значение роли эстетического воспитания в формировании личности учащегося предполагает отражение этого фактора в образовательных концепциях и разработку таких учебно-методических и практикоориентированных технологий, которые обеспечивали бы поддержку процесса эстетического развития детей и юношества.

Значительный шаг вперед был сделан в восьмидесятые годы двадцатого столетия, когда художественная педагогика активно вводила в педагогическую практику понимание уроков искусства как занятий, позволяющих развивать эстетическое отношение к миру, а методика обучения изобразительному искусству постепенно переходила от методологии рисования с натуры к развитию способности адекватного восприятия произведений искусства, самостоятельности и самозначимости детского творчества, учету возрастных возможностей и интересов ребенка, развитию эмоционального, эстетического начала, формированию художественных предпочтений на материале общения с произведениями классического искусства и восприятия искусства живого, такого искусства, который рождается на глазах  ребенка.

Изменение статуса предмета актуально для современной концепции образования, которая делая систематические шаги в направлении модернизации и, в то же самое время, в основе своей остается малоподвижной, инертной, не способной на динамичное обновление  и  включение в практику инновационных форм обучения, предлагаемых современной педагогической наукой.

Анализ современных концепций преподавания, в частности изобразительного искусства в общеобразовательных школах, проведенный нами показал, что наиболее продуктивной и передовой среди них является концепция полихудожественного развития и, соответствующая ей методика интегрированного обучения, предложенная в конце ХХ века ученым-исследователем Б.П.Юсова и успешно развивающаяся его учениками и последователями.

Инновационность концепции полихудожественного воспитания и интегрированного преподавания предметов изобразительного искусства, как наиболее актуального в детском возрасте (см. сенситивные периоды развития Л.С. Выготского) заключается в нескольких позициях. Во-первых, занятия с детьми искусством должны строится в соответствии с экологией возраста ученика т.е. опираться на особенность психофизиологического и когнитивного развития, его возможностей, интересов, предпочтений, актуальных для учащихся проблем. В основе педагогического внимания лежит личность учащегося. В сравнении отметим, что существовавшие и существующие концепции художественного образования строятся на профессиональном или искусствоведческом подходе, в результате чего обучение ведется с позиций профессионального искусства — ученик насильственно подтягивается к уровню владения художественными навыками и инструментами или ознакомлению с творчеством художников. В одном случае основной задачей становилась задача освоения детьми графической грамоты, уровень которой был достаточно низок, что имело объективные причины – в учебном плане предусмотрен один урок искусства в неделю. Вдругом-занятия изобразительным искусством строятся на искусствоведческой доминанте, когда учащиеся знакомятся с разнообразными сферами деятельности художников – художник в доме, художник на улице, художник в строительстве, художник в театре и кино, художественные произведения, созданныеисторические периоды и т.п.

Второй принцип на котором строитсяполихудожественный подхода –заложенная в ребенке способность с малых лет восприятия разных видов искусства и «информационная всеядность» [8] и насущная необходимость сегодня не только знакомить с искусством норазвивать заложенные в ребенке задатки и аппарат познания и формировать в сознании единую картину мира средствами искусства.Возможность решения данных задач на предметах искусства раскрывается, что художественное полотно представляют собой «художественно организованную действительность» [1], предметы искусства как форма познания мира и отражения эстетического, национального, гуманитарного и мировоззренческого начала содержат информацию о материальной и  духовной культуре своего времени. Если, по определению Г.Д. Гачева«предметы быта … сочатся содержанием национального бытия, суть тело-идеи, являют духовенство вещества, и из этой материи тоже надо научиться вычитывать смыслы» [4 с. 19], то и произведения искусства, входящие в число памятников мировой художественной культуры обладают теми же чертами национального, эстетического, духовного. В структуре высокого искусства так же, как и в предметах народного быта, содержится квинтэссенция географических, социальных, культурных, народных и духовных традиций, родовых, нравственных, эстетических мировоззренческих и других характеристик времени, исторического отрезка в который было создано произведение искусства, но не в столь явственно читаемой форме. Естественно, что информация, заложенная в произведениях профессионального искусства, в отличие от предметов быта, которые «сочатся содержанием национального бытия», требует значительных усилий учителя и суммы знаний от ученика по предметам, прежде всего гуманитарного цикла для его расшифровки информации, заложенной в произведениях искусства. На той же позиции стоял М.М. Бахтин, говоря о том,что «предметы гуманитарных наук – выразительное и говорящее бытие» [2].Ученые Д.С. Лихачев, Г.Д. Гачев, Б.П. Юсов подчеркивали гуманитарный характер искусства.

Третий принцип полихудожественного развития учащегося лежит в природе самого искусства и уроков изобразительного искусства в частности. В основе произведения любого искусства лежит художественный образ который в разных искусствах отличается только средствами его воплощения и зависит от выразительных возможностей и языка самого искусства. Поэтому задача художественного воспитания – научить ученика понимать, адекватно воспринимать, эмоционально оценивать художественный образ произведения искусства, художественно организованную действительность (пространственные виды искусства, такие как архитектура, музыка, танец, театр) а также явления действительности.

Уроки изобразительного искусства профессор Б.П. Юсов характеризовал как творческую лабораторию в которой совершаются открытия, в процессе практической деятельности идет овладение художественными материалами, инструментами, средствами выразительности и языком искусства. Учащийся выступает в роли зрителя, практика, творца, который перекладывает на язык искусства свое эмоциональное состояние, впечатления, раздумья и жизненный опыт, идеи в видехудожественного образа.

Четвертый принцип — принцип доверительных субъект-объектныхотношений между педагогом и учащимся. Эмоционально-образная природа искусства обращена непосредственно к чувствам ученика, вызывая у него определенные переживания и эмоции. Открытость ребенка педагогическому влиянию и переживаемый эмоциональный подъем создает в классе определенное эмоциональное пространство, объединяющее всех участников учебного процесса и выводящая их уровень творческой самореализации которая может принимать любые созидательные формы: в дискуссии и обсуждения – активное общение (диалог), высказывания, практические действия – создание рисунка, скульптуры, изделия ДПИ. Определение учащегося в качестве активного субъекта образовательного процесса открывает возможности личностно ориентированной педагогике, построение обучения с опорой надиалог и равноправное общение, обращение к проблемным и проектным формам обучения когда учащийся не только самостоятельно добывает знания, но и может выступать на уроке в качестве содокладчика или соведущего.Вданном случае он выступает в роли исследователя материала и информации, которую предоставляет культура современная культура, понимаемая как высшее достижение человеческого духа, разума, труда.

Подобная активизация личностно-значимого компонента обучения позволяет отойти от стандартных форм обучения и взглядов на образование как процесса присвоения знаний по разным областям наук. Необходимо рассматривать учебный процесс как деятельность по освоению культурного наследия человечества. В этом случае учащийся становится в позицию компетентного избирателя, принимающего ценности социума, несущего ответственность за культурное наследие прошлого, настоящего, способного к созданию культуры будущего, обладающего широким мировоззренческим началом.

Пятый принцип – принцип расширения пространства познания на интегрированных уроках, обогащение познавательной сферы информаций из разных областей наук, что не противоречит предметному  обучению. Все школьные дисциплины решают одну задачу – познакомить ученика с многогранным и сложным миром в котором он должен быть успешным и смог самореализоваться в качествевзрослого. Иными словами,выпускник школы должен стать человеком культуры, способного к саморазвитию и обладающим универсальным аппаратом познания. Этого требует современная ситуация развития социум, которая, отличается активным развитием наук, цифровых технологий и средств массовой коммуникации техническим прогрессом, подвижками в политической, экономической и культурой сферах способствующие быстрой смене картины мира. Поэтому выпускник должен свободно ориентироваться в этом постоянно меняющемся мире, соответствовать уровню изменений и требований в разных сферах деятельности — в профессиональной, в социокультурной, коммуникативной.

Результаты социологических исследований показывают, что жизненный успех и продуктивная самореализация учащейся молодежи достигается за счет творческой и социальной активности, мобильности и гибкости мышления, способности предлагать варианты решений одной проблемы, что позволяет выходить из кризисных или нестандартных ситуаций.

Вместе с тем педагогические исследования рисуют нерадостный портрет современных выпускников школы которые испытывают затруднения  в  решении нестандартных жизненных ситуаций, отмечается отсутствие инициативы и способности ставить и решать задачи, готовность к самосовершенствованию, но в полной мере проявляются стереотипы  поведения и низкий уровень художественных предпочтений и эстетической оценки, мотиваций на продуктивную на  выработку на творческого подхода к решению задач в разных областях жизнедеятельности.

Ввиду сказанного выше можно с уверенностью констатировать, что особую социально-педагогическую значимость приобретают образовательные концепции, направленные на творческое развитие личности, развитие креативного, подвижного пространственного мышления, позволяющего с успехом реализоваться в продуктивной социально-культурной деятельности, подготовиться к восприятию постоянно меняющейся картины мира и самореализации в нем.

 Все эти качества развиваются на уроках искусства, поэтому образовательную область «Искусство» необходимо рассматривать одной из ведущих сфер образовательного процесса.

Успешность и эффективность перехода преподавательского состава к инновациям в образовании и новым педагогическим технологиям зависит от   понимания сути и идей новаторства  и заложенных в них образовательных возможностей. Далее наступает процесс проживания и переложения их на собственный педагогический опыт, от которого невозможно и не целесообразно отказываться. Этот этап можно обозначить как период присвоения нового опыта. На третьем этапе учитель активно применяет новые технологии, внося в них собственные коррективы, изменяя и совершенствуя.

Процесс обновления образования, взятие на вооружение новых образовательных концепций идет крайне медленно. Этому есть причин,  главной из которых – человеческий фактор, его еще можно назвать профессионально-личностным. Не каждый педагог готов на то, чтобы отказаться от багажа наработанного опыта и апробировать в собственной педагогической практике новые формы работы с детьми, иные формы организации учебного процесса, изменить композицию (этапы построения урока), пересмотреть форму общения с учимся и подачу знаний с авторитарной, когда мнение учителя единственно правильное, а сказанное им необходимо механически запомнить на проблемную при которой учащийся добывает знания под, корректирующим и тактичномруководством, присмотром учителя, но самостоятельно.

В том случае,если учитель выражает желание использовать инновационные методики, процесс их освоения достаточно длителен, поскольку должен пройти период«индивидуального вживания».Его можно  разделить на три последовательных этапа, которые позволяют учителю успешно овладеть передовым педагогическим опытом. Это знакомство с новыми технологиями и концепциями, осознание и понимание заложенных возможностей, присвоение инновационного опыта. Каждый учитель обладает индивидуальным педагогическим опытом и методическими приемами, поэтом онникогда не пойдет на механический перенос новых методик, методов, приемом в свою практику работы. Как хороший профессионал он прилаживает, проживает,приспосабливает и «обживает» их в соответствии с личностным педагогическим опытом и другимипрофессионально-личностных параметров.

Вывод. Ситуация которая сложилась в образовании сегодня подводит педагога к пониманию того, что отношение к предмету  «Изобразительное искусство» как учебной дисциплине, которая решает задачи эстетического и творческого развития учащихся и освоения ими способов выражения богатства внутреннего мира в художественно-образной форме должно быть расширено до понимание его таким универсальным предметом, который влияет на общий процесс обучения и воспитания, формирует мировоззренческие основы личности и целостное представление о явлениях действительности, а для начальной школы является основным предметом на котором базируется процесс обучения.Наиболее прогрессивной образовательной концепцией в полной мере решающей данные задачи является концепция интегрированного и полихудожественного развития учащегося, а предметы образовательной области «Искусство» выступают гарантом развития тех качеств и способностей личности, которые позволят ей успешно самореализоваться в действительности.

Список литературы.

  1. Бакушинский А.В.Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М.: Нов. М., 1925.-240с.
  2. Бахтин М.М.К методологии гуманитарных наук. – М., 1974
  3. Выготский Л.С.Психология искусства. — М.: Искусство. 1968. –575с
  4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.: Прогресс, 1995.
  5. Лихачев Д.С.Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
  6. Сакулина Н.П.Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – 213с.
  7. Юсов Б.П. Потенциальные возможности видов искусства и общее развитие личности //Теория эстет. Воспитания. – М., 1873.- с.12-40.
  8. Юсов Б.П. Концепция образовательной области «искусство». Альтернативный вариант. // Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы. Сб. научных трудов – Арзамас.: АГПИ, 2002. – 213 с.
  9. Юсов Б.П. Взаимодействие искусств в полихудожественном развитии школьников
    СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Written by: Ермолинская Елена Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook