27 Фев

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Согласно Федеральному государственному стандарту второго поколения современная школа должна работать в системе школа-ребенок-семья [1, п. 22]. При этом отмечается противоречие между необходимостью слаженной работы и отсутствием качественного взаимодействия на уровне школа-семья.

Нельзя сказать, что причиной является некомпетентность семьи или ее закрытость к взаимодействию со школой. Напротив сегодня отмечается заметная активность и готовность к диалогу со школой со стороны  родителей (здесь и далее под термином «родитель» понимаются мать, отец и иные законные представители обучающегося). Вину школы тоже не нужно преувеличивать: согласно новому стандарту все образовательные учреждения сегодня обеспечивают информационную открытость образовательного процесса.

Причиной нам видится низкое качество существующего сегодня диалога. Родителю недостаточно прочитать гигабайт информации о ФГОС; чтобы узнать и понять особенности стандарта, необходимо пережить его на собственном опыте. Организация открытых уроков для массового посещения родителями является затруднительной. Организация тематического родительского собрания длительностью 1-2 часа достаточна для информирования родителей, но не дает им практического опыта. В  результате учителя в школе работают над формированием универсальных учебных действий (УУД), а родители с трудом понимают, что подразумевается под этой аббревиатурой, и на какую цель ориентируются их дети.

Таким образом, возникает потребность в новой форме взаимодействия школы и семьи, результатом которого станет устойчивое понимание родителями особенностей ФГОС и возможность применить в повседневной жизни то, что так упорно отрабатывается в классе.

Примером подобной формы взаимодействия может стать совместное обучение детей и членов их семьей в рамках краткосрочных проектов по актуальным для семьи вопросам. ФГОС сам по себе не является проблемой, но как строится обучения согласно стандарту, чего ожидать и на что обратить внимание родителей (рефлексия, повышение мотивации к познанию) – вот те проблемы, которые могут быть затронуты в рамках совместного обучения. Обратимся к многолетнему опыту системы образования Великобритании по организации такого обучения.

Сегодня в Великобритании  школы всех уровней занимаются обучением семьи, кроме того данную услугу оказывают библиотеки, музеи, некоммерческие организации (Красный крест и проч.). Курсы, предлагаемые выше обозначенными учреждениями разнообразны, но в целом организованы в рамках 10 основных направлений («Искусство, история и культура»; «Развитие ребенка»; «Гражданская позиция»; «Трудоустройство и инициатива»; «Финансовая грамотность»; «Здоровье и благополучие»; «Информационно-коммуникативные технологии» и др.) [3, с.86]

Данные программы отвечают познавательным, бытовым, материальным и прочим потребностям взрослой аудитории и реализуются с участием детей, таким образом, все члены семьи удовлетворяют свои интересы [4, с.26]:

  • обучающиеся повышают академическую успеваемость и демонстрируют лучшую социальную интеграцию;
  • родители повышают родительскую компетентность и приобретают конкретные практические педагогические навыки;
  • школа отмечает снижение процента деструктивных проявлений со стороны обучающихся, повышение академической успеваемости.

Одной из наиболее опытных организаций Великобритании, предоставляющих услуги совместного обучения семьи является WIRRAL.

Таблица 1. Краткосрочные курсы предлагаемые WIRRAL

 

Наименование курса/ длительность Содержание курса

итог курса

1. Когда семья помогает (Family Works)

 

10 занятий по 2 часа

В течение курса формируются партнерские отношения между родителями и школой, которые помогают родителям в дальнейшем способствовать успеху ребенка и его позитивному отношению к учебе. На каждом занятии родители постигают тонкости педагогической кооперации, которая способствует эффективному обучению детей. В течение курса родители практикуются в использовании различных психологических приемов при общении с детьми. набор приемов, игр и занятий для решения текущих психологических проблем
2. Забавы с мешками историй

(Fun with Storysacks)

 

10 занятий по 3 часа

Обучающиеся совместно с родителями читают, разыгрывают истории, создают «мешок истории», который содержит книгу, аудиозапись, куклы или маски для инсценировки, атрибуты, символы, детские рисунки-иллюстрации актуальные для запоминания и инсценировки содержания книги. В течение курса родители получают навык нестандартной организации чтения книги и повышения читательской активности детей. готовый «мешок истории»
3. Мое фото-приключение (My Photo Adventure)

 

5 занятий по 2 часа

Обучающиеся совместно с родителями создают книгу о придуманном приключении. Книга создается с помощью программ работы с изображениями, PhotoShop, PowerPoint.

Дети фантазируют, придумывая сюжет приключения, представляют себя в качестве героя, позируют для фотокамеры и далее совместно с родителями размещают отредактированное фото на подходящем фоне.

печатная и электронная версия книги
4. Основы первой медицинской помощи в семье

(Family First Aid Basics)

5 занятий по 2,5 часа

Курс проводиться с использованием учебных материалов и пособий для манипуляций предоставленных организацией Красный Крест. Участники курса получают навык оказания первой медицинской помощи, в том числе навык реанимации, включающий искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, помощи выхода из обморока и прочее. Кроме того, курс ориентирован на профилактику травматизма и происшествий в быту. практика оказания первой медицинской помощи
5. Подготовка к Рождеству (Prepare for Xmas)

8 занятий по 2 часа

Обучающиеся совместно с родителями участвуют в создании праздничных блюд, поделок, подарков, украшений в технике флористика, декупаж, скраббуккинг и прочие. Занятия дают навык проведения совместного досуга и серию идей по оформлению дома к празднику. готовые подарки и украшения к празднику
6. Семейный бюджет

(Family Finance)

 

10 занятий по 3 часа

В течение курса родители получают практические навыки и советы как помочь детям повысить грамотность и развить математические способности. Курс помогает взрослым сформировать у детей представление о деньгах и их ценности. Кроме того, в процессе работы над материалами курса взрослые улучшают свои собственную компетенцию в вопросах использования детских облигаций, сравнения программ скидок и прочее. материал для портфолио

Кроме вышеуказанных специальных тематических курсов WIRRAL разрабатывает курсы для преодоления трудностей в освоения конкретных разделов программ, обозначенных Национальным учебным планом Великобритании (National Curriculum): «ИКТ в семье (Family ICT)», «Семейная математика (Family Numeracy)», «Не отставать от детей (Keep Up With the Children)» и прочее.

При этом каждый курс «нацелен на поддержку совместного обучения членов семьи и получение радости» [5, с. 2] от процесса обучения.

Данные курсы приобретают значимость и актуальность для российского педагога в рамках взаимодействия с семьей, что определено ФГОС как одно из направлений работы учителя. Тематика и форма организации курсов позволяют разнообразить родительские собрания, при этом решить задачи просвещения родителей в вопросах современной педагогической практики.

В процессе реализации программ совместного обучения семьи формируется разнообразные навыки, умения, знания и компетенции. В том числе необходимые универсальные учебные действия (далее УУД), которым педагоги современной школы уделяют особое внимание. Рассмотрим выше перечисленные программы с позиции актуальности для педагогической практики российской школы и возможной импликации в современный образовательный процесс.

Таблица 2. Примерный план реализации программ совместного обучения семьи

 

Наименование курса Планируемые сроки

Формируемые УУД

1. Мое фото-приключение

 

5 занятий по 1,5 часа

3,4 суббота сентября;

 

1,2,3 суббота октября

личностные:

·                 опыт социальных и межличностных отношений,

·                 повышение мотивации к изучению возможностей ИКТ,

·                 получение практического опыта использования функций ИКТ;

регулятивные:

·                   формирование навыков саморегуляции и рефлексии в процессе творчества,

·                   развитие способности к проектированию;

познавательные:

·                  практическое освоение проектной деятельности;

коммуникативные:

·                   опыт согласованного взаимодействия в рамках осуществления проектной деятельности.

2. Подготовка к Новому году и Рождеству

 

6 занятий по 1,5 часа

2,3,4 суббот ноября

 

1,2,3 суббота декабря

личностные:

·                 опыт социальных и межличностных отношений,

·                 повышение мотивации к применения ручного труда и рукоделия в ходе решения творческих задач;

регулятивные:

·                   формирование навыков саморегуляции и рефлексии в процессе творчества,

·                   саморегулирование психических и эмоциональных состояний,

·                   развитие способности к проектированию;

познавательные:

·                  практическое освоение проектной деятельности;

коммуникативные:

·        опыт согласованного взаимодействия со взрослым.

3. Семейный бюджет

(для средней и старшей школы)

 

9 занятий по 1,5 часа

 

3,4 суббота января;

1,2,4 суббота февраля

 

2,3,4 суббота марта

личностные:

·                 формирование социальной компетенции посредством развития правосознания,

·                 повышение мотивации к повышению грамотности и развитию математических способностей,

·                 формирование представлений о рынке труда,

·                 формирование навыков оценки по критериям эффективности;

регулятивные:

·                   определение цели,

·                   выбор эффективных путей достижения цели,

·                   саморегулирование психических и эмоциональных состояний;

познавательные:

·                  развитие стратегии смыслового чтения;

коммуникативные:

·                   опыт выстраивания партнерских отношений

4. Забавы с мешками историй (для младшей и средней школы)

 

9 занятий по 1,5 часа

3,4 суббота января;

 

1,2,4 суббота февраля

 

2,3,4 суббота марта

личностные:

·                 формирование социальной компетенции (принятие смысловых установок и моральных норм),

·                 поддержка любознательности,

·                 проба своих возможностей в разных социальных ролях;

регулятивные:

·                   формирование навыков саморегуляции и рефлексии в процессе творчества,

·                   саморегулирование психических и эмоциональных состояний,

познавательные:

·                  практическое освоение проектной деятельности;

коммуникативные:

·                   опыт согласованного взаимодействия в группе.

5. Когда семья помогает

 

4 занятия по 1,5 часа

1,2,3,4 суббота апреля личностные:

·                 формирование когнитивно-ценностного компонента «Я знаю и ценю здоровый образ жизни»,

·                 принятие смысловых установок и моральных норм,

·                 опыт социальных и межличностных отношений;

регулятивные:

·                   формирование навыков саморегуляции и рефлексии в процессе деятельности,

·                   саморегулирование психических и эмоциональных состояний,

·                   получение навыка контроля деятельности по результату и способу деятельности;

познавательные:

·                  практическое освоение методов познания;

коммуникативные:

·                   опыт ведения диалога с учетом позиции другого.

6. Основы первой медицинской помощи в семье

 

4 занятия по 1,5 часа

1,2,3,4

суббота апреля

личностные:

·                 формирование основ гражданской идентичности и гражданской активности,

·                 проба собственных возможностей и переживание возможной роли (в случае чрезвычайной ситуации),

·                 опыта социальных и межличностных отношений;

регулятивные:

·                   формирование навыков саморегуляции и рефлексии в процессе деятельности,

·                   саморегулирование психических и эмоциональных состояний;

познавательные:

·                  практическое освоение методов познания (работа со справочной литературой, инструкциями, в том числе визуальными)

коммуникативные:

·                   опыт согласованного взаимодействия в группе.

Библиографический список:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 18 мая 2015 года), утвержденный приказом от 6 октября 2009 года N 37
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
  3. Водянова М.Ю. Опыт педагогического сопровождения совместного обучения детей и родителей в Великобритании. /Теория и практика образования в современном мире. Сборник 114 с.
  4. An evaluation of the benefits of family learning for participants, their families and the wider community, Ofsted, 2009, 28 p.
  5. Fun With Storysacks. Leaflet. WIRRAL Wirral Lifelong and Family Learning Service. Leasowe, 2 p.
  6. http://www.wirral.gov.uk/schools-and-learning/adult-learning/find-adult-learning-course (последняя дата посещения 09.11.2015)
    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
    В статье представлен опыт организации педагогического сопровождения семьи в системе образования Великобритании. Рассмотрена возможность использования опыта британских педагогов при организации взаимодействия школы и семьи в условиях внедрения ФГОС.
    Written by: Водянова Мария Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook