30 Дек

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ЦПМПК




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время система образования России переживает сложный период реформирования. Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе это касается и центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ЦПМПК).

ЦПМПК определяет не только специальные потребности ребенка, используя комплексную диагностику его психофизического развития, но  и индивидуальный образовательный маршрут, специальные  условия для его обучения и воспитания, то есть ЦПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту дети с ОВЗ) соответствующих образовательных условий (образовательного маршрута), а также определением характера соответствующей медико-социальной и психолого-педагогической помощи [4].

      Для специалистов ЦПМПК важнейшей задачей является установить при каких условиях ребенок с ОВЗ сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.

Особое значение в новых условиях деятельности ЦПМПК приобретает деятельность социального педагога, который  оказывает социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказывается  психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются [4].

В связи с этим актуальной и востребованной становится социально-педагогическая деятельность  по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Отклонения в развитии приводят к «выпадению»  из этого социально и культурно обусловленного пространства, нарушают связь с социумом, культурой как с источником развития [1]. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это построение образовательного пространства (за рамками учебного заведения и школьного возраста), которое предусматривает «обходные пути»  для достижения тех социальных задач, которые в условиях «нормы» достигаются общепринятыми традиционными способами [1].

Социально-педагогическая деятельность осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальному педагогу.

Социальный педагог – это педагог, который изучает социальное воспитание ребенка в контексте его социализации. Это специалист образовательной организации, также осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья [2].

Важной сферой деятельности социального педагога в условиях модернизации образования является оказание помощи родителям ребенка с ОВЗ и самим детям в  социальной адаптации. Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Социальный педагог взаимодействует со специалистами согласно списку, прилагаемого к приказу, учитывая, что все специалисты ЦПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами, а также соблюдают этические нормы.

Осуществляет диагностику социальной адаптации учащихся, имеющих отклонения в развитии, изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросоциума, условия жизни, интересы и потребности, положение в коллективе, трудности и проблемы, выступает посредником между учеником и школой, семьей, органами власти. Способствует созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению полноценного личностного развития учащихся, имеющих специальные образовательные потребности на каждом возрастном этапе [3].

 Отслеживает социальную адаптацию учащихся, имеющих специальные образовательные потребности в пределах выполнения учеником индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, утвержденного ЦПМПК.

 Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей компетенции с учащимися, их родителями и педагогами школы.

Проблемы организации сопровождения детей с нарушениями поведении,  с трудностями социальной адаптации требуют психологического обеспечения  процесса качественного улучшения воспитательной работы в образовательных учреждениях, психологической помощи классным руководителям, испытывающим значительные трудности в воспитательной работе в новых реалиях российской жизни.  В так называемой открытой образовательной среде, где существуют мощные влияния на систему ценностей и на модели поведения детей и подростков со стороны СМИ, Интернета, на фоне серьезных социально-экономических трудностей, переживаемых населением в сельских территориях области педагоги нуждаются в психологически обоснованных современных формах организации общественной жизни детей, подростков и молодежи [4].

Таким образом,  социальный педагог при ЦПМПК имеет широкий круг задач и полномочий по отношению к детям с ОВЗ и их семьям и может служить эффективным инструментом развития  инклюзивных процессов в  образовании.

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Процесс модернизации требует высококвалифицированных специалистов, способных  адаптироваться к новым формам и методам работы.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:АСТ, 2019.71.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие- М.: «Академия», 2000. – 200 с.
  3. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: прайм ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 479 с.
  4. Семаго Н.Я «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие: -М: 2000. – 6 с.
    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ЦПМПК
    Written by: Мельникова Светлана Аркадьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/09/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook