30 Мар

СИСТЕМА ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В последние годы визуализация информации в образовательном процессевсе больше востребована: к ней обращаются как для поиска и анализа данных в исследовательских целях, так и для того, чтобы представить учебный материал компактно, привлекательно, с помощью системы визуальных образов в более доступной форме. Несомненно, всё более актуальными становятся проблемы визуализации мышления. Этому способствует также формирующаяся «экранная» культура современного человека и «клиповое» мышление.

В 1983 году Джордж А. Миллер, один из основателей когнитивной психологии, предложил термин «информоядный» (informavore) для описания людей, собирающихи потребляющих информацию.Было отмечено, что визуальная информация представляет больший интерес для человека, так как для него свойственно быстрое распознавание образов, понимание связей и закономерностейна рисунке.

Визуализация — это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д. Правда, такое понимание визуализации предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию.

Наиболее полное определение визуализации как метода, позволяющее отразить ее суть, дает А. А. Вербицкий, который рассматривает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий»[3]. Таким образом, автор разводит такие понятия как «визуальный», «визуальные средства» и «наглядный», «наглядные средства». В педагогике обычнозначение понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации тех или иных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека.

В соответствии с моделью VARK (названной по первым буквам английских слов — названий стратегий.) для обработки информации люди используют четыре основные стратегии обучения:

  • зрительную (Visual) — люди учатся, воспринимая не слова, а графические материалы, такие как схемы, карты и диаграммы;
  • аудиальную (Auditory) — люди учатся, слушая произносимые слова;
  • вербальную (Read/write) — люди учатся, читая или записывая слова;
  • кинестетическую (Kinesthetic) — люди учатся на опыте, делая что-либо.

Американские психологи и биологи [9] доказали, чтопо целому ряду причин человек максимально эффективно воспринимает информацию в наглядной форме. Дело в том, что зрение – самое сильное из 5 чувств, через него мы (в большей части визуалы) получаем от 50 до 80 процентов информации. Именно на обработку зрительной информации люди тратят до половины ресурсов мозга.Визуализация информации напрямую связана с тем, что изображения человек запоминает лучше, чем слова, особенно, если требуется запомнить надолго, поэтому наглядное и схематичноепредставление дает более прочные знания. Этот феномен называется «эффект превосходства изображений» (Picture Superiority Effect). Результаты исследования этого эффекта показали, что, прочитав только текст, спустя три дня человек сможет восстановить лишь 10% содержавшейся в нем информации. Если же информация будет представлена в виде текста с соответствующим изображением, усиливающим посыл от текста, то через три дня человек может восстановить уже 65% информации. Также было отмечено, что текст объёмом более пяти страниц легко умещается в одном графическом рисунке.

Одной из причин, по которой мы воспринимаем изображения быстрее, чем текст, является то, как мозг обрабатывает информацию. Он считывает данные в виде рисунка сразу, а текст — последовательно, символ за символом, так какон воспринимает каждую букву, как отдельное изображение, связывая их потом в слова и предложения[9].

Использованию метода визуализации информации способствует тенденция, отмечаемая отечественными и зарубежными психологами и педагогами, – развития «клипового мышления» у подрастающего поколения. Клиповое мышление – мышление в виде коротких ярких графических изображений с минимальным количеством текста. Эту отрицательную тенденцию можно побороть, прививая обучающимсяправила использования графических изображений, визуализированного текста, а именно «визуальную грамотность»[3].

В современной дидактике принцип наглядности реализуется не только через конкретные визуальные предметы и их изображения, но и через модели и схемы. Использование средств ИКТ позволяет продемонстрировать не только статические визуальные опоры, но и динамические, такие как процессы и явления.

Так как за логику и анализ отвечает левое полушарие человеческого мозга, а за образность – правое, то необходимо как можно чаще использовать образовательный потенциал визуализациизнаний (графические образы) для баланса обоих полушарий. Использование графических образов и визуальных опор обеспечивает эффективное развитие визуального мышления. Несмотря на то, что буквы и цифры также являются графическими символами, они не вызывают необходимого количества ассоциацийдля хорошего запоминания материала, не являются универсальными,ограничены знаниями иностранного языка или математических символов.

Визуализация информации пришла в образовательное пространства из бизнес-технологий, поэтому она все еще нова и редко используется.Изобретатель интеллект-карт Т. Бьюзен приводит доказательства, что лучше всего запоминается необычная информация. Этот феномен называется «эффект Ресторфф»[2, c. 67]. Именно визуальная информация чаще всего выглядит необычно, и это еще больше раскрывает образовательный потенциал визуальных опор.

Учебные опоры сопровождают образовательный процесс от рождения человека до того момента, когда он прекращает познание. Сначала это звуки и движения родителей, визуальные опоры в виде картинок и игрушек, а затем уже и разнообразные вербальные опоры.

Понятие «опоры» трактуется в методической литературе по-разному. Большинство авторов рассматривают опоры как некие ориентиры, побуждающие обучающихся сконцентрировать свое внимание на существенном, сокращая меру неопределенности, что приводит к уменьшению ошибок.

Важно понять назначение опоры в образовательном процессе и оценить ее потенциал.Образовательный потенциал, как способность, состоит их двух элементов: образовательных ресурсов и возможностей их использования с точки зрения имеющихся для этого условий. Сами ресурсы – это совокупность компетенций, которыми обладает обучающийся. Условия их применения – это состояние образовательной среды, в которой они используются.

Несмотря на то, что опоры являются одним из старейших педагогических инструментов, они не теряют своей актуальности, метапредметности и способности развиваться и совершенствоваться в зависимости от требований образовательного процесса.

Из современных методов визуализации учебного материала можно выделить два направления: инфографика и визуальные заметки.Самое главное отличие этих направлений – конечная цель.

Инфографика – это долговременный проект, представление информации в виде картинок и небольшого количества текста.Визуальные заметки, наоборот, направлены навизуализацию только что представленной информации во времялекции или презентации.

Существует несколько похожих определений инфографики.

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию[7].

Инфографика (сокращение от словосочетания «информационная графика») — это такой вид иллюстрации, где совмещаются данные и дизайн, что позволяет людям и организациям в краткой форме доносить информацию до аудитории[9, c.12].

Инфографика – это графическое представление информации, включающеев себя визуализацию данных, использование текста и изображений, складывающихся в цельный сюжет[8, c.37].

Так как инфографика пришла в образовательный процесс из бизнеса, то направления для инфографики остались прежними: статистические данные, визуализация процесса и лента времени.Чаше всего инфографика требует большого количества времени на ее создание и размещается в сети Интернет, реже она изготавливается офлайн для публикации в книгах или использовании в других целях.Существует три основных изготовителя-потребителя инфографики: бизнес, СМИ и образование. Самое большое отличие инфографики от визуальных заметок состоит в том, что инфографику нельзя создать за считанные минуты, пока идет лекция для иллюстрации только что представленного материала, ее разработка требует долгой и тщательной работы, создания различного рода диаграмм, графиков, рисунков, подбора цветовой гаммы, вида и размера шрифта.

Когда инфографика используется для представления статистических данных, необходимо произвести соответствие с какой-либо еще информацией, потому что просто выделение цветом или крупным шрифтом каких-либо цифр не имеет никакого значения с точки зрения понимания важности этой информации.

Однако в последние годы в связи с информатизацией образования такая технология визуализации информации как инфографика была адаптирована к педагогическим целями получила название «образовательной инфографики».

Существует несколько определений образовательной инфографики.

  • Образовательной инфографикой следует называть такое визуальное представление учебного материала, новых знаний, которое не требует дополнительных комментариев[6].
  • Образовательная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи, причем весьма эффективно[5].
  • Образовательная инфографика — тип инфографики, призванный помочь в усвоении и систематизации большого объема информации по определенным предметам и областям знаний[4].

На основании исследований, проведенных Sidneyeve Matrix (Queen’s University) и Jaigris Hodson (Ryerson University), было сформулировано, что использование инфографики является важным шагом в развитии педагогического подхода, который опирается на визуальные эффекты. Такой подход является ценным по многим причинам. Во-первых, те, кто предпочитает технологии визуализации, усваивают материал более эффективно, когда он представлен в виде иллюстраций, фотографий, слайдов или других графических форм.Во-вторых, повышается визуальная грамотность обучающихся. Таким образом, привлечение обучающихся в создании образа, помогает им понять визуальную культуру [1].

Инфографика обеспечивает более быстрый анализ и запоминание новой учебной информации, продуцирование содержательных выводов, так как вниманию представляется не только текст, изображения, цифры, графики, а сбалансированный визуальный ряд.

Таким образом, при визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач: передаются знания и распознавание образов, обеспечивается образное представление знаний и учебных действий, формируется и развивается критическое и визуальное мышление, активизируется учебная и познавательная деятельность, обеспечивается интенсификация обучения, повышается визуальная грамотность и визуальная культура.

С другой стороны, визуальные заметки не требуют подготовительной работы и служат опорой для запоминания только что изученного или услышанного (увиденного) материала. При этом развивается так называемое дивергентное мышление. Дивергентным мышлениемпринято считать метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается он в поиске множества решений одной и той же проблемы, то есть человеку предоставляется свобода творчества во время создания визуальных заметок.

К визуальным заметкам можно отнести:

  • Скетчноутинг,
  • Скрайбинг,
  • НЛП-графику,
  • Опорный сигнал,
  • Интеллект-карты.

Скетчноутинг – это создание небольших рисунков (скетчей), иллюстрирующих конспект.При этом нет необходимости быть художником – главное, чтобы образ был узнаваем, не уделяется особое внимание цвету и инструменту для рисования. Скрайбинг – это тот же скетчноутинг, но для представления публике: то есть скрайбер рисует изображения не у себя в тетради, а на доске или экране параллельно с рассказом. Скрайбинг-фасилитация (от английского facilitate — помогать, облегчать, содействовать) — это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках — пример скрайбинга-фасилитации.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов

  • Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Рука человека рисует в кадре (или на доске)картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с звучащимтекстом.
  • Скрайбинг-аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
  • Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
  • Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы, например PowToon, VideoScribe и другие. С их помощью видео можно создавать по готовым шаблонам, однако бесплатные возможности указанных сервисов ограничены. Самый простой скрайбинг можно создать даже с помощью программы Power Point: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга — «эффект параллельного следования».

Видеоскрайбинг может быть как спонтанным, так и заранее сделанным мини-фильмом для иллюстрации лекции или доклада.Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать много раз

Для этих же целей служит и НЛП-графика, также позволяющая внести наглядность в конспектирование. Считается,что достаточно уметь рисовать лишь 5 основных элементов: круг, квадрат, линию, точку и треугольник, чтобы изобразить любой предмет, процесс или явление.

Простейший графический символ, вставленный в текст, может заставить уделить внимание именно выделенному (подчеркнутому, обведенному) слову и сделать его более значимым, отличным от других. Например, взгляд обучающегося сразу же находит выделенное преподавателем слово еще до того, как он начинает читать все остальные слова по порядку.Таким образом, любой графический символ вносит дополнительное значение, будь то линия, овал, прямоугольник, галочка, звездочка и т.п. Также можно выделить цветом.

Влияние цвета на восприятие отмечается и у другого вида визуальных заметок – интеллект-карт (ментальных карт, карт памяти).Интеллект-карты — это естественный продукт деятельности мозга. Составляя такие карты, человек графически выражает процесс своего мышления. Они являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Интеллект-карты были изначально созданы для улучшения наглядности конспекта, а потом стали использоваться и для презентаций. Главное отличие от скрайбинга – четкое расположение рисунков – от главного в центрек краям в виде корневой системы с ключевыми фразами и рисунками-ассоциациями.

При мейндмэппинге, как и при «мозговом штурме», реализуют­ся» приемы порождения семантических ассоциаций. Интеллект-карты могут создаваться как на бумаге, так и на компьютере. Среди появившихся в Интернете в последнее время сервисов по­строения таких карт наиболее простыми и дружественными представляются сервисы:http://bubbl.us/, http://mindomo.com/, http://mindmeister.com/, http://freemind.sourceforge.net.

В учебном процессе данные сервисы могут быть использованы для:

  • эффективного структурирования и обработки учебной ин­формации;
  • активизации познавательной деятельности и мышления че­рез визуализацию;
  • организации мышления через структурирование информа­ции;
  • организации коллективной работы.

Немного в стороне стоит метод опорных конспектовВ.Ф. Шаталова.Он, несомненно, тоже направлен на визуализацию информации, из-за чего напрашивается сравнение с инфографикой, но в данномслучае речь идет скорееоб определенном кодировании учебной информации.Опорные сигналы, хотя и являются также визуальными заметками, ноих смысл известен лишь непосредственным участникам образовательного процесса.Следовательно, самостоятельно изучить материал по опорному конспекту представляется затруднительным.

Как уже говорилось ранее, запоминается необычная информация, поэтомусоставляемый опорный сигнал должен нести в себе некую необычность. «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес обучающихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия»[10, c. 160].К тому же содержат ту часть информации, ту малейшую часть, которая является звеном остального и способна это остальное вытянуть за собой. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно закрепится и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

Нет сомнения, что применение разнообразных опорспособствует более эффективному усвоению материала. Яркие образные визуальные или смешанные опоры помогают устанавливать необходимые ассоциации, затрагивая эмоциональнуюи аналитическую сферы мозга. Это способствует реализации дидактических принципов в процессе обучения, на которых построены и различные мнемотехники.

Однако самым важным является не то, что опоры помогают запомнить необходимый материал, а то, что они способствуют более продуктивному извлечению знаний из памяти, его актуализации. Проблема современного «клипового» мышления состоит еще и в том, что знания в разных областях находятся на разных «полках» памяти, между которой нет очевидной связи. Именно опоры помогают наладить такие межпредметные связи и помочь обучающимся извлечь информацию из памяти. Опоры служат своеобразными «мостиками», связующими разрозненные «островки» знаний, умений и навыков.

Образовательный потенциал визуальных заметок и инфографики достаточно высок и требует дальнейшего внедрения в педагогический процесс, как разновидность активного метода обучения.

Список литературы:

  1. Sidneyeve Matrix, Jaigris Hodson. Teaching with Infographics: Practicing New Digital Competencies and Visual Literacies. University of Bedfordshire. [Электронныйресурс]URL:https://www.beds.ac.uk/__data/assets/pdf_file/0008/316259/Teaching-with-Infographics-Practicing-New-Digital-Competencies-and-Visual-Literacies.pdf
  2. Бьюзен Т. Научите себя думать; пер. с. англ. Ю.И Герасимчик. – Минск: Поппури, 2014. – 224с.
  3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.– М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
  4. Все о современной школе и не только. Образовательная инфографика или новая жизнь школьного плаката. [Электронный ресурс]URL: http://eschool.by/2015/12/07
  5. Дидактор. Инфографика – образовательный эффект. [Электронный ресурс]URL: http://didaktor.ru/infografika-obrazovatelnyj-effekt/
  6. Дидактор. Образовательная инфографика. В чем специфика? [Электронный ресурс]URL http://didaktor.ru/obrazovatelnaya-infografika-v-chem-specifika/
  7. Инфографика. Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/инфографика
  8. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. – СПб.: Питер, 2015. – 384с.
  9. Смикиклас М.Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. — СПб.: Питер, 2014. — 152 с
  10. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
    СИСТЕМА ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    Статья посвящена системе визуальных образов и вопросам их образовательного потенциала. Подробно описаны различия сходства инфографики и других видов визуальных заметок (скрайбинг, скетчноутинг, НЛП-графика, интеллект-карты, опорный сигнал). Рассматривается проблема развития визуального мышления с помощью опор. Визуализация учебного материала помогает развить визуальную культура и повысить мотивацию обучающихся. Использование визуальных опор рассматриваются как метапредметная технология обучения, которая помогает преодолеть такую современную проблему, как «клиповое мышление».
    Written by: Зорина Елена Михайловна, Чиркова Елена Ивановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2
    Available in: Ebook