30 Дек

ШКОЛА В.В.ЛУБЕНКО: ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В ряде наших статей и монографиях, например [1-5], анализируется современное полифункциональное, полипарадигмальное коммуникативное пространство, качественной характеристикой которого является многоканальная коммуникация. Методология СТИ (многомерное смысловое пространство точек) – адекватная коммуникативная технология. Информационный подход отличается от других общенаучных подходов тем, что ему сопутствуют многочисленные и разные теории, учения, научные дисциплины, предметами изучения которых провозглашаются информация, информационные процессы, информационная деятельность, то есть проблематика информационного подхода – то, что концептуальные образования обладают разной степенью развитости, относятся к разным научным комплексам (общественным, техническим, математическим) и  отсюда имеют тенденцию к созданию многоуровневой системы информационно-коммуникационных наук. Информационная система преобразует информационные ресурсы в информационные продукты на концепциях информации, информатизации, информатики.

Отличительным признаком всех информатик является то, что все они имеют дело с отображением и организацией. Практическая информатика связана с процессами познания и коммуникации.  Информация – это информационный подход к отражению и организации. Используя информационный подход для познания коммуникации, информация выступает как способ движения знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в пространстве и времени. Типы информации можно выявить, применяя информационный подход к разным уровням организации (движения) живой материи: человеческое общество (социальный); живая природа (биологический); информационная техника (машинный).

Информационная деятельность — неотъемлемая часть умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении, переработке и выдаче информации. Информационная деятельность целесообразна. В качестве ее целей выступают: получение нового знания, сообщение другим о познанном, управление поведением других людей. Достижение этих целей осуществляется тогда, когда субъект занимается либо познавательной, либо коммуникационной деятельностью. Таким образом, информационная деятельность включает в себя понятия познавательной и коммуникационной деятельности и является результатом информационного подхода к умственному труду.

В статье «Индукция и дедукция в педагогической системе» (Лубенко В. В., Алаторцева В. Н.) подробно анализируются такие когнитивные технологии как индукция и дедукция в применении к технологиям СТИ. Перечислим основные эпистемологические предпосылки в педагогике СТИ. Метод СТИ «есть триединый метод познания мира [1, с.58], где первый метод – «все есть одно, и все познается через все» [там же] – это общий универсальный принцип. Можно сказать, что это – принцип аналогии и подобия, так хорошо известный в логике. «…Раз мир един, то это значит, что все «части», из которых состоит мир, каждая в отдельности, есть ни что иное, как «представитель» единства множеств в данном конкретном явлении» [там же, с.63-64]. Отсюда вытекает следствие: определенная функция целого присутствует в каждой части целого и определяется по принципу аналогии (системный подход).

Второй метод триединого метода познанияэто метод «двойных обратимых излучений интеграций» [там же], или метод синтеза образного и логического. «Интеграция образного в логического, чувственного в разумное,  метод воздействия чувства на разум и разума на чувств» [2]. Раскроем его через категории индукции и дедукции.

Метод индукции – это метод размышлений и сопоставления представлений в движении от личных к общественным, от конкретного к абстрактному, от разности к единству. Здесь упражняются чувства, здесь педагогом организуется воздействие на чувства, чтобы рождающемуся обобщению (общему, понятию) было на что «опереться»: педагог яркими рассказами или вопросами будит чувственные воспоминания и ассоциации ребенка. Метод дедукции – от общего к частному, от общественного к личному, от абстракции к конкретному, от единства к разности. Здесь тренируется разум, логическая способность следования, вывода, прогнозирования на основе знания законов. Здесь педагог может назвать закон, а дети приводят примеры, как он действует. «Путь через единицу к бесконечности и исследование единицы через бесконечность» [3, с. 12] – есть метод индукции и дедукции по СТИ. «Через сознание к подсознанию, и через подсознание – к сознанию» [там же], эти два метода применяются вместе. Главное, научить человека смотреть одновременно «двумя глазами <…> истина ищется этими двумя началами» [там же]. В результате  мы учимся мыслить множество. Так идет «работа методом, приемом взаимосвязей, методом обратной взаимосвязи и решаются задачи организации внимания, воспитания чувства и пробуждения сознания» [там же].  «Так как мир состоит из разностей как целое – из частей, то, чтобы познать его в целом, надо исследовать части. Анализ является основным, первым методом познания» [там же]. Для этого мы используем точки: как они рождаются, размножаются, живут, умирают, родятся вновь, проходя этапы эволюций своей судьбы. Точки являются моделями стержневых явлений и структур данного единого, конкретного движения, которое таким образом исследуется разумом и чувством. Исследовав разность, мы должны вернуться к единству, и тогда мы исследуем, как разные точки организуют единое поле деятельности, системы, семьи и т.д.   «Единство разностей» и «разность единства» – это как бы два глаза, которыми должен научиться  смотреть одновременно человек» [2, с.25]. В категориях теории познания можно сказать, что этими глазами являются методы индукции и дедукции. Человек все время это делает – применяет метод индукции и дедукции (от общего – к частному, от частного – к общему), чтобы иметь целостную картину о каком-то объекте. Когда мы будем это понимать, мы будет выстраивать урок более целенаправленно и осознанно и применять метод индукции и дедукции по назначению. Без использования этих основополагающих методов мышления тренинг получается не полным. Например, мы даем детям задания «наблюдать», но не даем задание сделать общий вывод (индукция). Также следует давать задания на дедукцию (нахождение примеров, подтверждающих какое-то общее правило). В результате работы методом индукции и дедукции дети действительно учатся мыслить и творить, и это – созидательное, умное творчество, а не выплескивание своих случайных, сумбурных идей (утверждение хаоса).

Индукция и дедукция – это анализ и синтез, которые являются основными приемами СТИ, и мы для этого используем точки, то есть абстрагируемся от конкретных сведений, чтобы добиться общего – того, что соответствует критериям научного объективного познания. Выделяя существенные, закономерные признаки, надо увидеть в абстрактной точке какую-то определенную реальность (дедукция). Точкой может быть все: время года, качества характера, природные явления. По СТИ идет исследование, как точки рождаются, размножаются, живут, умирают, родятся вновь, проходя этапы эволюции своей судьбы, то есть точки являются моделями стержневых явлений и структур данного темой конкретного движения, которое таким образом  исследуется разумом и чувствами. Работая над точками, мы каждый раз должны применять метод индукции и дедукции. Сами точки являются реализацией этого метода, потому что они отражают и что-то обще и конкретное одновременно. Известно, что по капле крови ставят диагноз, и что даже можно определить характер, воззрения, отношение к миру и людям. Она, проходя путь от сердца, мозга до мизинца, артерий и капилляров, знает каждую часть своего тела. Даже вода имеет память, а тем более кровь – свой код и свою вибрацию. По этой аналогии можно выстроить размышления: кровь цветка, кровь земли, общее и различия, сила и слабость и так далее.   (Исследуются функция и цели крови в человеке и в природе мира, где вопрос функции – это вопрос «Для чего?»). Кровь не может без движения, а движение ей дает сердце. Тогда она несет питание клеткам и «убирает» погибшие. Главное, через смысловые характеристики понятия увидеть принцип явления, в данном случае, крови, затем определить для себя человеческие приоритеты и ценности жизни. От капли можно придти к большому, глобальному, общему, и затем опять к человеку. Большие открытия встретят того, кто пройдет путь исследования, начиная с цвета, света, формы, качества, веса и так далее, выстраивая цепочку по методу СТИ (стержневому тематическому плану [2,3,5])

Метод индукции и дедукции присутствует на всех уроках и всех дисциплинах в педагогике СТИ. Это приемы, на которых выстраиваются установки, мир восприятия и мировоззрение ребенка. Это то, что дает объем в познании любого объекта исследования. Чтобы дать верное оценочное суждение (стержневое), следует уметь абстрагироваться от конкретного, не теряя конкретного, уметь по схеме, знаку явления видеть все явление и понимать диалектический процесс развития этого явления. Например, по голосу, жесту, манере держаться и двигаться мы можем определить, что это за человек, в каком он настроении и состоянии находится. Или по запаху, звуку определить характер явления, существа. Исследуем, например, как звучит точка-любовь, точка-ненависть, глупость, или пустота, точка-глупость добрая или точка-глупость злая, щедрая или жадная – чем они отличаются. Или даются задания по уху или носу понять всю систему тела, по части, фрагменту картины понять, что на ней изображено. В качестве примера – диагностика в медицине, когда, например, по радужной оболочке диагностируют все заболевания организма. В СТИ метод индукции и дедукции играет роль дирижера, он находится в неразрывной связи с понятием, что мир един и что все есть одно, и все познается через все.

Таким образом, информационный подход является не универсальным, а специализированным познавательным средством, который должен сочетаться с другими, неинформационными методами.

Примеры из практики уроков.

Дисциплина «Художественный труд» (4 класс), тема «сосуды» (исследуются функция, форма и суть сосуда, понятия «мужчина» и «женщина»).

 

Педагог делает введение. «Мы сегодня как первооткрыватели, будем исследовать, как появился первый сосуд. Что могло  заменить  человеку сосуд в те далекие времена,  когда сосудов еще не было?  Что было первой чашей, тарелкой, сосудом для человека??  Что должно было быть  главной функцией или что должны уметь все сосуды?  Что в человеке сосуд?  Вы слышали о сердечно-сосудистой системе человека? Что это такое? Что в природе похоже на сосуд?  Чашечки цветов, листья, гриб, гнезда птиц, русла рек (что дети сами вспомнят и назовут) Делаются выводы о функции как  закономерности формы, которая похожа на сосуд (дети сами называют варианты)   —  держит, собирает, сохраняет, бережет… Итак, что же такое функция сосуда? Что будет с существом, если функция его не выполняется? Какие сосуды не выполняют свою функции? Почему это происходит? (они могут быть красивые, но не держат жидкость). А если говорить о человеке [метод аналогии], какие бывают причины, когда человек не выполняет своей функции? (Лень,  рассеянность, суета, незнание, что он человек)  Может ли человек  понять себя, изучая сосуды, узнать что то новое о себе?

Первыми темами СТИ является тема «человек и животное», направленная на выяснение функции (призвания) и особенности человека, на формирование мотивации к учению, познанию и другим качественным особенностям человека в отличие от остального животного мира. Здесь запланированы вопросы для связи с первой темой: Как животные пьют, едят? Может ли птица или какое–то животное создать сосуд? 

 

Дисциплина «Литература» (1-4 класс), анализ литературного произведения.

 

Пример 1. Тема размышлений: Совершается поступок, каковы его причины? Мы обращаемся к прошлому, к «истории», к истокам. Что побудило человека совершить данный поступок? Кто папа и мама поступка? Собираются факты как неслучайности, как «следы»  ведущие к истоку, то есть к началу.  Что предшествовало поступку? Какая причина? Проводятся аналогии, постоянно работая приемом поиска взаимосвязей и методом обратной взаимосвязи.  Исследуются характер поступка,  его место в жизни самого  человека, для других людей, для мира природы,  Вселенной.  Размышляем и рисуем точками. Их форма, цвет, размер движение, композиционное размещение в формате дают возможность сделать вывод, увидеть общее (поступок) в конкретном (то есть какой это поступок) и конкретное – в общем, то есть целое видеть частью, а часть – целым. Так возникает живое восприятие, не теряется жизнь форм за абстракциями, но появляется умение абстрагироваться в точку и объективно (с позиции закономерности, общего) посмотреть на жизненные события. Идет тренинг образно-логического мировоззрения.

Пример 2. Актуальными для детей являются сказки, рассказы, притчи. Во втором классе мы рассказываем сказку Е.Пермяка « Самое страшное». «Если будешь обижать всех вокруг, будешь…», конец не назывался, детям нужно было самим проанализировать и ответить на вопрос, что же последует за таким поведением. Сначала отвечают поверхностно, но потом Дети выходят на то, что самое страшное – остаться одному, то есть разрушается единство с миром.

 

Дисциплина «Природоведение и экология (психология)»(4 класс)

 

Педагог делает введение. «Древние люди видели весь мир живым, мир природы мог с ними разговаривать; они понимали язык птиц, животных, ветра, воды…. И рассматривая, изучая природу они видели, чувствовали её многообразие. Например, им было понятно,  как устроено то или иное существо. А у вас,   например, есть любимый цветок? А животное?  Птица?» (дети отвечают).

   Вы молодцы, так много назвали разных цветов, главное, у каждого свой неповторимый ответ, свой цветок. Если всмотреться, можно увидеть, что у каждого цветка своя форма, цвет, рост, размер, аромат, характер.  Если приглядеться к каждому из вас, то тоже можно заметить, что каждый похож на тот цветок, который он назвал любимым [общий принцип определенной функции, которая присутствует в каждой части целого по закону принципа аналогии]. Далее, рассмотрев частности, цветки, мы выходим на общее  – цветок. Что такое цветок? Какая у него функция? Индукция: размышляя от частного, от попытки понять себя через аналогию с конкретным цветком – к общему: цветок вообще и его функция в природе мира – ты и твоя функция в природе мира. Это и есть тренинг мышления. Дедукция будет наоборот:  есть общее правило, цветок (этап развития растения, существа). А какой конкретный цветок ты (на своем этапе)? Какой плод родится из этого цветка?

 

Дисциплина «Гармоника» (1-4 класс)

 

Идем по городу, представляем, что наша группа – это поезд с вагончиками, или еще лучше – живая змейка, у которой есть голова, тело, хвост. Нельзя же ее форму нарушать. Если сначала дети разбегаются, ведут себя как привыкли, то потом начинают включаться в игру. Образ (змейки) помогает увидеть и почувствовать себя в единстве коллектива, за сохранение которого он ребенок несет ответственность.

Литература.

  1. Лубенко В.В., О будущем мире, куда мы идем, Киев, 2007, [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.lubenko.ru/4/4_7.htm (Дата обращения 14.04.2013)
  2. Лубенко В.В., Система Стержневой Истины, С-Пб, 1999, 183с.
  3. Лубенко В.В., Универсум. Школа будущего. Ученик – учитель – родители, Киев 2008, [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.lubenko.ru/4/4_7.htm (Дата обращения 14.04.2013)
  4. Лубенко В.В., Эпистемологическая аксиология как метод построения структуры знания и как форма истины. //Вестник Орловского государственного университета (№5, 2011)
  5. Методические рекомендации Полифункциональная модель образования: школа В.В.Лубенко, Л.1990, 7 п.л.
    ШКОЛА В.В.ЛУБЕНКО: ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
    Written by: Лубенко Владимир Васильевич,Алаторцева Вера Николаевна, Голикова Мария Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook