30 Дек

РОЛЬ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Важную роль в учебном процессе студентов играет мотивация, которая представляет собой систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Другими словами, она выступает в качестве генератора, пробуждая индивидуальные способности личности, активизируя ее внутренний потенциал. По мнению современной психологической концепции (Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), мотивация понимается, как совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих цели личности.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации и представляет собой процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия на выполнение учебной деятельности.

Структура учебной мотивации формируется из таких компонентов как потребность, смысл учения, мотив учения, цель учения, интерес, желания, намерения и задачи.

Понятие потребности является наиболее важным из перечисленных мотивационных понятий. Потребность являются значимым фактором не только в развитии личности, но и отдельных социальных групп и общества в целом и как следствие одним из главных источников человеческой активности.

К основным характеристикам потребностей относятся: сила, периодичность возникновения, способы удовлетворения и предметное содержание.

Другим понятием, описывающим мотивационную сферу человека, является мотив. Мотив — это внутреннее побуждение личности к определенному типу активности (деятельность, общение, поведение, обучение), связанный с удовлетворением определенных потребностей.

Важное место в общей структуре мотивационной сферы принадлежит цели. Цель — это некоторый идеальный образ и предвосхищающая модель желаемой ситуации в жизни человека. Это стремление, направленное на достижение конечного результата, на удовлетворение его потребностей. Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в сознательности и целенаправленности. Для достижения цели важно учитывать условия, в которых она будет реализовываться.

В дополнение к потребности, мотиву и цели, в контексте побудительных факторов учения рассматриваются интересы, желания и намерения, а также задачи.

Интерес является образовательной потребностью, фактором заинтересованности человека в чем-либо. Необходимым условием для формирования и развития у студентов интереса к содержанию обучения и учебной деятельности является способность к интеллектуальной самостоятельности и инициативе. Чем активнее методы обучения, тем легче мотивировать студентов, а чем больше заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, тем прочнее их знания.

Побудить интерес к образовательному процессу можно в результате спланированной проблемной ситуации, которую невозможно разрешить в условиях существующего запаса знаний. В такой ситуации, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или способов применения старых знаний в новые ситуации.

Немаловажным фактором в пробуждении интереса учащихся к учебному материалу является эмоциональная окраска общения, дикция педагога, улыбка, вежливое выражение лица и артистизм.

Еще одной немаловажной компонентой мотивационной сферы являются желания и намерения. Желание — это средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором с другой. Намерение — это четко сформулированное желание того, что мы хотим получить.

Задача, как структурный элемент мотивации, выступает в качестве частного ситуационно-мотивационного фактора, она возникает в процессе реализации мероприятий, направленной на достижение определенной цели и которую необходимо преодолеть путем постановки и решения конкретной задачи.

Развитие мотива происходит через постепенное изменение и расширение круга деятельности, которая преобразует объективную реальность и потому имеет достаточно сложную функциональную структуру.

К основным функциям мотивов относятся: побуждающая; направляющая; стимулирующая; регулирующая; организующая; смыслообразующая; отражательная.

Более того, система мотивации студентов в области активного обучения и познавательной деятельности могут содержать мотивы двух типов: внутренние и внешние.

Внутренняя мотивация характерна для «сильного» студента, стремящегося освоить выбранную профессию на должном уровне и направленная на приобретение практических умений и навыков.

К внешним мотивам относятся ускорители, к которым можно соотнести наказание или награду, угрозу и претензии, давление группы, ожидание будущих выгод, оценку педагога, желание избежать неприятности и др.

Успешность учебной деятельности, как известно, зависит от многих факторов как психологических, так и педагогических, которые во многом определяются как социально-психологическое и социально-педагогическое. На успешность учебной деятельности существенно влияет, в частности и сила мотивации, и ее структура.

Даже классический закон Йеркса-Додсона («оптимума мотивации»), сформулированный несколько десятилетий назад, установили зависимость КПД от силы мотивации. Из него непосредственно следует, что чем сильнее мотивация, тем выше производительность. Мотивационная сила способна скомпенсировать даже недостатки навыков, знаний и умений играя роль «равновесного» механизма. Показано, что постоянное увеличение силы мотивации не снижает эффективность учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией (а не с мотивацией успеха) связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе (А. М. Матюшкин).

«Сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не столько по уровню интеллекта, сколько по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Более того, высокий уровень способностей не может скомпенсировать низкий уровень учебной мотивации, или ее отсутствие, не может привести к высокому уровню успешности их образовательной деятельности.

Выбор профессии является одним из определяющих факторов в жизни человека. Если выбор сделан неосознанно, то последствия могут быть необратимыми не только для самой личности, но и всего общества в целом.

Формировать представление о будущей профессии следует уже на первом курсе, так чтобы человек не был разочарований. Студенты, как правило, на ранних этапах обучения опираются на идеальные представления о будущей профессии, однако столкнувшись с реалиями, болезненно воспринимают сложившуюся действительность. Часто эти представления связанны с восприятием профессии как творческой, хотя известно, что творческих стимулов и навыков творческой деятельности можно сформировать только в соответствующей среде.

Мотивация является достаточно сложной, многомерной, многогранной, неоднородной, иерархической структурой, она требует к себе тщательного внимания и должна способствовать правильному формированию и развитию личности в целом.

Список литературы:

  1. Кузьмин Е. С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). Вып. 8 / Под ред. Е.С.Кузьмина, И.П.Волкова, А.В.Ярмоленко. Л., 1977.
  2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
    РОЛЬ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
    Written by: Кулибеков Нурулла Асадуллаевич, Кулибекова Римма Джалавхановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook