25 Июл

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Внедрение новых государственных образовательных стандартов и инновационных технологий обучения в практику подготовки будущих социальных педагогов привели к необходимости использования новых подходов в системе оценки качества знаний студентов. В связи с этим в практику высших школ была внедрена рейтинговая оценка качества знаний студентов.

Рейтинг в переводе с английского означает числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления.

Кукушин В.С. в книге «Педагогические технологии» дает следующее определение понятию рейтинг – сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка [2, с. 11].

В «Положении о рейтинговой оценке качества знаний студентов» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева определено, что рейтинг студента – это индивидуальная оценка качества подготовки студента.

Целями внедрения рейтинговой оценки качества знаний являются:

— создание условий для мотивации студентов к получению знаний (в основу рейтинговой системы заложен комплекс мотивационных стимулов);

— структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – модули;

— систематический контроль за всеми видами учебной деятельности студентов;

— усиление учебной дисциплины студентов;

— активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов.

Рейтинговая система оценки качеств знаний базируется на следующих принципах:

— объективность и постоянство требований, предъявляемых к работе студентов;

— открытость результатов;

— систематичность оценки результатов работы студента посредством начисления рейтинговых баллов;

— наличие обратной связи, что позволит быстро и качественно, при необходимости, скорректировать как содержание, так и методику преподавания дисциплины.

Технология рейтинговой оценки качества знаний студентов по отдельной дисциплине такова:

— дисциплина разбивается на тематические разделы (модули). Для того чтобы студенты не испытывали чрезмерной нагрузки рекомендуется равномерное распределение учебной деятельности, а также контрольных проверок в течение семестра, что будет способствовать равномерному набору баллов;

— в конце семестра подсчитывается общее количество баллов. Положительную оценку по текущей аттестации студент может получить, если сумма баллов от 40 до 60 при условии, что ему зачтены все плановые задания и им пройдены все контрольные испытания;

— по окончании каждого курса определяется годовой рейтинг студента. Если студент набирает на экзамене менее 20 баллов или общий балл по итогам семестра и экзамена оказывается менее 60, то рейтинговая оценка по дисциплине в ведомости успеваемости не проставляется, а проставляется оценка «неудовлетворительно».

Такая технология оценки качества знаний однозначно стимулирует учебную деятельность студента в период изучения дисциплины, помогает устанавливать обратную связь. Итоговая отметка объективна и исключает претензии студента к преподавателю. Однако подобное оценивание требует от преподавателя особого подхода к выбору методов, форм организации обучения. Для обеспечения систематического контроля за учебной деятельностью студента и объективной оценки качества усвоения материала преподавателю необходимо:

— весь учебный материал по дисциплине разделить на модули;

— после окончания изучения каждого модуля определить уровень усвоения материала каждым студентом и выставить рейтинговую оценку;

— в конце курса выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, можно выделить отдельную тему или раздел, домашнее задание, индивидуальную самостоятельную работу (доклад, реферат, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, выполнение творческих работ), контрольную работу, коллоквиум, тестирование. Практика показывает, что главным в реализации рейтинговой системы оценки качества знаний является проведение систематического контроля уровня знаний и умений студентов.

В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента, предусмотренных учебным планом:

— изучение дисциплин;

— прохождение педагогических практик;

— выполнение и защита курсовых работ;

— сдача государственного экзамена;

— выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

Рейтинговая система оценки качества знаний студентов внедрена в практику работы каждого факультета, каждой кафедры и каждого преподавателя нашего университета.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что во время первой встречи со студентами преподавателю необходимо четко объяснить суть и технологию рейтинговой системы оценки знания именно по данной дисциплине. Ознакомить с модулями дисциплины, с оценочной шкалой, методикой выставления баллов за выполненное задание. В этом случае рейтинговая система будет успешно применяться, так как понятна не только преподавателю, но и самому студенту.

Рассмотрим основные компоненты рейтинговой системы оценки качества знаний на примере дисциплины «Социальная педагогика», которая изучается студентами психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Весь учебный материал по данной дисциплине разделен на два модуля – крупных раздела. За усвоение каждого модуля студент получает определенное количество баллов (максимальное количество по одному модулю 30 баллов).

Первый модуль включает изучение общих основ социальной педагогики, по программе предусмотрено 16 ч. лекционных и 20 ч. практических занятий, а также 1,8 ч. индивидуальных занятий со студентами. Второй модуль «Факторы социализации» – 16 ч. лекционных и 26 ч. практических занятий, а также 1,3 ч. индивидуальных занятий. В каждом модуле несколько видов учебной деятельности, соответствующих требованиям профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Оценивается посещение лекционных и практических занятий, конспектирование первоисточников, выполнение творческого задания, самостоятельная работа, написание реферата, результат тестирования. За каждое посещение лекции и аккуратное конспектирование выставляется от 0 до 1 баллов в зависимости от качества. Студенту, пропустившему лекцию по неуважительной причине, баллы не начисляются, а если по уважительной причине и конспект по пропущенной теме подготовлен студент получает 0,5 балла. Посещение практического занятия, при наличия конспекта по всем вопросам, которые будут обсуждаться во время занятия, оценивается в 1 балл. Дополнительные баллы начисляются за доклады по вопросам, за активное участие в обсуждении проблемы студент может получить дополнительно ещё 1–2 балла. По нескольким темам модулей предусмотрено выполнение творческих заданий, например: составить план и циклограмму работы социального педагога образовательного учреждения; составить примерную схему взаимодействия образовательного учреждения с внешкольными учреждениями; на примере одного из этапов Вашей социализации показать, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека. Практика показывает, что выполнение таких заданий активизирует и интенсифицирует процесс обучения, в достаточной степени стимулирует мотивы учебной деятельности студентов, устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями, позволяет развивать творческий потенциал личности будущих социальных педагогов [1, 13]. За выполнение творческих заданий можно получить от 1 до 3 баллов.

Отдельно оценивается самостоятельная работа (аудиторная или внеаудиторная). Она может выполняться как индивидуально, так и в парах. При выполнении работы в паре каждый студент получает установленное для индивидуальной работы количество баллов от 1 до 3.

В каждом модуле предусмотрено проведение коллоквиума и письменной работы, которые оцениваются максимум в 3 балла. Изучение модуля завершается тестированием, максимальное количество 5 баллов.

Для того чтобы обеспечить студентам возможность получить дополнительные рейтинговые баллы, предусмотрены поощрительные баллы, начисляемые за дополнительную внеаудиторную работу: выполнение индивидуальных заданий различного характера, в том числе подготовка реферата по актуальной проблеме в области социальной педагогики. Поощрительные баллы начисляются за участие в олимпиадах по социальной педагогике различного уровня, за выступление с научными докладами на научно-практических конференциях, за написание научной статьи. Таким образом, максимальное количество баллов, которые может заработать студент по каждому модуль 30, а положительную оценку по дисциплине в ходе текущей аттестации он получает при сумме баллов в пределах от 40 до 60.

Изучение дисциплины завершается экзаменом или зачетом. Они являются промежуточной аттестацией по дисциплине. Сроки проведения экзаменов определяются факультетом, в соответствии с графиком учебного процесса, а зачеты – в пределах семестра. К промежуточной аттестации допускается студент, набравший по дисциплине 40–60 баллов. С разрешения заведующего кафедрой, в исключительных случаях, возможен допуск к промежуточной аттестации студента, набравшего по итогам семестра менее 40 баллов, с обязательным включением при аттестации дополнительных вопросов и заданий.

Для получения по дисциплине зачета или удовлетворительной оценки студенту в семестре по итогам текущей и промежуточной аттестаций в сумме необходимо набрать не менее 60 баллов. Рейтинговая оценка по дисциплине заносится в ведомость, однако в зачетной книжке выставляется только оценка по 5-балльной системе. Соответствие между стандартной 5-балльной шкалой и 100-балльной шкалой устанавливается согласно Положению о рейтинговой системе оценке качества знаний студентов: 60-75 – оценка по пятибалльной шкале «3»; 76-89 – оценка «4»; 90-100 – оценка «5». Анализ научной педагогической литературы, а также нормативно-правовых документов высших учебных заведений показывает, что соответствие между стобалльной шкалой и пятибалльной шкалой в различных вузах разняться.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание, что в Приложении к диплому, в которое вносятся результаты аттестации по всем видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом: учебным дисциплинам, педагогическим практикам, итоговому государственному экзамену, выполнению и защите выпускной квалификационной работы все оценки проставляются только по 5-балльной шкале.

Семестровый рейтинг определяется как средний рейтинг по всем дисциплинам и видам учебной деятельности студента в семестре, предусмотренным учебным планом. Рейтинг студента за учебный год определяется из семестровых рейтингов и рейтинга студента по практике. Общий рейтинг студента складывается из годовых рейтингов и рейтинга студента по результатам государственной аттестации.

Рейтинговые аттестации по дисциплинам проводятся в каждом семестре и включают текущую и промежуточную составляющие. К аттестации по дисциплине приравнивается аттестация по курсовым работам. При выставлении рейтинговой оценки по курсовой работе оценивается деятельность студента в период её выполнения и защиты. Аттестация по практике проводится в процессе её прохождения и отчета по ней. Все оценка выставляются по 100-балльной шкале. Итоговые государственные экзамены по направлениям подготовки, подготовка и защита выпускных квалификационных работ также оцениваются по 100-балльной шкале.

Выпускные квалификационные работы студентов оцениваются членами государственной аттестационной комиссии и научными руководителями. Итоговая рейтинговая оценка за подготовку и защиту выпускной квалификационной работы определяется как средняя сумма баллов членов комиссии и научного руководителя. Итоговая рейтинговая оценка выпускника по итогам государственной аттестации определяется как средняя оценка по государственному экзамену и выпускной квалификационной работе. Успешно выдержавшими государственную аттестацию считается студенты, рейтинги которых находятся в пределах от 60 до 100 баллов.

Результаты подсчета рейтингов студентов используются при определении рейтинга студенческой группы, курса, специальности и факультета. В качестве примера приведем итоги рейтинговой оценки качества знаний студентов психолого-педагогического факультета, обучавшихся по специальности 031300 «Социальная педагогика».

Таблица 1.

Итоги рейтингового оценки качества знаний студентов

психолого-педагогического факультета

Учебный год Курс Семестр

Рейтинг

Группы Курса Специальности Факультета
2009-2010 1 1 82,7 82,7 84,1 86,8
2 84,8 84,8 83,2 84,9
2010-2011 2 3 82,0 82,0 82,0 84,7
4 84,2 84,2 84,1 83,9
2011-2012 3 5 82,5 82,5 85,0 83,3
6 85,57 85,57 85,99 84,5
2012-2013 4 7 85,72 85,72 85,0 85,0
8 86,1 86,1 84,5 85,0
2013-2014 5 9 87,88 87,88 87,9 84,4
10 85,06 85,06 85,1 84,5

Результаты проведенного нами опроса показывают, что студенты положительно относятся к рейтинговой системе оценки качества знаний. Они считают, что использование такой системы оценки делает процесса обучения открытым: студент сам может влиять на свой рейтинг, может заработать дополнительные баллы, наблюдать динамику своих результатов. У них формируются такие качества как целеустремленность, упорство, укрепляется чувство собственного достоинства; появляется стимул учиться лучше. Преподаватели отмечают следующие положительные стороны внедрения рейтинговой системы оценивания качества знаний: улучшилась учебная дисциплина, повысилась заинтересованность студентов в результате обучения. Таким образом, можно сделать вывод том, что данная система успешно дополняет традиционную систему оценки, контроля и учета знаний студентов.

Список литературы:

  1. Горбунова Т.В. Подготовка будущих социальных педагогов к саморазвитию посредством активных методов обучения. – Образование и саморазвитие. – К. : Центр инновационных технологий, 2010. – № 3 (19). – С. 9–14.
  2. Кукушин В.С. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей – Ростов н/Д. : Марта, 2002. – 320 с.
    РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
    В статье определены понятие рейтинг, цели внедрения рейтинговой системы оценки, принципы и технология её внедрения, описана практика использования рейтинговой системы оценки качества знаний студентов психолого-педагогического факультета.
    Written by: Горбунова Татьяна Валерьевна, Петрова Инна Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook