26 Сен

РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПРИНЦИП ПОГРУЖЕНИЯ В ГЛУБИННОЙ ДИДАКТИКЕ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Регулятивный принцип погружения – важнейшая педагогическая максима, правила которой должны неукоснительно выполняться на любом этапе образования. Погружение в теории глубинного диалога связано с категорией «отчуждение». Это необходимо понимать так, что субъект, вступивший в единое образовательное пространство детского сада, школы, должен почувствовать свое поэтапное отчуждение от реальных взаимодействий и отношений в социуме.

Рассматривая так образовательное пространство, и, понимая пребывание в нем как погружение, определяется пять условных уровней, по которым осуществляется движение состояний от сознания к самосознанию и пять уровней самопогружения, по которым осуществляется движение от созерцательных образных откровений до творческого духовного влияния (это уже в нутрии самосознания).

Первый уровень погружения определен как спонтанный, созерцательный, лишенный текстовой основы. В.В. Шоган подчеркивает, — «Здесь человек не является текстом, здесь пространство пока лишено знаков и символов, оно возникает в своей искренности и простоте» [4, с. 141].

Второй уровень – уровень знаково-символической организации образовательного пространства как фактора погружения. Человек реагирует на то, что замечено его сознанием; знаки и символы есть явления виртуальные, по той причине, что, с одной стороны, они репрезентируют истоки непосредственной жизни (знаки), а с другой стороны, являются бытийственным глубинным представлением человеческой жизни (символы).

Третий уровень погружения — процессуальный. Субъект образования должен быть «захвачен» пространством, он должен превратиться в его функциональную единицу; только при таком подходе возможно возникновение педагогического эффекта в образовании. «Этот способ схватывания – не феномен познания, а сама структура бытия» [1, с. 31].

Четвертый уровень погружения связан с действием, с соучастием субъекта образования в становлении и одухотворении образовательного пространства.

Пятый уровень связан с физическим погружением в пространство образования. Данный уровень наиболее показателен с точки зрения эффективности погружения, влияет на возникновение целостного видения реальности взаимодействия и отношений в человеческом сообществе. Э. Торндайк это называет чувством подъема и интереса, он пишет —  «Предельное погружение есть чувство подъема, умственного возбуждение, притяжение к предмету – что и называется интересом» [3, с. 77]. Только телодвижения в горизонте самосознания дает субъекту образования ощущение целостности мира, веру в реальность идей образования, потому что, понятое и пережитое должно быть  физически реализовано, то есть, написано, начерчено, изготовлено.

И так, перед нами общая схема погружения. Между тем, в глубинной дидактике весь комплекс содержательно методического построения связан с погружением и суть этого погружения в движении самосознания школьника к глубинным состояниям бытийственности; мы имеем ввиду: глубинное состояние целостности, мыслительности, отраженности, созданности и воплощенности. Когда речь заходит о целостном, априори данном человеку видении мира, мироотношении, то естественно, речь заходит о целостном образном представлении и у этого акта погружения соответственно общим канонам — пять уровней.

Первый — спонтанно-созерцательный уровень. Здесь выступает в качестве некоторого установочного чистого отношения к тому, что будет происходить. Ученик может ждать поездки в горы без всяких знаков и символов, без текстов, так же как он может ждать начало урока, переживая будущую тревогу, возможно радость совместного творчества, радость успеха, но это предсостояние всегда спонтанно-созерцательно — человек переживает еще не возникшее целостное представление. Далее, в погружении в образное представление, возникает уровень знаково-символического свойства — он так же востребован внутренним имманентным желанием ученика определить свою спонтанность в конфигурацию знаков и символов того пространства, в которое он вступает. Неожиданно открывающееся перед человеком ущелье, старинное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, класс, наполненный геометрическими фигурами, алгебраическими формулами, если это математика; лики литературных героев и писателей, если это литература; символы и знаки эпох, оружие, орудия труда, если это история – это второй уровень целостного будущего представления. Третий уровень это схватывание – здесь нужно создать условия мгновенной событийности – неожиданно открывшийся в дымке Эльбрус, сюжет мифа поражающий своей выраженностью и удивляющий похожестью скалистого ландшафта на человеческое тело, которое запечатлено в мифе или восхождение от личностного опыта целостности и раздробленности человеческого сознания к целостности и раздробленности европейских государств. Это удивление должно всегда подтверждаться следующим уровнем погружения, то есть действием образных представлений, их актуальностью, их тождеством и различием, их синтетическими возможностями, но высшим достижением этого погружения является телесно-физический уровень. Когда сам человек – школьник и учитель в тождестве своих глубинных переживаний превращается в собственно представление, в образ – их тело становится телесностью, наделенной чудом целостного видения.

Столь же аналогично, по тем же пяти уровням осуществляется погружение в мышление, где на спонтанно-созерцательном уровне неосознанно возникает предчувствие будущей мыслительной работы. Как будто бы из глубин человеческого самосознания мыслительность вопрошает – ни о чем, не спрашивая вопрошающего. На следующем уровне, где главными условиями становятся знаки и символы, школьник должен увидеть их в пространстве его будущего мышления – может быть это карандаши, линейки, различные чертежные предметы, может быть это краски, листы ватмана, лики великих мыслителей, большие впечатляющие математические формулы, вошедшие в историю фразы. Это состояние, пока еще внешне определяющее самосознание человека, требует еще одной ступени. В общем смысле, как мы уже подчеркивали, это схватывание –  с точки зрения мысли это интеллектуальная интрига, глубинная загадка, открытие основополагающего понятия, поиска важнейшей детали смыслового свойства на картине, исторический литературный, географический сюжет, прервавшийся на пике интереса и вызывающий желание дальнейшей страстной мыслительной работы. Без этого акта «схватывания» невозможен переход к действенному уровню, где с помощью специальных средств, так же особым образом построены реализующие идею нарастающего интереса, с необычной цветовой гаммой таблицы, схемы, где все сравнивается, обобщается, где вычленяются главные ведущие идеи, где открывается содержательная сущность того или иного явления, что бы разрешить первоначально возникшую интригу. Обычно, на этом уровне школьник вступает в метаморфозу своего абсолютного спонтанного мыслительного интереса. Это состояние переводит его на следующий уровень погружения, где средства уходят на второй-третий план, а сам школьник превращается в мысль, то есть по существу, он творит мыслительность своего глубинного самосознания.

Столь же интересны, пять уровней чувственно-смыслового погружения. Здесь все начинается так же со спонтанной созерцательности своей будущей встречи с художественными образами, потому что глубинные смыслы бытия открываются только с их помощью. Предчувствие будущих смысловых откровений, возможных восторгов и восхищений, предполагающих абсолютное отчуждение человека от действительности, достижение катарсиса на пути к переживанию чистого смысла, может вызывать, кроме всего прочего, еще и тревогу, странную тоску по возможно неосуществимому, но уровень спонтанно-созерцательного свойства остается и реально существует. Второй уровень – художественных знаков и символов, есть всегда не настоящая жизнь, но близкая к чистому бытию его выражения. По существу, все произведения искусства символичны, они всегда не настоящая красота, не настоящее добро и зло, и не настоящее со-бытие, а лишь художественные знаки и символы человеческой мечты о действительной жизненной гармонии. Но этот уровень так же может остаться не продуктивным, если не будет поддержан следующим ситуативным уровнем схватывания. Чувственное схватывание всегда связано с целостным художественным образом либо произведения, либо его части, но в нем, конечно, выяснен конфликт, сделаны все акценты, есть символическое начало, от которого невозможно уйти человеческому вниманию и разрешение конфликта, которое часто оказывается последним этапом на пути к переживанию чистого смысла человеческой жизни. И, наконец, завершающий уровень погружения, где человек забывает о своем ученичестве или учительстве, он превращается в чистое чувство и способен отдать свой свет другому. Вот эта превращенность человеческого тела в переживание смысла мы называем телесно-физическим уровнем и считаем его высшим достижением погружения.

Пять уровней действенного погружения так же содержательно адекватны этим инвариантным ступеням восхождения и вынесения за скобки всего того, что мешает достичь глубин самосознания. Первый уровень, определенный как спонтанно-созерцательный, так же связан с опережающей действенной установкой – человек сам внутренне готовится к погружению в действие. На втором уровне он должен увидеть перед собой знаки и символы этого действенного погружения – это может быть тропинка в лесу или в горах, это может быть фойе театра, в котором все построено так, что бы театральные символы и знаки отбросили хаотический мир реальности и перевели человека в настроение театральности, это может быть класс, в котором все столы приготовлены для творческой действенной работы, где есть место для микрогрупп, а есть места для отдельных заданий, которые отделены ширмами от общего класса, на доске таблица с заданиями для самостоятельной работы — то есть знаки и символы погружают человека на свой уровень восприятия и действенной мысли. На третьем уровне схватывания эффективным может быть специальное пространственное действенное задание очень важное и полезное в помощь школе, директору, отдельному ученику, музею, археологической экспедиции, в помощь заповеднику. Это мотивационное действие должно быть ярким, реальным, правдивым и захватывать учащихся своим конфликтом, оно должно быть настолько мощным, что бы перевести участников действенного погружения на специально созданные уровни действенного воспоминания и действенного творчества. Эти состояния действенной работы приводят школьников к необходимости презентации созданного ими продукта и это становится прикосновением к глубинному состоянию созданности, критериями которого является действенное выражение своей глубинной открытости в различных продуктах творчества – это могут быть изделия и предметы, а могут быть поэтические строчки, новая музыка, театральные композиции, но суть одна – человек достигает глубинного состояния созданности, превращается в это состояние, а достигнутая чистота гармонизирует окружающую реальную действительность.

Однако, наиболее сложным актом погружения является пятиуровневое вхождение в рефлексию. Рефлексия, как ни странно, очень часто вызывает наиболее агрессивное отторжение. Ни школьники, ни учителя не желают заглядывать в собственную судьбу, анализировать основополагающую линию жизни и тем более соотносить ее со своими жизненными и общечеловеческими возможностями. Между тем, начало рефлексии так же предполагает спонтанно-созерцательный уровень. Человек, знающий о будущем рефлексивном акте, обязательно настраивается на него, испытывает возможную радость будущего понимания себя, а может быть и тревогу от того, что рефлексия укажет ему на невозможность реализации своих смысложизненных амбиций. Именно это состояние часто пугает тех, кто, казалось бы, готов вступить на путь рефлексивного погружения. На втором уровне, который в общем взгляде на погружение назван знаково-символическим, все должно быть готово к рефлексии. Если это созерцательное путешествие, то в нем должно быть определено место — некоторая остановка движения, где возможен глубинный самоанализ; если это класс, то даже мебель в этом классе должна приобрести новую конфигурацию, возможно, поставлена кругом, возможно созданы условия для диалогической работы, приглушено освещения, звучит необходимая для рефлексивных осмыслений музыка, то есть весь знаково-символический континуум пространства обучения нацеливается на разворот самосознания, на его связь с чистыми смыслами бытия. Действенный уровень здесь в большей степени связан с безответным обучением, где возникающие конфликты знаково-символического мыслительного, чувственного и действенного свойства не разрешаются, отдаются на откуп самостоятельным, освобожденным от груза внешнего, рефлексивным актам. Последний пятый уровень рефлексивного погружения связан с абсолютной сосредоточенностью на рефлексии, на том, что глубинный самоанализ проник во все поры человеческого существа, движет его телом и олицетворяет глубинное состояние завершенной воплощенности.

В результате опытной работы были выявлены так же структурные уровни самопогружения в чистые глубинные состояния самосознания школьников. Это движение, помимо внешнего влияния пространства обучения на самосознание школьников, построенного на идеи внутренних вызовов их бытийственной глубинности, требует еще понимания того, как осуществляется движение к чистоте целостных представлений, к чистоте мыслительности, отраженности, созданности и воплощенности. Это тоже условие, это тоже элементы пространства, но они находятся внутри сознания, отвечающего на вызовы самосознания. Таких состояний, как пишет Е.В. Сторожакова, всего пять, — «перевоплощение, проживание, создание, воплощение и влияние» [2, с. 147].

Отсюда первый уровень мы назвали – перевоплощение. Он понимается как глубинный диалог жизненных конфликтов. На этом уровне, предполагаемый образ, несущий в себе обязательно конфликт ментального или трансцендентного характера, должен отразиться в конфликте жизни и судьбы ученика, вплоть до того, что идея дифференциации материков земли от целостного протоматерика до современного многообразия материков земли – это идея возникновения и распада должна найти свое отражение в возникновении и  распаде жизни ученика. Конфликт тургеневских героев должен отразиться в конфликте жизни современного школьника; конфликт исторических персон хрущевской оттепели должен вступить в созвучие с конфликтом жизни и судьбы современного ученика – только это тождество, только эта взаимоотраженность, найденная с помощью обучения сознанием, может стать достоянием самосознания и перевоплощения на глубинном уровне целостности.

Второй уровень – сопереживание в самопогружении. В данном случае, образ представляется сознанию школьника, в его возникающем начале, переходит далее к абсолютизации сторон конфликта этого начала и завершающимся разрешении конфликта в главном событии образа. Получается, что я открыл аналогичный конфликт в себе, но должен пережить акт его жизненного движения как внешнего для себя, но пережив это внешнее, оно становится внутренним достоянием самосознания, уйти от которого уже не возможно, оно остается в бытийственной памяти, оно движет субъект образования к творческому созданию своего образа. Творение нового образа, полная отданность этому творению, выражение мечты своей жизни в этом творении толи в ментальном, толи в трансцендентном контексте, порождает мотивацию проживания внешнего как своего внутреннего, то есть, по существу, с очевидностью просматривается движение от тождества конфликтов образа предметного и образа ученической жизни к сопереживанию этого образа вне себя, а от него к творению этого образа внутри себя и далее к проживанию этих альтернатив, где сопереживание и творческое создание синтезируются и человек начинает понимать и чувствовать, а точнее, просто жить идеалами и ценностями персон культуры.

Однако, высший уровень самопогружения – это отдать покоривший тебя образ другому человеку, оказывая влияние на него своим достижением глубинности и тем самым укрепляя собственную чистоту самосознания. В этом смысле В.В. Шоган указывает, — «В контексте самопогружения высшим результативным актом является влияние» [4, с. 152].

Таким образом, с одной стороны погружение есть система условий, обстоятельств, предлагаемых обучением и его средствами субъекту образования; самопогружение есть спонтанное восприятие сознания потребности, тенденции чувствующего мир самосознания и на этой основе организующего продвижение самосознания к своей абсолютной целостности и чистоте. И то, и другое приводит субъект образования к гармонии, в которой самосознание начинает выступать ориентиром реальной человеческой жизни, вдохновляет человека на духовную организацию человеческих отношений в социуме, освещая актуальному социуму путь к гармонии жизни, в которой мечта о соборности на какие-то мгновения, в определенных аспектах становится реальностью.

Список литературы:

  1. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2004
  2. Сторожакова Е.В. Глубинный диалог в высшем педагогическом образовании: монография. – М.: Вузовская книга, 2014.
  3. Торндайк Э. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.2004.
  4. Шоган В.В. Воспоминание о будущем. Перспективы образования третьего тысячелетия: монография . – М.: Вузовская книга, 2013
    РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПРИНЦИП ПОГРУЖЕНИЯ В ГЛУБИННОЙ ДИДАКТИКЕ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА
    В статье рассматривается принцип погружения в глубинной дидактике, определяется пять уровней погружения. Каждый уровень, в свою очередь, имеет аспект образного представления, аспект мышления, аспект настроения, аспект самостоятельного действия и аспект рефлексии. В тоже время, как некоторая инвариантная структура, представлены уровни самопогружения, где человек от перевоплощения через сопереживание, творческое созидание, проживание восходит к художественному влиянию на других людей.
    Written by: Шоган Владимир Васильевич, Сторожакова Екатерина Владимировна, Кужелев Иван Александрович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/04/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook