30 Дек

Развитие ритмических способностей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В практике образовательной работы с детьми дошкольного возраста развитие чувства ритма осуществляется только в процессе реализации образовательной области «Музыка» в разделе музыкально-ритмические движения. По нашему мнению, этого недостаточно. Задачу воспитания ритмических способностей можно эффективно решать и на материале образовательной области «Физическая культура».

Одним из основных элементов в содержании непосредственной образовательной деятельности по физической культуре являются общеразвивающие упражнения, которые могут быть организованы и проведены в разных формах. Отмечено, что наибольший интерес у дошкольников вызывает проведение общеразвивающих упражнений в форме комплексов  ритмической гимнастики. Это позволяет педагогу повысить общую моторную плотность занятия, его тренирующий эффект и, бесспорно, дает возможность решать задачи воспитания ритмических способностей.

Цель исследования: совершенствование содержания физкультурных занятий в дошкольном  образовательном  учреждении  на основе использования средств ритмической гимнастики.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика воспитания ритмических способностей на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физкультуре будет эффективно способствовать воспитанию ритмических способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Разработать тесты для определения чувства ритма у детей дошкольного возраста и оценить ритмические способности детей.
  2. Разработать методику проведения физкультурных занятий в дошкольном учреждении с использованием комплексов ритмической гимнастики.
  3. Определить эффективность работы по воспитанию ритмических способностей.

Согласно задачам исследования, на основе литературных источников и собственного педагогического опыта, нами были разработаны тесты для определения чувства ритма у детей дошкольного возраста:

Упражнение 1. «Повтори» Педагог отбивает ритм в бубен. Просит ребенка повторить. (3 удара в бубен медленно и 2 быстро)

 Упражнение 2. «Два медведя» Воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняет движения под речитатив. Ребенок должен повторить.

 Упражнение 3.  «Ходики» Педагог просит во время ходьбы на месте хлопнуть в ладоши на 2-й счет.

  Упражнение 4.    «Догонялки» Под счет дети выполняют поочередные  движения рук и ног.

Оценкой уровня  развития чувства ритма служат баллы – от 1 до 3 —  в зависимости от качества выполнения упражнения:

  • правильное одновременное выполнение —  3 балла;
  • неодновременное, но правильное – 2 балла;
  • неверное выполнение – 1 балл.

Это соответствует высокому, среднему и ниже среднего уровню.

Для проверки гипотезы исследования был организован педагогический эксперимент, который проводился на базе ГБОУ Гимназии №1572 (дошкольное отделение) с сентября 2013 года по апрель 2014 года на физкультурных занятиях. В нем  участвовало 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 6 лет. И контрольная и экспериментальная группы состояли из 10 дошкольников: по 5 мальчиков и  девочек в каждой. Все дети прошли тестирование.  Результаты представлены на рис.1. Общая картина такова, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает (50% детей) уровень развития чувства ритма ниже среднего (оранжевая полоса), средний уровень имеют 42% детей (фиолетовая полоса), а высокий продемонстрировали только 8% детей.

Рисунок №1. Уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного  возраста.

А также было выявлено, что у  детей экспериментальной  и контрольной группы средние значения результатов  практически равны,  между группами нет статистически  достоверных различий – группы однородны.

Далее в экспериментальной группе была реализована методика проведения  физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста с использованием комплексов ритмической гимнастики «Бременские музыканты». Это образно-игровая ритмическая гимнастика разработанная Кузьменко М.В. Отличительной особенностью комплексов является то, что в них включалась серия упражнений повышенной сложности, а также упражнения с гимнастической палкой. Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для воспитания ритмических способностей. В контрольной группе  физкультурные занятия проходили  по обычной схеме.

Повторное тестирование по окончании эксперимента  показало, что  в экспериментальной группе произошел достоверный прирост в уровне развития чувства ритма по всем тестам. С высоким уровнем развития чувства ритма стало 40% детей, со средним —  50%, а ниже среднего —  5% дошкольников.

В контрольной группе так же произошли изменения: возросло количество детей, которые улучшили свой результат, но эти изменения статистически не достоверны.

Таким образом,  гипотеза подтвердилась.

С помощью средств ритмической гимнастики удалось существенно повысить ритмические способности детей дошкольного возраста.

Таблица 1

Показатели развития чувства ритма у детей в экспериментальной группе

Развитие ритмических способностей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях
Written by: Деревлева Елена Борисовна, Михайлова Эльвира Ивановна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/07/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
Available in: Ebook