30 Дек

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОСПИТАННИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его важно организовывать в ходе воспитания и обучения детей для того, чтобы будущие граждане России обладали многогранной культурой личности, умели эффективно разрешать конфликты, цивилизованно общаться, сотрудничать, обладать качествами, необходимыми для успешной жизни современного человека. Формирование  лидерских  качеств  –  это  формирование  активного  отношения к происходящим событиям,  развитие  способности  рефлексировать, осознавать  свои  ценности,  установки  и  умения,  оказывать  влияние  на  людей,  превращая  их  в  единомышленников,  направляя  их  усилия  на  достижение  общих  социально значимых  целей.

Современные кадетские школы-интернаты, возобновленные в 80-х гг. XX века, берут свое начало в отечественных традициях кадетских корпусов, в которых воспитывались подростки из семей офицеров российской армии. На  сегодняшний  день  в  России  в первую очередь через кадетское образование решается  задача  по  формированию  национальной  элиты, будущих лидеров  общества. Миссия  президентских кадетских   училищ  –  воспитать  гражданина  и  патриота  России,  готового  к  профессиональному  служению  государству  на  гражданском  и  военном  поприще.  Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Вполне закономерно, что такой гражданин должен обладать лидерскими качествами, чтобы  регулировать взаимоотношения в группе, отстаивать базовые национальные ценности российского общества в межгрупповом общении, не только влиять на формирование внутригрупповых ценностей, но и зачастую символизировать их.

Задача развития лидерских качеств у воспитанников кадетского училища представляется сложной вследствие различий индивидуальных особенностей личности обучающихся, их разного социального опыта, уровня развития коммуникативных навыков. Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Некоторые из них убедительны в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает задатками, которые делают его в будущем лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования и воспитания лидера можно сформировать. Вторая позиция, на наш взгляд, даёт больше веры в силы и возможности развития лидерских качеств у каждого воспитанника.  Важно, чтобы каждый кадет проникся убеждением, что любой человек может стать лидером, если будет работать над собой.

Лидерская  позиция  характеризуется  ответственным  отношением  к  себе,  другим  членам  группы,  людям,  природе,  миру;  готовностью  взять  на  себя  ответственность  при  решении  проблемных  ситуаций.                Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры — ее гибкость и динамичность. Это значит, в процессе общественно полезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей.

Следует  отметить  ряд  факторов  обучения  в  учебном заведении интернатного типа, а именно в президентском кадетском  училище,  которые, на наш взгляд,   обеспечивают  успешность  решения  задачи  формирования  лидерских  качеств.

Во-первых, это наличие  в  президентском кадетском  училище  общепринятой  системы  норм  и  правил,  основанных  на  духовно  –  нравственной  традиции  российского  воинства.

Во-вторых, в   учреждении  интернатного  типа процессы  групповой  динамики  протекают  особенно  ярко  по  причине  «закрытости»  данного  типа  учреждений,  обуславливающей  насыщенность,  а  главное,  неизбежность  тесных  контактов  «всех  со  всеми».

В-третьих, построение  жизнедеятельности  воспитанников,  основано  на  имитации  отношений  и  быта  в  военной  организации,  что позволяет установить  эффективный  контроль  за  поведением  воспитанников.

В-четвертых, в  структуре  президентского кадетского училища работает  социально-психологическая  служба,  которая  решает задачи психологической диагностики, психопрофилактики, коррекции и развития личности воспитанников, проектирования индивидуальной траектории воспитания и обучения.

В-пятых, возраст  воспитанников  кадетского  училища (11  –  17  лет)  считается  периодом  интенсивного  формирования  черт  характера  и  становления  личности.  Именно  в  этом  возрасте  появляется  потребность  и  способность  к  саморазвитию.  Это  является  хорошей  основой  для  формирования  лидерских  качеств.

Таким образом, работа по развитию лидерских качеств воспитанников в Краснодарском президентском кадетском училище включает следующие основные направления: развитие позитивной самооценки и положительной Я-концепции, умения сказать «Нет», умения повести за собой, взять на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях, совершенствование саморегуляции, целеполагания, обучение  навыкам принятия ответственных решений. В училище создаются социальные ситуации и событийные мероприятия для формирования у воспитанников внешних и внутренних ценностных ориентиров, уверенности в себе, целеустремленности, навыков социального общения, развития креативности и самосознания.

 

Список литературы:

  1. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 256 с.
  2. Лухменева  Е.П.  Актуальность  формирования  лидерских  качеств  воспитанников  кадетского  корпуса  // Журнал  научных  публикаций  аспирантов  и  докторантов,  2010.  –  №4.  –  С.  111-112.
  3. Чернышев А.С. Психолого-педагогические подходы к обучению основам организаторской деятельности социально одаренных детей // Сб. матер. Всерос. форума «Обучение. Воспитание. Развитие». – Сочи, 2015. — С. 113-118.
  4. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. — СПб.: Речь, 2007. – 464 с.
  5. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. — СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
    РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОСПИТАННИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
    Целью исследования являлся анализ особенностей формирования лидерских качеств в условиях кадетского образования. Определяя миссию кадетского образования – формирование будущих лидеров общества, авторы последовательно выделяют приоритетные задачи развития лидерских качеств с учётом специфических факторов обучения в учебном заведении интернатного типа.
    Written by: Антоненко Евгений Николаевич, Лобанов Сергей Геннадьевич, Смагина Лариса Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/10/2017
    Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
    Available in: Ebook