30 Янв

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ И НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ ЗА СЧЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы предъявляет четко определенные требования к профессиональной деятельности бакалавров для данного направления, которые нацелены на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий. Выпускник данного направления должен владеть художественными методами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обладать знаниями и реальными представлениями о технологическом процессе производства предметов ручным и промышленным способом их изготовления, имеющих художественную ценность, уметь проектировать и выполнять их в материале и так далее [2]. Таким образом, высшее образование РФ ориентировано на развитие разносторонне образованной, компетентной, мобильной личности будущего выпускника учебного заведения. Оно предъявляет требования к повышению качества подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях.

Важное место в подготовке бакалавров по направлению 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы занимают такие дисциплины как «Художественная керамика», «Художественный металл», «Пластическое моделирование», «Основы производственного мастерства». В процессе освоения данных дисциплин, будущие выпускники, приобретают профессиональные знания умения навыки: умение разрабатывать эскизы, с учетом специфики материалов, знания и навыки работы с инструментами и материалами, необходимыми для изготовления художественных изделий, изучают технологические возможности декорирования изделий, проявляют интеллектуальную активность, развивают художественно-образное и пространственное мышление, творческие способности и художественный вкус.

Приобретенные знания студенты могут использовать при разработке и выполнении дипломного проекта, который носит интегративный характер, сочетая такие различные материалы, как металл и керамику в самых различных вариациях. Таким образом, успешное освоение вышеозначенных дисциплин способствует подготовке квалифицированных художников, способных создавать проекты, как уникальных изделий, так и проекты изделий для массового производства.

Искусство керамики, известное с глубокой древности, передавалось из поколения в поколение, изменялись эстетические идеалы и вкусы различных эпох, развивались художественные идеи, нарабатывались и модифицировались приемы и технологии изготовления и декоративной обработки керамических изделий, в связи с этим совершенствовались и методы обучения в керамических промыслах и ремеслах. Современное профессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства должно учитывать как психолого-педагогические особенности студентов, так и потребности общества. Изначально, на практике, обучение технологиям обработки глины носит традиционный характер, направленный на репродуктивную деятельность учащихся. Однако современное образование в области декоративно-прикладного искусства направлено на развитие продуктивной творческой деятельности выпускника. Поэтому существует необходимость в разработке подходов к развитию творческих композиционных способностей учащихся в любом виде искусства декоративно-прикладного и художественно-промышленного профиля. Таким образом, развитие творческих способностей в процессе изучения технологий художественной обработки глины будет эффективно, если процесс обучения будет опираться как на традиционный опыт, так и на современные подходы к образованию в области декоративно-прикладного искусства. А также успешному формированию творческой продуктивной деятельности будет способствовать формирование среды, способствующей творческой самореализации учащихся. Создание педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень овладения технологическими интегративными навыками, расширяющими возможности интерпретации художественного образа изделия.

Так, например, целью курсов «Художественная керамика» и «Пластическое моделирование» является практическое освоение возможностей моделирования изделий из глины, изучение способов ее обработки. При этом студентам предоставляется возможность приобрести знания и практические навыки в области декоративного искусства. Изучить требования, предъявляемые к художественным изделиям разнообразного назначения: эстетические, экономические, гигиенические, производственные и т. д., для расширения профессиональных возможностей учащихся и применения их в дальнейшей учебной и творческой деятельности. Здесь же рассматриваются и изучаются характеристики художественной керамики, технологии создания и декорирования различных форм, эстетические и функциональные возможности, конструктивные, цветовые и пластические свойства глины, этапы реализации художественного замысла на практике и т.д.

Использование дополнительного материала, такого как, металл, в керамических изделиях расширяет возможности профессиональной подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Совмещать эти материалы возможно путем механического соединения деталей, выполненных из различных материалов. Причем металлические элементы декора могут быть выполнены в самых разнообразных техниках: просечной и пропильной металл, чеканка, металлопластика, филигрань (скань), штамповка и многое другое. Очень важно еще на этапе проектирования продумать то, каким образом элементы будут крепиться друг с другом и, при необходимости, сделать в глиняной основе необходимые отверстия, ковчеги и пр. Главное, в процессе работы, решить вопрос получения органичного художественного образа. Пример совмещения нескольких материалов (в частности керамики, металла и стекла) представлен на рисунках 1-2.

Рисунок 1-2. Работы студентов, выполненные в рамках дисциплины «Художественная керамика». Керамика, глазурь, просечной металл, стекло

 

Интересным в этом направлении представляется декорирование керамических изделий с использованием технологии так называемого вплавления металлической проволоки в глазурованную поверхность изделия (рис. 3-4). Здесь особенность технологии заключается в способности тонкой медной проволоки, при воздействии высоких температур (от 1000º С и выше) вплавляться в керамику или в керамические покрытия — глазурь (эмаль). Давая при этом определенный рисунок. Имеет значение толщина проволоки: тонкая растворяется полностью, оставляя медный след; большего диаметра проволока может давать рельеф. Значение имеет не только разница в толщинах проволоки и качествах керамических красок, но и температура обжига. Глазурь – это тонкое стекловидное покрытие на поверхности черепка, образующееся в процессе политого обжига. Она может быть прозрачными и непрозрачными, блестящими и матовыми, бесцветными и цветными. Помимо утилитарных функций, глазурь служит для повышения декоративных свойств изделия и уместное сочетание с медной проволокой призвано способствовать этому. Взаимодействуя с многочисленными керамическими красками, медная проволока оставляет металлизированный след на поверхности керамических изделий красивых сине-зеленых оттенков.

Рисунок 3. Лабораторные работы студентов.

Керамические новогодние игрушки

Керамика, глазури, эмали, медная проволока

Рисунок 4. Лабораторные работы студентов. Горшочки.

Керамика, глазури, эмали, медная проволока

 

Большой потенциал и обширные декоративные возможности в области художественной керамики имеет технология электрохимической гальванизации (рис. 5-6). Покрытия, применяемые в гальванике очень разнообразны. При использовании медного, никелевого, хромового, серебряного, золотого покрытия можно получить неповторимые по красоте произведения. Толщина гальванического покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм. Главное условие для гальванирования — электропроводящая поверхность предмета. Прочность сцепления гальванических покрытий с основным изделием обеспечивается, тщательной подготовкой поверхности (очистка поверхности от окислов и жировых загрязнений). Если изделие изготовлено не из электропроводящего материала, такого как керамика, тогда его сначала покрывают тонким слоем специального графитового электропроводящего лака, а затем наносят гальваническое покрытие [3].

Рисунок 5-6. Работы студентов, выполненные в рамках дисциплины «Основы производственного мастерства».

Керамика, глазурь, гальваническое покрытие медью

 

Для изучения вышеперечисленных технологий, необходимы оборудованные мастерские. Технические ресурсы учебных мастерских неодинаковы, многое зависит от материальной базы. Но рассматриваемые нами технологии (в небольших объемах) доступны при самых скромных возможностях. Исследования в области технологических особенностей и свойств различных материалов носят экспериментальный характер, в связи с чем рекомендовано фиксировать результаты работы, т.е. вести индивидуальные записи. Обучение студентов сосредоточено на индивидуальном творчестве, так как в нем с наибольшей полнотой сказываются оригинальность замыслов, разнообразие экспериментальных поисков, которые затем находят отражение в дипломных и творческих работах. Однако ориентирование на ручное изготовление единичных художественных изделий, не исключает изучения особенностей и перспектив серийного производства.

Таким образом, расширение возможностей профессиональной подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению декоративно-прикладного искусства и народных промыслов за счет факультативных и специальных дисциплин, представляет собой динамичный творческий процесс, обеспечивающий формирование профессионального интереса; соответствие содержания специальных дисциплин требованиям технологии современного производства керамических изделий; индивидуальность творческого выражения в создании художественного изделия каждого из студентов; оптимальный выбор художественных средств, технологически грамотное применение материала и техник его обработки, повышающее качество и образную выразительность изделия, способствующее оригинальной интерпретации художественных традиций.

 

Список литературы:

  1. Портнова, В. В. Композиция росписи керамических изделий (Проблемы обучения) / В. В. Портнова //Традиции развития художественных росписей в современном декоративном искусстве России: Материалы городской научно-практической конференции / под ред. Т. В. Саляевой. – Магнитогорск, МаГУ, 2001. – С. 53-54.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 805
  3. Хром Сервис: гальваника, новые технологии в Челябинске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://galvan.ru/?q=node/63.
    РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ И НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ ЗА СЧЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
    Written by: Вандышева Ольга Викторовна, Кочеткова Ирина Павловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook