31 Окт

РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Изменчивость окружающего мира, техники, технологии, современное развитие общества, переход к компетентностному подходу требуют формирования другого субъекта в образовании. Это подтверждено в Федеральном законе «Об образовании в РФ», Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ФГОС ВПО 3+. Студент вуза должен иметь мотивацию к обучению, владеть навыками самостоятельного получения знаний. Ведущим качеством личности студента должна быть познавательная активность, проявляющаяся в активной позиции, связанная с инициативностью и самостоятельностью, выражающаяся в стремлении к самообразованию и познанию, обеспечивающая готовность к самостоятельной деятельности.

Анализ научной литературы показал, что проблема развития познавательной активности является многоаспектной, полинаучной и рассматривается в философии (Аристотель), психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.), педагогике (Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина и др.). Также актуальность данной проблемы подтверждена в диссертациях (К.М. Егорова, С.Н. Казначеевой).

Рассмотрим понятие «познавательная активность» как родовидовое по отношению к понятию «активность» и определим его сущность, структуру, характеристики.

Теоретический анализ родового понятия «активность» показал, что оно является общенаучным.

В философии «активность» (от франц. Activite – сила действия) понимается как деятельное поведение [6].

В социологии «активность» — деятельность; элемент человеческого поведения [5].

В психологии, как и в философии и социологии, ученые «активность» связывают с деятельностью, готовностью к деятельности, инициативностью, а в структуре деятельности — с потребностью.

В педагогике активность рассматривается, как качество личности, которое проявляется в деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить разную активность в видовых понятиях: социальную, умственную, познавательную и т.д. В данной статье рассматривается познавательная активность.

Различные авторы понимают познавательную активность как:

  • личностное интегральное образование, которое выражается в стремлении к самообразованию [2];
  • интегративное качество личности, порождающееся потребностью в познании; предполагающее устойчивый интерес к поиску новых знаний[7];
  • черту личности, проявляющуюся в инициативности, самостоятельности [3].

Таким образом, рассматривая познавательную активность, будем ее связывать с потребностью в познании и интегративным качеством личности.

Ряд ученых связывают познавательную активность с деятельностью и определяют ее как:

  • продуктивную деятельность, направленную на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов [1];
  • самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации [4].

Таким образом, в дополнении к потребности в познании и интегративному качеству личности, проявляется деятельностная характеристика личности при рассмотрении родовидового понятия познавательная активность.

Анализ приведенных выше определений познавательной активности позволил нам выделить три аспекта в понимании данного феномена: как интегративное качество личности, выражающее стремление к познанию, имеющее деятельностную природу.

Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить такие признаки, характеризующие познавательную активность как:

  • высокую ответственность за учебу;
  • постановку целей учения;
  • положительную мотивационную готовность к получению новых знаний;
  • сформированность умственной самостоятельности [2].

Опираясь на представленные выше определения, признаки познавательной активности под данным феноменом мы будем понимать интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности.

Для углубления сущности познавательной активности выявим ее структуру.

Анализ психолого-педагогической литературы показал многообразие мнений ученых относительно структурных компонентов познавательной активности. Чаще всего исследователи выделяют в познавательной активности от трех (И.А. Боброва, К.М. Егоров) до пяти компонентов (С.Н. Казначеева).

С нашей точки зрения важными компонентами, характеризующими структуру познавательной активности являются:

  • мотивационно-ценностный (потребности, мотивы, интересы);
  • когнитивный (качество знаний);
  • деятельностный (самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество, самоопределение);
  • рефлексивно-оценочный (умение оценивать способы и результаты своей деятельности).

Рассматривая познавательную активность, как психолого-педагогический феномен мы пришли к пониманию ее сущности через выделенное определение и структуру.

Список использованной литературы:

  1. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис…канд. пед. Наук. – Санкт-Петербург. 2008. – 142 с.
  2. Егоров К.М. Теоретические основы формирования познавательной активности студентов в негосударственных учебных заведениях в условиях высшего профессионального образования. [Текст] /К.М. Егоров // Вестник Поморского университета. – Архангельск – – №8. – С. 173-176.
  3. Казначеева, С. Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов [Текст] / С. Н. Казначеева // Высш. образование сегодня. – – № 12. – С. 46-48.
  4. Клименко Л.Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. Наук. – Москва, 2004. – 27с.
  5. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор Г.В. Осипов. — М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 488 с.
  6. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 576 с.
  7. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (22). – С. 441-444.
    РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
    В статье раскрыто содержание понятия познавательной активности через родовое понятие данного феномена «активность» с различных позиций: философии, социологии, психологии, педагогики. На основе анализа психолого-педагогической литературы определений данного феномена выявлено три аспекта в его понимании: как качество личности, выражающееся в стремлении к познанию; как деятельность. Представлено определение познавательной активности, как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности. Рассмотрены признаки познавательной активности и ее структура, включающая мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлекмивно-оценочный компоненты.
    Written by: Агишева Надежда Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook