30 Дек

РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В ГБ СКОУ АО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4 VIII ВИДА»




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Дети «группы риска» — понятие очень широкое. К данной группе можно отнести детей, имеющих вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков. Детей, склонных к бродяжничеству («Дети улиц»), агрессии и жестокости, у которых наблюдается психопатоподобное поведение. Трудный подросток — это учащийся, у которого в течении длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно – волевой сферах. Даже если мы считаем сами себя благополучными родителями, исправно трудимся, но в наше отсутствие не знаем, где, чем и с кем заняты наши собственные дети, их тогда можно отнести к детям «группы риска». А если следовать определению Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.99, то детей «группы риска» делят на:

  • безнадзорных – несовершеннолетних, контроль за поведением которых отсутствует в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.
  • беспризорных – безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания, а так же тех, кто не имеет домашней защиты.

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.;
  3. Закон РФ «Об образовании»;
  4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. (в ред. от 21.07.2007г.);
  5. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124 ФЗ (в ред. от 30.06.2007г.).

В большинстве случаев это ребенок 11-14 лет из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя — алкоголики, не всегда стоящие на учете КДН иди ОПДН; как правило он бросил школу или посещает ее не регулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Его внешний вид: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная одежда, неприятный запах немытого тела, пустой безразличный взгляд. Как правило, это курящий субъект, не упускающий случая выпить, если предоставляется возможность.

У воспитанников ГБ СКОУ АО «СКОШИ №4 VIII вида» есть родители. Но у этих семей неустойчивые социально-бытовые условия, они испытывают серьезные материальные трудности. Дети не имеют глубоких интересов к каким-либо занятиям, сфере знаний и деятельности. Не успевают в школе.

Существует множество причин, почему подросток попадает на внутришкольный учет:

  1. Низкий уровень материального благосостояния
  2. Плохие жилищно-бытовые условия
  3. Нездоровая моральная атмосфера в семье (конфликты между ее членами, наличие лиц с девиантным поведением, дефектами здоровья)
  4. Низкий интеллектуально-волевой потенциал подростка, выражающийся в нежелании учиться, овладевать умениями и навыками, в нежелании организации полезного досуга
  5. Выбор круга общения, в котором преобладают личности, также не склонные к труду, учебе, продуктивному досугу
  6. Склонность к решению возникающих проблем противоестественным путем.

Деятельность социального педагога с детьми, состоящих на внутришкольном учете, совмещает в себе множество различных направлений. Это не только индивидуальная работа с ребенком, но и работа с его окружением – друзьями, знакомыми, школьными приятелями. Должно быть тесное сотрудничество с мини педагогическим коллективом ребенка – они дают полезную информацию о познавательной деятельности ребенка, учебной активности. И обязательно должна входить работа семьей ребенка.

Ответственность социального педагога в помощи решения проблем ученика очень велика, так как от правильности выводов зависит судьба ребенка. Необходимость обращения к другому специалисту (наркологу, психиатру) должна быть тщательно проверенна в диагностической работе. Следует обратить внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа группы учеников с педагогами. Соблюдение данных параметров дает возможность помочь ребенку создать условия для компенсации трудностей.

В ГБ СКОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 VIII вида» проводится множество мероприятий по работе с детьми «группы риска». Это профилактические беседы, как индивидуальные, так и групповые, которые проводятся педагогом-психологом и социальным педагогом, а так же администрацией учреждения. Диагностическая работа, которая проводится в начале, конце учебного года и в начале каждой четверти. Профориентационная работа со старшими классами. Школа находится в тесном сотрудничестве с КДН и ОПДН, с психиатрической и наркологической службами, а так же с биржей труда. Составлены совместные планы работы.

Ведет активную деятельность «Совет профилактики» как организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся, защиты законных прав несовершеннолетних, на котором всегда обязательно присутствует инспектор ОПДН.

Так же идет нформационно — просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Целью работы с трудными детьми это предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг — острая проблема детей «группы риска». С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» ребенка вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день — до 8 часов. Мы сократили это количество часов до минимума. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» ребенка рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

Работа проводится по принципу «Час упустишь – век не наверстаешь» (Л.Н. Толстой). Дети должны быть максимально занятыми. Режим школы не позволяет им бездельничать. Многие ребята записаны в два, а то и три кружка. Максимальная занятость позволяет ограничить воспитанников от негативного воздействия окружающей социальной среды.

Деятельность в ГБ СКОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 VIII вида» направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Профилактика асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
  2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград: Учитель, 2006
  3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
  4. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог.- №9. — 2007
  5. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист. -№6 .- 2007.- С. 47 — 48
  6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М.: Вако, 2004
  7. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика.- 2009. — №5
  8. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград: Учитель, 2005
  9. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
    РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В ГБ СКОУ АО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4 VIII ВИДА»
    Written by: Пташкина Виктория Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/12/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook