23 Июн

РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМАЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одной из обязательных форм деятельности вуза является профориентационная работа, осуществляемая в течение всего учебного года и представляющая собой взаимодействие со школами с целью привлечения учащихся в вуз. К видам профориентационной работы относятся: организация классных часов и родительских собраний, привлечение школьников к участию в научных конференциях, конкурсах, подготовка совместных научных проектов, представление информации об имеющихся направлениях подготовки  на сайте университета, распространение брошюр об университете и отдельных факультетах, организация Дня открытых дверей для школьников и их родителей, проведение олимпиад среди будущих абитуриентов, а также предоставление им возможности обучения на подготовительных курсах.  Но в связи с последствиями демографического кризиса и довольно большим количеством учебных заведений, среди вузов ведется борьба за абитуриента. Преподаватели университетов вынуждены находить новые эффективные формы привлечения новых студентов. В нашем университете преподавателями кафедр иностранных языков проводится ряд мероприятий для студентов, куда приглашаются к участию также старшеклассники школ и гимназий и учащиеся колледжей. Традиционно цикл мероприятий в учебном году начинается с  Недели иностранных языков, в рамках которой проводятся страноведческий квест, день переводчика, круглый стол, за которым участники делятся своим опытом учебы и работы за границей по различным программам, конкурс стенгазет на иностранном языке, посвященный Дню учителя, а также концерт, где студенты представляют музыкальные номера на иностранных языках. Данное мероприятие является творческим, ярким, дает возможность участникам проявить свои таланты и индивидуальность, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и к обучению в целом, а также позволяет школьникам познакомиться с нашим вузом. Другое творческое мероприятие, к участию в котором приглашаются также ученики школ, это Конкурс электронного плаката и эссе на иностранном языке. Каждый год конкурс посвящается тому или иному направлению: культуре, спорту, профессии инженера, науке. Электронные плакаты участников выставляются на официальном сайте университета.

Наряду с творческими мероприятиями преподавателями кафедр иностранных языков ежегодно проводится международная научная  конференция «Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации» для бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, в которой также могут представить свои статьи и доклады школьники под научным руководством своих учителей. Благодаря данным мероприятиям будущие выпускники школ имеют возможность познакомиться с вузом, научной и творческой жизнью студентов, что может оказать влияние на их выбор места продолжения обучения.

В нашем вузе организован так называемый Малый гуманитарный факультет, в рамках которого для учащихся школ проводятся бесплатные мастер-классы, занятия по программе «PR и реклама», а также по иностранному языку.  В начале учебного года составляется график проведения занятий с указанием их тем и ФИО преподавателей и распространяется по образовательным учреждениям. Занятия проводятся опытными преподавателями с применением интерактивных форм обучения и с использованием новых технологий. Данные занятия знакомят учащихся с теми вопросами и проблемами, которые им предстоит изучать на данном направлении. Это, своего рода, подготовка к обучению в университете на данном факультете и помощь окончательно принять решение о своем дальнейшем образовании.

Роль занятий по иностранному языку особенна, так как знания иностранного языка являются необходимыми независимо от того, на какой факультет планирует поступать будущий выпускник и какую профессию он себе избрал. Знания иностранного языка требуются не только для осуществления профессиональной деятельности, но и оказываются необходимыми в других сферах жизни человека. На занятии по английскому языка я предлагаю учащимся тему «Английский для путешествий». Учебный материал рассчитан на школьников, изучающих английский язык на уровне pre-intermediate. Количество учеников, пришедших на занятие, и их уровень языковой подготовки не предсказуем в точности, поэтому от преподавателя требуются педагогическое мастерство и методические умения. Если учащихся достаточно много, для удобства общения можно попросить их сделать таблички с именами. Урок рассчитан на два академических часа, т.е. одну ленту. За основу урока взят материал из курса английского языка New English File Pre-intermediate издательства Oxford University Press.

План урока по английскому языку на тему:

«English for Travelling. Part 1. In a Restaurant».

(«Английский для путешествий. Часть 1. В ресторане»)

Цель урока: развитие диалогических умений.

Задачи урока:

  1. Активизировать лексику по темам «Еда», «В ресторане».
  2. Способствовать формированию навыка диалогической речи.

Техническое оснащение: оборудование для просмотра видео-материала.

Вступительная часть урока представляет собой знакомство учащихся с преподавателем и друг с другом, и далее переходим к обсуждению вопросов по теме урока: Do you like travelling? What countries and cities have you visited? In what situations did you speak the English language while travelling? What problems can you have in a foreign country?

   Situation 1. Ordering a meal.

  1. Вместе с преподавателем ученики читают меню и вопросы к видео-ролику, преподаватель помогает с переводом незнакомых слов, a также объясняет некоторые лексические различия британского и американского вариантов английского языка (US English fries, check; UK English chips, bill).
  2. Listen to Allie and Mark at the restaurant. Answer the questions.
  3. What do they order for starters?
  4. What does Allie order for the main course?
  5. What kind of potatoes do they order?
  6. How does Mark want his steak — rare, medium, or well done?
  7. What are they going to drink?

После второго просмотра обсуждаем ответы, обращаем внимание учеников на фразы, используемые при заказе блюд: The mushroom soup for me, I’ll have (the fried chicken), I’d like (the steak).

 

Situation 2.  Problems with a meal.

  1. Обсуждение с учениками проблем, которые они когда-либо имели в ресторане или кафе (блюдо, поданное не с тем гарниром, который заказывали; ошибки в счете и т.п.). Опора на личный опыт способствует повышению интереса учащихся к теме.
  2. Cover the dialogue and listen. What three problems do they have?
  3. Listen again. Complete the sentences that the waiter says.
  4. Listen and repeat the YOU SAY phrases.

Role-play «In a restaurant».

Подготовка к ролевой игре включает в себя следующие этапы:

1) Презентацию дополнительных фраз, которые могут быть использованы в речи официанта и посетителей ресторана.

Menu, please. — Меню, будьте добры.

Are you ready to order yet? — Вы уже готовы сделать заказ?

Yes, I’m ready to order. — Да, я готов сделать заказ.

How long will it take?  — Сколько понадобится времени (ждать)?

Nothing more, thank you. — Ничего больше не нужно, благодарю.

The meat is over roasted. — Мясо пережарено.

It’s underdone.  — Оно недожаренное.

The omelette is too salty. — Омлет слишком соленый.

This dish is not cooked enough. — Данное блюдо не доварено.

Bring the bill, please.  — Принесите счет, пожалуйста.

Keep the change.  — Сдачу оставьте себе.

2) Распределение ролей: официанты и посетители ресторана (waiters and customers).

3) Знакомство с меню.

4) Составление диалогов между официантами и клиентами ресторана на основе Situation 1 и Situation 2.

Чтобы приблизить коммуникативную ситуацию к реальной жизни, рекомендуется использовать аутентичное меню на английском языке. Более простой вариант ресторанного меню можно найти на сайте British Council в рубрике Reading skills practice.

Занятие на тему «English for Travelling. Part 2.» посвящается активизации лексики по теме «Giving directions» («Указание направления пути»). Данная тема включена во многие курсы английского языка. В основе урока могут быть использованы материалы из          Cutting Edge Pre-intermediate Third Edition Student’s Book Unit 8 c. 76 -77.  Авторы данного учебного пособия предлагают забавное видео о том, как семья пытается добраться до отеля, используя разные способы, чтобы узнать направление пути до него.

Занятия для абитуриентов проводятся не чаще двух раз в месяц, в силу их загруженности подготовкой к ЕГЭ в школе. В организации данных занятий участвуют преподаватели разных дисциплин.  Преподаватели кафедр информируют учащихся о Малом гуманитарном факультете различными способами: рассылка информации по электронной почте, объявления на стендах в школах, устные объявления. Существенную роль играет поддержка школьных учителей инициативы преподавателей в проведении  данных мероприятий.

Профориентационная работа, проводимая в школах и преподавателями вузов, направлена  на активизацию деятельности личности по профессиональную самоопределению, соответствующему индивидуальным особенностям личности и потребностям общества.

Список литературы:

  1. A restaurant menu [Электронный ресурс] URL: http://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/reading-skills-practice/restaurant-menu (дата обращения 13.06.2016).
  2. Cunningham, S. Cutting Edge Pre-Intermediate Third Edition Students’ Book + DVD Rom/ S. Cunningham, P. Moor, A. Crace. — Pearson, 2013. — 175 c.
  3. Oxenden, C. New English File Pre-Intermediate Students’ Book/ Oxenden C., Latham-Koenig C., Seligson P. — Oxford University Press, 2005. — 161 c.
    РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМАЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ
    Written by: Куприянова Наталья Николаевна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/16/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook