30 Апр

Пути и средства физического воспитания студентов ЛФ КНИТУ-КАИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность. Школьная программа физического воспитания устарела, студенты приходят на первый курс со слабыми физическими показателями. Для большинства людей спорт остается пока лишь зрелищем. Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения и особенно молодых людей.

Физическое воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации студента. Физическая культура и спорт занимает большое место в режиме учения, труда и отдыха студента. Расширяя диапазон творческих способностей, физическая культура создает предпосылки для подготовки себя к высокопроизводительному труду. В основе трудовой и двигательной деятельности лежат движения разного рода. Совершенствование двигательного аппарата обеспечивает быстроту и точность освоения трудовых действий, владение темпом, ритмом, амплитудой движения, величиной и моментом приложения усилия. Двигательный опыт, приобретаемый в процессе физических упражнений, повышает общую выносливость, физическую и психологическую готовность к труду.

Приучая студента преодолевать неуверенность, страх, усталость, неприятные болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и морально-волевые качества. Со студентами технического направления были проведены эксперименты. Рассматривались важнейшие свойства мышц, влияющие на работоспособность — сила и выносливость мышцкисти рук и икроножных мышц. Полученные результаты фиксировались с регулярной периодичностью, занося в журнал самоконтроля…

Сила мышцы – это то максимальное напряжение, которое она может развить. Определяли силу сжатия кисти с помощью специального прибора – динамометра.  На протяжении нескольких лет мы со студентами пытались определить работоспособность молодого человека. Показатели силы сжатия кисти неполно отражали работоспособность учащегося. Чаще студенты с одинаковой силой утомлялись по-разному. Эксперимент усложнили. Взяли за основу показатели выносливости. И действительно, если попросить человека непрерывно сжимать динамометр с усилием, равным половины силы кисти, то один человек выдерживает всего тридцать секунд, другой больше минуты, третий до трёх минут. Поэтому, совместно с силой мышц,решено было контролировать их выносливость. Для начала испытуемый выжимал с полной силой, и после этого его просили удержать динамометр на уровне половина силы. Время этой работы будет показателем выносливости. У разных студентов с одинаковой максимальной силой кисти, выносливость мышц разная. Колеблется от тридцати секунд до двух минут. Средний показатель составляет пятьдесят секунд. При измерении ее на уровне трех четвертых силы индивидуальные различия ещё больше. Эти показатели колеблется от пятнадцати секунд до трех минут, а средняя величина составила сорок секунд.

На первом этапе эксперимента сила мышц и выносливость составляла 1% от возрастных показателей и норм динамометрии. Так, нормы показателей силы правой кисти у студентов: 1 курс в среднем у юношей 32-38 кг (норма от 45,9 до 51,0 кг) Для девушек эти нормы имеют гораздо меньшие значения: 1 курс в среднем  от 21 до 27 кг (норма от 31, 3 до 33,8 кг). Динамометрия у студентов различного пола и возраста дает разные результаты, несмотря на одинаковую методику проведения уроков физкультуры в школе и на первых курсах университета. На втором курсе сила мышц и выносливость повышается в среднем на 5-7% от возрастных показателей и норм. На старших курсах сила мышц и выносливость резко возрастает у студентов занимающихся спортом постоянно, в среднем составляет 10-15% от возрастных показателей и норм.

Чтобы определить относительную величину силы кисти, необходимо показания, полученные в килограммах, которые определит ручной динамометр умножить на 100 и разделить на вес тела спортсмена, например баскетболиста или волейболиста. Для нетренированных студентов этот показатель равен 60-70, для девушек этот индекс — 45-50%. На первом курсе университета мы со студентами были в шоке. Относительная величина силы кисти составляла менее 1%. Основы физического воспитания и развития подрастающего поколения закладывается в общеобразовательных школах. Напрашивается вывод, что делают дети в школах на уроках физкультуры, в свободное от занятий время, если приходя на первый курс университета, подросток имеет не только отклонения в состоянии здоровья, но и неполноценное физическое развитие.

Необходимо, на мой взгляд,  уделять родителям должное физическое воспитание в семье и школе. В первые годы жизни ребенка родители ревностно следят за его физическим развитием (ростом, весом, здоровьем, двигательной активностью). Ребенок растет, овладевает движениями и первоначальными навыками самообслуживания, идет в школу, интерес родителей к физическому воспитанию ослабевает. Школа всеми возможными способами должна убедить ребенка полноценно развиваться, родителей необходимо убедить: будущность детей, счастье, здоровье, жизнеспособность и жизнестойкость детей во многом зависит от полноценного физического развития и воспитания.

У других групп мышц выносливость другая. Так, у икроножных мышц, приспособленных к длительным нагрузкам и напряжениям по поддержанию вертикальной позы, выносливость на уровне 1\2 силы превышает 5 минут у девушек и 8 минут у юношей.

На уроках в университете для развития силы и быстроты мышечных сокращений применяются разнообразные упражнения с отягощением: рывок, толчок и поднимание на грудь гири 16 кг; упражнения с партнером; в преодолении собственного веса; упражнения с утяжеленными поясами и манжетами на голени и запястье. Упражнения с поясами и манжетами позволяют развивать силу и одновременно овладевать техникой и тактикой игры в спортивных играх.

Для развития выносливости используются: кроссы по пересеченной местности; бег в изменяющемся темпе с преодолением препятствий. Широко распространена круговая тренировка, которая состоит в том, что занимающимся предлагается выполнить комплекс специальных упражнений с передвижением по установленному кругу от «станции» к «станции» с заранее определенными количеством повторений и интенсивностью.

В наши дни активный отдых студента, это переключение на другой вид деятельности, широко применяется в спортивной практике молодого человека. Правильное чередование разных видов деятельности, важный принцип рациональной организации труда и на производстве. Студенту, будущему специалисту, переключение на физические упражнения и на другой вид деятельности отличный от умственного труда часто бывает очень полезным и благотворным.

Список литературы:

  1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание. — М.: Логос, 2004
  2. Специальная физическая подготовка студентов в техническом вузе. Учебное пособие. Жданкина Е.Ф., Брехова Л.Л., Добрынин И.М., 2014.
  3. Савин II.B. Педагогика. — М.: Аст, 2003.
    Пути и средства физического воспитания студентов ЛФ КНИТУ-КАИ
    Written by: Иванова Галина Дмитриевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook