31 Окт

Профилактика правонарушений среди подростков




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблема борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью.

Данная проблема для нашей страны не нова, но тенденции ее обострения и развития подчеркивают высокую теоретическую и практическую значимость разработки современных основ профилактической работы по предупреждению правонарушений подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что превентивные меры позволяют снижать количество правонарушений и повысить значимость педагогических мер. Превентивная педагогика связана с воспитательной и перевоспитательной работой подростков. Превентивная педагогика, как и любая педагогика, связана с изучением особых видов деятельности. В нашем случае – это деятельность, направленная на профилактику, предупреждение преступлений, асоциального поведения подростков.

Понятие «профилактика» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия. Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности.

Педагогическая профилактика – использование педагогических средств в предупреждении преступлений, которые разрабатывает превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и её эффективность – это превентивная педагогика в действии.

Педагогизация профилактической работы – это включение в неё возможностей превентивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, методов, приёмов, средств). Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раздвигать свои границы и включать, в частности педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффективности профилактики – в её профилактивно-правовой ограниченности, слабой подготовленности её субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению.

Специалистами выделяются следующие типы противоправного поведения подростков: агрессивно-насильственное (драки, суицид), корыстное (кражи), ранняя алкоголизация, наркотизация (аддиктивное), антиобщественное сексуальное поведение.

Специалисту, работающему с дезадаптированным («трудным») ребенком, необходимо учитывать его социальные и психологические особенности, а также особенности его семьи. Следует помнить, что пока еще не сформировалась стабильная система ценностей и ориентаций, велико значение микросредовых влияний. Негативное воздействие микросреды (в том числе отношение учителя, социального педагога, психолога, врача) может усиливать личностную дисгармонию и даже вызывать декомпенсацию пограничного расстройства, что обязательно приведет к патологии поведенческой сферы.

Специалисту необходимо знать, что существует одна из важнейших особенностей пубертата – пробирование способов взаимодействия в группах сверстников, когда происходит коррекция разных типов взаимоотношений, оформляются социальные установки, ценностные ориентации, самооценка, уровень притязаний. У подавляющего большинства детей, имеющих проблемы в поведении, отмечается не развитое в раннем детстве умение видеть и слышать, сопереживать и сочувствовать, что служит главным психологическим условием для формирования аномальной личности – «трудной» во дворе, школе и дома. Наш опыт показывает, что такой ребенок не умеет противиться отрицательным влияниям среды.

Делинквентное поведение, с одной стороны, связано с формированием асоциальных личностных установок и криминальных привычек, а с другой – внешними или внутренними конфликтами ребенка в его микросреде. Поэтому при констатации делинквентного поведения педагогу (желательно совместно со школьным психологом) необходимо провести анализ его типологии и формы: ситуационно обусловленные случаи, стойкие проявления делинквентного поведения, обусловленные семейно-педагогической запущенностью и социально-личностной деформацией.

Педагогу, работающему с дезадаптированными детьми и желающему помочь ребенку и его семье, необходимо определиться в предпосылках девиации. Для этого совместно с коллегами-психологами и социальными работниками необходимо оценить состояние ребенка: уровень школьных знаний, мотивации к учебе, положение в семье и т.д. Далее в проведении анализа социально-психологических особенностей ребенка и его семьи желательно участие группы специалистов, в которую должны войти социальный педагог, школьный психолог, психиатр, ориентированный в пограничной психиатрии и оказании психотерапевтической помощи. Опираясь на результаты МППК, можно выделить главную причину дезадаптации.

Первым этапом такого консультативно-диагностического заключения будет выделение ведущих проблем «трудного» ребенка и отнесение девиации его поведения к одной из трех групп.

Первая группа: «непатологический», или простой вариант девиантного поведения. Показаны меры социально-профилактической, психолого-педагогической помощи.

Вторая группа: «условно-патологический» вариант. Отклонения от нормы поведения с пограничными психологическими расстройствами. Показаны меры комплексной психолого-медицинской реабилитации.

Третья группа: «патологический» вариант. Поведение с выраженными психическими расстройствами (суицидальная и парасуицидальная настроенность, импульсивность, агрессия и т.п.). Показаны и необходимы виды психиатрической помощи, возможно, даже скорой и стационарной. [6]

Опыт специалистов, динамическое наблюдение над дезадаптированными детьми позволяет дать педагогу несколько рекомендаций с целью улучшения качества педагогической работы.

Следует относиться к «трудному» ребенку как к личности. Это определяет необходимость выделения по устойчивым критериям групп риска.

Необходима обязательность объективной оценки поведенческих расстройств с учетом степени тяжести, а также соблюдение этических норм в общении даже с самыми «трудными» детьми.

Должен осуществляться тесный профессиональный контакт с медико-психологическими службами города и района.

Накопленный опыт показывает целесообразность последовательной, направленной, комплексной лечебно-коррекционной работы с детьми из группы высокого риска поведенческих нарушений. Дальнейшее выделение и изучение разного рода факторов, влияющих на ранних этапах развития на становление личности, на «правильное» и «неправильное» поведение, раскрытие механизмов их проявления, – это основа разработки комплексных мер первичной профилактики и ранней коррекции поведенческих нарушений.

Считаем целесообразным регулярное проведение психолого-педагогических семинаров, на которых педагог может почерпнуть необходимую теоретическую медицинскую и психологическую информацию, что значительно облегчит его работу и повысит качество педагогического процесса.

Также можно рекомендовать специалисту в повседневной работе чаще обращаться к психологам и психотерапевтам медико-психологических служб города и района, имеющим в настоящее время возможность протестировать и обследовать ребенка на должном высокопрофессиональном уровне и при необходимости проконсультировать его в лучших психологических лабораториях и клиниках.

Процесс предупреждения асоциального поведения детей и подростков предполагает ломку сложившихся до этого у ребенка жизненных стереотипов, создание интереса к процессу социализации в обществе, вовлечение детей в проводимую с ними социально-педагогическую деятельность, формирование достаточно твердых взглядов, убеждений, социальных ориентаций.

Социально-педагогическая реабилитация ребенка предполагает комплексную, многоуровневую, поэтапную и динамическую систему взаимосвязанных действий, направленных на восстановление его в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.

При этом профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего, она связана с социальным окружением ребенка.

А коррекция имеет следующие функции: восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления признаков асоциальности; компенсирующую, заключающуюся в формировании у детей стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующих их видах деятельности (спорте, труде, танцах и т.п.); стимулирующую, направленную на активизацию положительной, общественно полезной деятельности ребенка (осуществляется посредством применения метода поощрения/осуждения).

Предупреждение деструктивных проявлений у асоциальных детей предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка с окружающими и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, ближайшего микросоциума. Также необходимо выявить оправданность или неоправданность его престижных ожиданий, выяснить, имеется ли психологическая изоляция, и попытаться найти возможные пути ее преодоления.

Литература

  1. Акишин, В.П. Программа профилактики правонарушений, наркомании и токсикомании среди учащихся / В.П. Акишин // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 9.
  2. Гиль, С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними как социально-педагогическая технология / С. Гиль, М. Мартынова // Социальная педагогика. – 2007. – № 3.
  3. Кочкина, М.В. Взаимодействие педагогов, родителей и подростков как условие профилактики и предупреждения аддиктивного поведения / М.В. Кочкина // Искусство и образование. – 2007. – № 4.
  4. Кузнецов В.В. Превентивная педагогика: теория и практика (монография) / В.В.Кузнецов, Оренбургский гос. ун-т. – Москва: Эгвес, 2015. – 116 с.
    Профилактика правонарушений среди подростков
    В статье обосновано понятие профилактика, условия педагогической профилактики как содействие предупреждения правонарушений, асоциальное поведение, подросток и преступлений.
    Written by: Кислинская Елена Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook