27 Фев

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (КБГУ) В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении (ВУЗе) осуществляется на протяжении всего периода обучения. Его задачи реализуются в многообразных формах, которые представляют собой единый процесс.

Основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях являются учебные занятия. Физическая культура и спорт как учебная дисциплина, обязательная для всех направлений и специальностей. Она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности и направлена на поддержание здоровья, формированием психических качеств, свойств и черт личности, развитие физических способностей студентов и использование их в соответствии с потребностями профессиональной деятельности [2, с. 192].

Экономические проблемы, затрагивающие нашу страну, коснулись и процесса организации дисциплины «физическая культура и спорт», и процесса физического воспитания в целом (не хватает спортивного инвентаря и оборудования, ухудшается состояние спортивных сооружений, сокращается количество студенческой молодежи, которое может позволить себе занятия в платных спортивных секциях).

В связи с ухудшением физической подготовленности и здоровья студентов, необходимо мотивированное отношение к физической культуре и спорту в ВУЗе. Более того, улучшение физического воспитания молодежи является важным фактором развития физической культуры и спорта в России.

В настоящее время одно из приоритетных направлений в совершенствовании работы со студентами — это формирование специализированных вузовских структур управления физической культурой и спортом. Традиционная система физического воспитания в большинстве высших учебных заведений основана на технологиях общей физической подготовки, которая не способствует формированию мотивационной сферы студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, так как отсутствует право выбора деятельности.

Учебный процесс в вузе регламентирован и обеспечен основополагающими документами федерального уровня. В ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения) указано, что дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках: базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения; элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов [1, с. 12].

Занятия в элективном курсе предус­матривают самостоятельный выбор вида спорта (или системы физических упражнений) из числа предлагаемых профилирующей кафедрой. Занятия по видам спорта направлены: на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма студентов; на психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности; на достижение наивысших спортивных результа­тов.

В результате освоения дисциплины «физическая культура и спорт» выпускник вуза должен обладать следующими компетенциями: способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

Физическое воспитание в КБГУ по всем специальностям и направлениям подготовки реализуется в виде: учебных занятий (лекций, практических, методических занятий) и внеучебных занятий (физическими упражнениями в режиме дня — атлетическими занятиями с отягощениями, оздоровительным плаванием, а также занятиями в секциях). За последние пять лет отмечается тенденция к возрастанию роли и значимости сферы студенческого спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объе­динений по интересам).

Физкультурно-спортивная деятельность КБГУ направлена на: мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности студентов; работу спортклуба и спортивных секций; формирование сборных спортивных команд по различным видам спорта; организацию ежегодных вузовских спартакиад, первенств и т.п.

Одним из приоритетных направлений работы КБГУ в аспекте физического воспитания является привлечение студентов в спортивные секции. В КБГУ работают секции по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, скалолазание, спортивные единоборства.

С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования сборных команд для участия в соревнованиях городского, республиканского и федерального уровня, в Кабардино-Балкарском государственном университете проводятся соревнования по различным видам спорта. Число студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в спортивных соревнованиях, ежегодно увеличивается. Количество занимающихся с 2013 по 2015 год выросло в три раза. Студенты КБГУ являются постоянными участниками городских региональных и международных соревнований, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места.

Для формирования групп по элективным курсам было проведено анкетирование студентов с первого по третий курс по всем специальностям и направлениям. Полученные данные свидетельствуют о том, что 97% студентов выразили желание систематически заниматься различными видами спорта или системой физических упражнений. Проанализировав данные анкетирования, где студенты выбирали вид спорта по желанию, мы обнаружили, что количественные показатели распределились следующим образом: 19% юношей изъявили желание заниматься силовыми видами спорта, 35% — футболом, 12% — спортивными единоборствами, 7% — плаванием, 6% — волейболом, 8% — спортивными единоборствами, 5% — баскетболом, 2% — скалолазанием, 4% — настольным теннисом и 2% — легкой атлетикой.

Рассмотрев количественные показатели результатов анкетирования среди студенток, можно наблюдать, что 39% учащихся выбрали волейбол — как неконтактный игровой вид двигательной активности, 18% — аэробику, 11% — бадминтон, 7% — настольный теннис, 9% — плавание, 3% — баскетбол, 5% — футбол, 3% — скалолазание, 5% — атлетической гимнастикой.

Обобщив все данные, можно увидеть, что существует значительный «перекос» при выборе игровых видов спорта (самый большой процент заявлений), также большое количество студентов выбрали плавание. Возникает проблема пропускной способности материально-технической базы. И такие ситуации будут повторяться систематически. Поэтому при формировании академических групп в соответствии с нормативными требованиями (не более 15 человек в группе, сформированной по половому признаку) необходимо учитывать и наличие мест. А значит, студент должен выбирать нескольких видов спорта по приоритету.

Проведенное исследование позволило выявить также, что 7% студентов КБГУ занимаются самостоятельно в централизованных республиканских секциях. Регулярно посещают тренажерные залы и бассейны 3% студентов.

Хочется отметить, что с переходом на занятия по элективным дисциплинам значительно сократилось количество студентов, занимающихся в специальной медицинской группе (студентам стало интересно посещать занятия по физической культуре).

Реализация требований ФГОС 3+ по дисциплине «физическая культура и спорт» обозначила ряд проблем, без решения которых невозможно полноценное и качественное проведение занятий по элективным курсам: 1. наличие у ВУЗа полноценной материально-технической базы в соответствии с нормативными требованиями, 2. определение видов спорта с учетом возможностей материально-технической базы и специализации преподавателей, 3. распределение студентов по группам по видам спорта с учетом пропускной способности материально-технической базы.

Таким образом, для организации процесса обучения по дисциплине «физическая культура и спорт» в ВУЗе в современных социально-экономических условиях необходима многофункциональная материально-техническая база, отвечающая нормативным требованиям, квалифицированные специалисты по видам спорта и специализированное программное обеспечение, позволяющее оперативно распределить студентов по избранным видам спорта с учетом имеющихся вакансий.

 

Список литературы:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования // Интернет-ресурс: http://www. sportedu.ru
  2. Курасбедиани З.В. Физическая культура как фактор формирования личности. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. Выпуск №3/том 4/2008. С. 191-196.
    БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (КБГУ) В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
    В статье рассматриваются проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях в современных социально-экономических условиях (на примере КБГУ). Особое внимание уделяется реализации требований федеральных образовательных стандартов нового поколения в рамках организации учебного процесса по дисциплине «физическая культура и спорт».
    Written by: Коноплева Анна Николаевна, Абазов Залим Владимирович, Задов Олег Геннадьевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook