25 Июл

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Реформирование системы высшего образования ставит перед педагогической наукой сложные и ответственные задачи, связанные с научным обоснованием целей, содержания, средств и методов учебно-воспитательной деятельности. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе  является сложным многофакторным процессом, связанным с усвоением социального опыта вузовской среды. Это период активного творческого приспособления к условиям высшей школы первокурсников, которые  имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, психической усталости, беспокойству, тревоге, ослаблению мышления, памяти, что приводит к большому отсеву студентов после 1 сессии, т.к. обучение в вузе значительно отличается от обучения в средней общеобразовательной школе по составу изучаемых дисциплин, формам и методам обучения, формам проведения контроля. Меняется роль наставника: на смену классному руководителю, руководящему процессом обучения, приходит куратор, призванный лишь курировать студента в случае необходимости, призванный помочь справиться с трудностями в процессе адаптации в высшем учебном заведении.

В научной литературе широко представлена проблема адаптации первокурсника к условиям обучения в вузе (В.А. Абидов, Д.А. Андреева, З.В.

Аустерс, Г.А. Балл, Р.Д. Блажене, В.И. Брудный, Н.В. Вязовец, С.А. Гапонова, A.A. Гришанов, C.B. Дроздов, A.B. Комаровская, В.В. Лагерев, М.К. Лисицин, Н.М. Пейсахов, В.А. Плотников, В.В. Трофимова, К. Штарке и др.). Кураторская деятельность связывает совместной деятельностью всех субъектов воспитательной системы и способствует их совместной активности и рефлексии, что с точки зрения системного подхода (С.П. Акутина, Э.Ф. Зеер) позволяет рассматривать кураторскую деятельность как системообразующую в воспитательной системе. Исследователями рассмотрены вопросы организации и содержания работы куратора академической группы (Л.Д. Демина, Т.М. Куриленко, Н.М. Кутепова и др.), проблемы управления формированием коллектива студенческой группы (Т.П. Маралова, Э.И. Шнибекова и др.),  роль куратора в подготовке будущих учителей (К.В. Гавриловен, A.M. Зарукина, Н.Ф. Коваленко и др.), его влияние на формирование профессиональной направленности у студентов (JI.A. Лытиева), на развитие самоуправления в группе (О.В. Соколовская), проблемы кураторства рассматриваются в контексте управления воспитательным процессом в вузе (В.Ш. Гузаиров, H С. Данилкова, И.Б. Игнатова, Н.В. Киреева, М.В. Николаев, B.C. Шилова и др.)

Учитывая выше изложенное, можно сказать, что объектом исследования является процесс адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.

Предметом исследования — содержание деятельности куратора по осуществлению адаптации и формированию устойчивых профессиональных качеств студентов-первокурсников.

Целью исследования — теоретическое обоснование системы интенсивной адаптации студентов-первокурсников и приоритетные направления деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.

Гипотеза исследований, которые необходимо провести, может быть основана на предположении о том, что процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе при помощи куратора будет успешным, если:

— разработаны содержательные основы данного процесса (раскрыта сущность

понятия «адаптация», особенности адаптации студентов первого курса к

обучению в вузе; обусловлена позиция студентов как субъектов процесса адаптации) определяющие выбор научно-обоснованных педагогических условий, форм, средств и методов решения стоящей задачи;

— практическая реализация теоретических положений базируется на разработанной модели оптимизации адаптации студентов первого курса к обучению в вузе средствами совместного сотрудничества с куратором,  в ходе которого реализуются следующие педагогические условия:

  • формируется субъектно-активная позиция студентов к процессу адаптации средствами общения;
  • эффективно используются различные формы организации занятий куратора во внеучебное время (кураторские часы, мероприятия и тренинги, направленные на формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию).

Таким образом, в соответствии с целью и гипотезой можно наметить следующие задачи исследований:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научной, методической и психолого-педагогической литературе и передовой практике организации воспитательного процесса в высших учебных заведениях.
  2. Выявить и обосновать характер первичных адаптационных трудностей, возникающих у студентов первого курса в учебном процессе.
  3. Спроектировать систему интенсивной адаптации студентов-первокурсников и предложить эффективную технологию деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора, нацеленную на повышение уровня готовности к обучению в вузе.
  4. Разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.
    ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
    Актуальность и необходимость разработки эффективных подходов, форм, средств и методов работы куратора, способствующих оптимизации адаптации студентов первого курса к обучению в вузе, в настоящее время, не вызывает сомнений. В связи с этим, в статье представлена информация на тему приспособления студента к новой для него среде, а так же факторы, влияющие на успешную адаптацию первокурсников по средствам кураторской работы.
    Written by: Тюрин Игорь Юрьевич, Левченко Галина Викторовна, Сукова Елена Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook