28 Ноя

ПРИНЦИП АВТОДИДАКТИЗМА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВеДеДо»)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил задачу развития звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности у детей в русле общей речевой работы  и преимущественно в игровых формах, с опорой на использование предметной развивающей среды  ДОО [1].

Парциальная образовательная программа «Веселый день дошкольника» обеспечивает решение этой задачи через учебно-методические комплекты, в которых культурно-образовательная среда помимо предметов, игрушек, произведений изобразительного искусства, других визуально воспринимаемых объектов, включает как основной элемент системы песни на веселые стихи о забавных историях, приключениях, небывальщине, в процессе восприятия которых дети непроизвольно включаются в лингвокреативную деятельность, звуковую аналитико-синтетическую активность (композитор С. С. Коренблит, поэт  М. Г. Слуцкий, художник М. А. Иванова) [8; 9]. Песня выступает как форма обучения, построенного на принципе автодидактизма [11]. Она задает смысловой контекст, образные и вербальные ассоциации, выступает как гедонистический эмоциогенный фактор. Побуждает детей отражать впечатления в разнообразных специфически детских видах деятельности, словесном, игровом творчестве, без побуждающих и организующих воздействий педагога [7; 8; 9].

На принципе автодидактизма (А. П. Усова [11]), самообучения (Л. С. Выготский [4]) строятся и сценарии разрабатываемых нами мультипликационных фильмов по развитию предпосылок грамотности. Мультипликация позволяет решать одновременно целый спектр задач.

Соотнесение живой картинки и напечатанного текста формирует представление о чтении не просто как о слиянии букв в слоги и слова, но о деятельности по извлечению интересной информации, истории.

Буквы в мультипликации антропоморфные, разноцветные, вызывают приятные чувства, симпатию, улыбку. Формируется доброе отношение к грамоте.

Ребенка не принуждают читать. Он непроизвольно улавливает связь написанного слова и картинки, спонтанно формируется целостный взгляд, глобальное чтение. Стимулируются игры в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова [2].

Названия букв дети слышат только в песне. Сами они не называют буквы (ПЭ, ВЭ), а прямо соотносят облик буквы и передаваемый ею звук. Это служит предупреждению побуквенного чтения.

Цветовая символика в мультипликации позволяет формировать фонематическое восприятие как сенсорную функцию, в отличие от поэтапного формирования умственного действия звукового анализа на основе наглядного моделирования звуковой структуры слова (Л. Е. Журова, Н. В. Дурова, Н. С. Варенцова [3; 5; 6; 10]). Осуществлять управление спонтанной аналитико-синтетической активностью детей косвенными методами.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.
  2. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С., Сигал К. Я., Юрьева Н. М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – М.: ИД «Ключ – С», 2014. – 341 с.
  3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
  4. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 1935. – 133 с.
  5. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 112 с.
  6. Журова Л. Е., Тумакова Г. А. Родной язык// Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой. – 2-е изд. – М., 1981. – С. 22 – 28.
  7. Коренблит С. С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки / Науч. ред. Е. А. Ямбург. – Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. – 350 с.
  8. Коренблит С. С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. – М.: Обруч 2015. – 80 с.
  9. Коренблит С.С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» (В»еДеДо») / Науч. ред. Е. А. Ямбург. — Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015. – 274 с.
  10. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144 с.
  11. Усова А.П. Обучение в детском саду. – 3-е изд., испр./ Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
    ПРИНЦИП АВТОДИДАКТИЗМА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВеДеДо»)
    В статье излагаются теоретические обоснования принципа автодидактизма в инновационной технологии формирования предпосылок грамотности у дошкольников «ВеДеДо», подходы к предупреждению побуквенного чтения в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрываются способы моделирования структуры слова средствами мультипликации.
    Written by: Коренблит С. С., Арушанова А. Г.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook