30 Дек

Повышения эффективности формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе в условиях компетентностного подхода




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Использование компетентностного подхода в системе высшего образования, в том числе высшего военного, несомненно, принесет положительные результаты, но ее внедрение в повседневную педагогическую практику неизбежно ведет к повышению требований к основным субъектам образовательного процесса:

  1. По отношению к педагогическому составу:
  • потребуется совершенствования учебно-методической базы, более точной формулировки требований к знаниям (умениям и навыкам) по конкретным дисциплинам;
  • существенно увеличится необходимость методического и технического обеспечения самостоятельной работы обучающихся с увеличением ее объема, установления постоянного контроля за изучением той или иной дисциплины, которая включена в образовательную программу;
  • изменится организация и планирование учебного процесса в результате перехода к концентрированным формам изложения материала в сочетании с активной образовательной работой обучающихся при регулярных индивидуальных консультациях с преподавателями;
  • произойдет смещение акцента преподавательской нагрузки с аудиторной составляющей в сторону методической;
  • потребуется регулярная работы над обновлением содержательной компоненты, материалов, сопровождающих занятия, информационных источников для самостоятельной работы обучающихся, а так же методик и содержания материалов, используемых в системе контроля знаний.
  1. По отношению к обучающимся:
  • поставит перед необходимостью систематической учебной работы в течение всего периода обучения, а не только в ходе экзаменационных сессий;
  • даст возможность выбора индивидуальной траектории обучения, то есть обеспечит вариативность образования;
  • предоставит возможность изучения дополнительных дисциплин, освоения смежных специализаций, или получение дополнительных квалификаций;
  • стимулирует обучающихся к регулярной самостоятельной работе в течение всего периода обучения, что позволит им выработать навыки самостоятельного поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний.

Кроме того существуют также проблемы образования, которые не затрагивают саму структуру компетентностного подхода, но имеют большое влияние на возможности его реализации. Список такого рода проблем дает в одной из своих работ А.Г. Бермус [1]. К ним он относит:

  • проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
  • проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
  • проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности и др.

Помимо указанных выше проблем в педагогической литературе [2,3] говорится и о других пока еще нерешенных проблемах:

  • проблеме определения соотношения «академических» знаний и компетентностей;
  • проблема разработки системы оценивания компетентностей;
  • проблеме определения иерархии и состава компетенций в каждой конкретной учебной дисциплине.

Таким образом, анализ научной литературы и педагогической практики показывает, что концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке, связанной с уточнением терминологии, созданием иерархии и перечня компетенций, определением его места и роли в системе образования, созданием системы оценивания компетентности. Построение образовательных стандартов и разработку содержания образования не целесообразно осуществлять исключительно на основе компетенций и компетентности, что, в конечном итоге, может привести к разрушению сложившейся системы отечественного образования.

В решении обозначенных проблем в процессе формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе предлагается данный процесс осуществлять на основе разработанной структурно-содержательной модели (рис.1), выстроенной по следующим основаниям:

–    учет выявленного уровня методической готовности курсантов (выпускников) к индивидуальной воспитательной работе;

–    изменение на каждом этапе методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе педагогических средств по ее формированию;

–    направленности совместной деятельности преподавателей и курсантов по формированию методической готовности к индивидуальной воспитательной работе на системный уровень, признаками которого являются разграниченность полномочий участников процесса, координация их совместной деятельности, ресурсное обеспечение процесса подготовки;

Успешность реализации структурно-содержательной модели подготовки курсантов к индивидуальной воспитательной работе в образовательном процессе военного вуза, обеспечивается рядом педагогических условий.

Рисунок 1. Структурно-содержательная модель формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе

Первое условие – учет требований военно-профессиональной среды к формированию методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе, содержанием которого являются повышение личной ответственности военнослужащих за выполнение служебно-боевых задач в связи с выполнением обязанностей заместителя командира по воспитательной работе;

Второе условие – наличие преподавательских и офицерских кадров, способных к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них методической готовности к индивидуальной воспитательной работе. Содержанием данного условия выступает неготовность офицерского состава и преподавательских кадров к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них методической готовности к индивидуальной воспитательной работе, обусловленное преобладанием коллективных и групповых форм подготовки офицерского состава. В связи с этим появляется необходимость подбора, подготовки преподавательских и офицерских кадров к оказанию содействия в формировании методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе на основе разработанного программно-методического обеспечения.

Третье условие – поэтапное формирование методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе. Нами выделены следующие этапы формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе: этап формирования знаний педагогических основ индивидуальной воспитательной работы, этап формирования направленности на осуществление индивидуального воспитания, этап формирования педагогической умелости, этап формирования педагогической результативности.

Четвертое условие (психолого-педагогическое) – перевод характера отношений преподаватель-курсант в процессе формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе с субъект-объектного на субъект-субъектный характер. Существенным обстоятельством является то, что процесс формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе должен быть связан не столько с воздействием на личность, сколько с взаимодействием воспитателя и воспитанника, с переводом объекта воспитания в статус субъекта; цель в этом случае определяется не как воздействие с целью подавления личности, а как взаимодействие двух субъектов, ориентированное на подготовку курсанта как будущего профессионала, руководителя, воспитателя, способного эффективно проводить индивидуальную воспитательную работу с личным составом своего подразделения, так как еще на стадии обучения будет выступать в роли руководителя-воспитателя.

Результативный компонент структурно-содержательной модели предполагает, что у будущих офицеров сформированы знания целей, содержания, форм, методов индивидуальной воспитательной работы; умения в осуществлении индивидуальной воспитательной работы с различными категориями военнослужащих; положительная мотивация к осуществлению индивидуальной воспитательной работы; способности, обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике военно-воспитательной работы.

Реализация предложенной структурно-содержательной модели в условиях военного вуза, способствовала интеграции образовательных структур учебного заведения (кафедры, факультеты, руководящий состав) и создала условия для вариативной реализации одних и тех же профессиональных образовательных программ в области подготовки курсантов к осуществлению воспитательных задач, различными категориями воспитателей (профессорско-преподавательским составом, командирами различных степеней, руководством образовательного учреждения).

Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных учебных предметов или их циклов, кроме того необходимо найти рациональные пути внедрения компетентностного подхода в Российскую военную школу.

 

Список литературы

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  2. Компетентностный подход: реферативный бюллетень. – М. : РГГУ, 2005.
  3. Рахимов О.Х-А. Философия высшего профессионального образования: ХХI век: монография.– М. : 2012.
    Повышения эффективности формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе в условиях компетентностного подхода
    Written by: Патлах Анатолий Владимирович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/09/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook