27 Фев

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ МНОГОБОРЬЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АУТОКОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Согласно современным представлениям управление — это конк­ретный, целенаправленный процесс руководства определенным объектом, обеспечивающий достижение необходимого эффекта. Структурные элементы системы управления (принятие решения, организация исполнения, сбор и обработка информации, подведение итогов) определяют последовательность действий, необходимых для перевода спортсмена с одного уровня подготовленности на другой качественно новый уровень. В целом они обеспечивают упорядоче­ние организации тренировочного процесса, направленно­го на достижение поставленной цели. Цель управления конкретизируется в постановке частных задач, необходимым условием их решения является наличие информации о факторах определяющих достижение этой цели [1].

В системе многолетней подготовки, применение средств и методов тренировки направлено на повышение потенциала двигательных возможностей спортсменов и реализацию этого потенциала в соревновательной деятельности, индивидуализации тренировочного процесса.

Изучение современного состояния подготовки спортсменов в лыжных многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье, зимний полиатлон) показало, что  высоких спортивных результатов лыжники-многоборцы как правило достигают в возрасте 20-22 года,  начиная занятия лыжными многоборьями в возрасте 9-10 лет. Об этом свидетельствуют фактические данные о возрасте чемпионов и финалистов зимних Олимпийских игр, Всероссийских и международных соревнований. Минимальные  сроки достижения высшего спортивного мастерства составляют 11-13 лет.

Результаты анализа вклада (%), соревновательных упражнений многоборья в итоговый результат соревновательной деятельности позволил выявить типы подготовленности лыжников-многоборцев (табл. 1).

Отмечено, что с ростом спортивного мастерства проявляются тенденции в изменении типа подготовленности спортсмена.

Особенности проявления типов подготовленности в многоборье с  ростом спортивного мастерства свидетельствуют о значимости ориентации подготовки лыжников-многоборцев на применение технологий способствующих формированию «универсального» типа подготовленности, то есть равновысокого уровня подготовленности спортсменов в соревновательных упражнениях многоборья.

На примере биатлона, разработана методика формирования «универсального» типа подготовленности спортсменов с применением возможностей искусственной управляющей среды для повышения эффективности двигательных действий спортсмена.

Таблица 1

Типы соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев

Тип лыжника-многоборца МСМК МС КМС-I разряд II–III разряды
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Биатлон

«Универсальный» 30 55,6 32 38,6 37 33,0 31 21,5
«Гонщик» 17 27,7 26 31,3 42 37,5 67 46,6
«стрелок» 9 16,7 25 30,1 33 29,5 46 31,9

Лыжное двоеборье

«Универсальный» 16 48,5 31 37,4 31 37,8 24 32,8
«Прыгун» 9 27,3 29 34,9 36 43,9 32 43,8
«Гонщик» 8 24,2 23 27,7 15 18,3 17 23,3

Зимний полиатлон

«Универсальный» 25 27,2 35 25,7 21 12,8 16 13,3
«Гонщик» 18 19,6 26 19,1 47 28,7 31 25,6
«Гонщик-стрелок» 14 15,2 23 16,9 19 11,6 20 16,5
«Гимнаст-гонщик» 12 13,0 8 5,9 26 15,8 15 12,4
«Гимнаст-стрелок» 9 9,8 22 16,2 21 12,8 15 12,4
«Гимнаст» 8 8,7 15 11,0 18 11,0 12 9,9
«Стрелок» 6 6,5 7 5,2 12 7,3 12 9,9

Современные тенденции развития биатлона характеризуются возросшей скоростью передвижения спортсменов на дистанции, повышением точности стрельбы и уменьшением общего времени на ее выполнение. Это ставит необходимым, осуществлять дальнейший поиск резервов роста мастерства и результативности соревновательной деятельности на всех этапах многолетней подготовки биатлонистов.

Специальные исследования [2; 3] показывают, что на всех этапах многолетней тренировки из двух компонентов соревновательной деятельности биатлонистов: качество результатов стрельбы и скорости передвижения на лыжах, наибольшего внимания требует стрелковая подготовка. Актуальным является разработка методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием тренажеров.

Нами разработана методика стрелковой подготовки с использованием ритмо-структурных комплексов (РСК), позволяющая формировать и достигать стабильного уровня соревновательного варианта техники стрельбы в биатлоне на основе внешней системы управления движениями спортсмена. Выполнение этих действий осуществлялось в режиме тренировочной и соревновательной деятельности биатлонистов, последовательности действий на огневом рубеже: подход к огневому рубежу; изготовку к стрельбе; производство прицельных выстрелов; уход с огневого рубежа. При этом осуществлялся аутоконтроль ритма движений и темпа выполнения пяти выстрелов звуковым ритмо-лидером, а также интенсивности выполняемых нагрузок по показателям пульсометра.

Разработаны и апробированы варианты РСК различающихся по уровню интенсивности задаваемых нагрузок (ЧСС): 1 зона — 120-132 уд/мин; 2 зона -133-144 уд/мин; 3 зона — 145-156 уд/мин; 4 зона — 157- 168 уд-мин; 5 зона – 169-180 уд/мин и времени на выполнение РСК:

РСК- 1.  Упражнения для стрельбы лежа.

Изготовка 35-25 с; темп стрельбы 11 – 5 с; уход с рубежа 10 с; общее время на рубеже 89 – 55 с.

Упражнения для стрельбы стоя.

Изготовка 35-25 с; ритм стрельбы 11 – 5 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 87 – 53 с;

РСК – 2.  Упражнения для стрельбы лежа.

Изготовка 35-20 с;  темп стрельбы 9 – 4 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 79 – 44 с.

Упражнения для стрельбы стоя.

Изготовка 30-20 с; темп стрельбы 9 – 4 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 73 – 43 с;

РСК – 3.  Упражнения для стрельбы лежа.

Изготовка 25-15 с; темп стрельбы 8 – 3 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 64 – 34 с;

Упражнения для стрельбы стоя.

Изготовка 22-12 с; темп стрельбы 8 – 3 с; уход с рубежа 6 с; общее время на рубеже 60 – 30 с.

РСК – 4 Упражнения для стрельбы лежа.

Изготовка 20-12 с; темп стрельбы 6 – 2 с; уход с рубежа 5 с; общее время на рубеже 49 – 25 с.

Упражнения для стрельбы стоя.  Изготовка 18-8 с; темп стрельбы 6 – 2 с; уход с рубежа 4 с; общее время на рубеже 46 – 20 с.

Проверка эффективности разработанной методики стрелковой подготовки биатлонистов проводилась в педагогическом эксперименте по  обоснованию построения тренировочного процесса с учетом типа соревновательной подготовленности спортсменов.

Предполагалось, что увеличение доли нагрузок в подготовительном периоде на отстающие дисциплины, а в соревновательном периоде – на  ведущие дисциплины, будет способствовать повышению результативности в целостном выполнении вида многоборья в соревновательных условиях.

Для проведения исследования были сформированы три экспериментальные группы квалифицированных биатлонистов (МС) 20-25 лет по 11 человек в каждой с учетом типа индивидуальной предрасположенности к соревновательным упражнениям многоборья. В группу А вошли спортсмены имеющие лучшие показатели в стрельбе биатлона («стрелки»). В группу Б вошли спортсмены имеющие высокие показатели в лыжной гонке и низкие показатели стрельбы биатлона («гонщики»). Группа В  была сформирована из биатлонистов имеющих примерно равные показатели как в гонке так и стрельбе («универсалы»).

Для каждой группы спортсменов, с учетом типа их подготовленности в соревновательных упражнениях была разработаны и реализованы  тренировочные программы по коррекции их подготовленности в многоборье:

  • в переходном и подготовительном периодах планирование учебно-тренировочного процесса было направлено на повышения внимания отстающим дисциплинам. Так в группе А в переходном периоде доля гоночной подготовки составляла до 40%, в группе Б объем стрелковой подготовки был увеличен до 80%. В подготовительном периоде (бесснежный) в группе А объем гоночной подготовки доходил до 60%; в группе Б объем стрелковой подготовки составил 50%. В группе В — в переходном периоде соотношение составило соответственно: 10% — комплексной, 30%- гоночной, 60% — стрелковой. В подготовительном периоде — на этапе обшей подготовки 20-40-40%, — на I этапе специальной подготовки 30-40-30%, на II этапе специальной подготовки 40-40-20%,соответственно;
  • на этапе подготовки на снегу планирование объема нагрузки в основных средствах подготовки существенно изменено. Так процентное соотношение изменилось в пользу гоночной подготовки и составило: в группе А – 10- 90-0%; в группе Б — 0-80-20%; в группе В – 10-80-10% — (комплексная, гоночная и стрелковая;
  • в соревновательном периоде больше внимания уделялось ведущим соревновательным упражнениям биатлонистов. В группе А использовалось до 30 % средств стрелковой подготовки, в группе Б до 50% гоночной подготовки.  У спортсменов группы В соотношение средств комплексной, гоночной и стрелковой подготовки составило: на этапе предварительных соревнований – 60-30-20%; на первом этапе основных соревнований 70-20-10%, на втором этапе основных соревнований – 80-10-10%, на третьем этапе основных соревнований – 40-20-40 % соответственно.

         Результаты исследований, свидетельствовали о положительных сдвигах в уровне подготовленности биатлонистов всех групп, однако при этом установлено, что большие сдвиги в результатах соревновательных упражнений многоборья отмечены у спортсменов группы А (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей соревновательной деятельности биатлонистов (МС) с учетом индивидуальной предрасположенности к определенному виду соревновательной деятельности до и после эксперимента

Показатели Группы

 

 

Результаты в начале эксперимента

M1±m

Результаты в конце эксперимента

M2±m

Р
Гонка 20 км

(мин, с)

А 67,34±0,5 58,52±0,6 <0,05
Б 54,57±0,4 53,47±0,8 >0,05
В 62,46±0,5 56,23±0,7 <0,05
Спринт 10 км

(мин, с)

А 36,15±2,2 33,26±0,9 <0,05
Б 28,32±1,3 25,57±1,1 <0,05
В 33,51±0,4 29,42±0,8 <0,05
Гонка преследования 12,5 км (мин, с) А 43,21±1,2 41,16±1,1 >0,05
Б 37,54±0,7 36,29±0,7 >0,05
В 41,26±0,8 39,34±0,6 >0,05
Масстарт  15 км (мин, с) А 52,12±2,4 46,31±1,2 <0,05
Б 41,43±1,4 40,26±1,1 >0,05
В 46,36±0,5 44,02±0,7 >0,05
Эстафета  7,5 км (мин, с) А 24,52±2,3 22,07±1,5 <0,05
Б 20,28±0,5 19,56±0,7 >0,05
В 22,07±1,3 21,25±1,2 >0,05

Эффективность разработанной и апробированной методики тренировки биатлонистов, нашло свое отражение в результатах: группа А у спортсменов в индивидуальной гонке на 20 км со стрельбой на 4-х огневых рубежах, были улучшены у спортсменов на 8 мин 42 с (Р < 0,01), в группе Б на 1 мин 10 с (Р > 0,05), в группе В на 6 мин 23 с(Р < 0,05), в спринтерской гонке на 10 км со стрельбой на 2-х огневых рубежах улучшение в группе А составило 2 мин 49 с, в группе Б 2 мин 35 с, в группе В 4 мин 9 с (Р < 0,05).

Установлено, что в гонке преследования во всех группах произошло улучшение показателей гоночной подготовленности но при недостоверных сдвигах (Р > 0,05), а  результаты гонки в масстарте и эстафете достоверно изменились только у биатлонистов группы А (Р < 0,05). Также было выявлено, что в группе Б увеличились показатели точности стрельбы во всех видах соревнований   (Р < 0,05). Во всех группах достоверный прирост показателей эффективности стрельбы был отмечен в масстарте и эстафете. В спринте достоверные изменения отмечены только в группе В. В гонке преследования положительная динамика выявлена в группе А (Р < 0,05), в остальных группах отмечены недостоверные улучшения результатов стрельбы  (Р > 0,05) (см. табл.).

Показатель точности стрельбы в индивидуальной гонке на 20 км с четырьмя огневыми рубежами в группе А составил 19,2 из 20 (Р > 0,05) в группе Б 14,6 из 20 (Р < 0,01). При этом количество попаданий в группе А увеличилось на 3%, в группе В  на 4% (Р > 0,05), а в группе Б на 22,5% (Р < 0,01), в гонке преследования: соответственно в группе А – 6%; Б- 6% (Р < 0,05); В- 2,5% (Р > 0,05), в масстарте в группе А изменения оставили — 5,5%; Б – 18%; В – 5% (Р < 0,05).

Необходимо отметить, что в спринте, спортсмены группы А улучшили показатели  точности стрельбы на двух огневых рубежах на 4% (Р > 0,05), спортсмены группы Б на 15% и группы В на 5% (Р < 0,05), в эстафете выявлена следующая динамика результатов в группе А прирост составил 6%; Б – 13%; В – 5% (Р < 0,05).

Эффективность предложенной методики в экспериментальных группах подтверждается спортивно-техническими результатами спортсменов. Ряд спортсменов принявших участие в исследовании были в дальнейшем включены в состав сборной команды Санкт-Петербурга по биатлону для участия в первенстве России и стартах «Олимпийские надежды».

Таким образом, на примере биатлона, показана эффективность управления подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях наиболее эффективно с направленностью на универсальный тип соревновательной подготовленности и применением технических средств с аутоконтролем движений.

Литература

  1. Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. — М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
  2. Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А., Шмонин Б.В. Биомеханические технологии подготовки спортсменов – М.: Физкультура и Спорт, 2007. — 120 с
  3. Фарбей, В.В. Системно-целевое управление подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях: монография / В.В. Фарбей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 341 с.
    ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ МНОГОБОРЬЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АУТОКОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЙ
    Представлено построение тренировочного процесса в лыжных много-борьях с учетом типа соревновательной подготовленности спортсменов. На примере биатлона, показана методика применения технических средств ауто-контроля движений позволяющая формировать стабильность и надежность качественного выполнения упражнения многоборья в соревновательных условиях.
    Written by: Фарбей Вадим Валерьевич, Желваков Евгений Геннадьевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/29/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook