25 Июл

ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одной из особенностей работы в 2014-2015 учебном году кафедры «Общетеоретические дисциплины» (ОТД) Тамбовского государственного технического университета являлась подготовка слушателей-иностранцев, которые имеют высшее образование.

Основная задача кафедры ОТД по учебной работе – обеспечение подготовки иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке по следующим дополнительным общеобразовательным программам, касающимся изучения математики, физики, химии, информатики и др.

Ранее обучение иностранных граждан регламентировалось приказом Минобразования РФ от 08.05.1997 № 866 [2, с.2], в котором не было указано наличие (отсутствие) высшего образования (бакалавриат, специалитет).

Новый нормативный документ – приказ Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. № 1304 [1, с.3] – также не выделяет какие-либо группы слушателей по уровню профессиональной подготовки. Определены только критерии подготовленности слушателей (знания и умения по изучаемым дисциплинам).

Однако даже самый поверхностный анализ позволяет сделать выводы, что требования для иностранных граждан по программам инженерно-технической и технологической, экономической направленностей для слушателей с высшим образованием и без высшего образования, должны быть разными.

Подготовка слушателей без высшего образования включает широкий спектр разделов научных знаний по дисциплинам соответствующего профиля, предполагает овладение навыками использования полученных знаний для формулировки условия задач, решения расчётных задач, формулировки и доказательства теорем, вывода основных формул и т.д.

Иностранные граждане с высшим образованием:

— уже получили профессиональную подготовку в различных высших учебных заведениях;

— имеют опыт практической работы в различных сферах трудовой деятельности: инженерной, экономической, деловой, преподавательской и др.;

— старше по возрасту и жизненному опыту (многие имеют семьи).

Основная цель их приезда в РФ – повышение уровня профессионального образования по своей специальности.

Всего специальностей подготовки слушателей 2014-2015 года в ТГТУ около двадцати. Этот набор специальностей можно условно разделить на 3-4 группы, которые в основном совпадают со спецификой работы кафедры. Не попадают в сферу образовательной деятельности только специальности естественно-научных направлений (математика, физика, химия).

Кроме того, слушатели (с высшим и без высшего образования) приезжают в разное время и группы для обучения формируются по мере их прибытия. В результате в группах собираются слушатели с разными специальностями обучения и разной базовой подготовкой.

Традиционно, на кафедре ОТД большинство преподаваемых дисциплин разделено на две части: вводный курс и основной курс обучения.

Вводный курс предполагает накопление обучаемыми словарного запаса, необходимого для понимания научных текстов по соответствующей дисциплине на русском языке, понимание, запоминание и отработку умения использовать необходимые лексические модели в научной речи.

На данном этапе целесообразно совместное обучение слушателей с высшим образованием и без высшего образования. Производится наработка лексико-грамматических конструкций научного стиля речи. Подобное совместное обучение может быть даже полезным, так как скорость изучения русского языка данной дисциплины слушателями более молодого возраста выше, и они начинают помогать слушателям старшего возраста. Отрицательная сторона совместного обучения в эмоциональном восприятии этой помощи со стороны взрослых людей, а также сравнении своих результатов обучения с результатами более молодых слушателей. Но отрицательные моменты полностью перекрываются опытом и более глубокими знаниями материала самих дисциплин старшими слушателями.

Совместное обучение проходит в течение 3-4 месяцев до окончания вводного курса.

Основной курс обучения по дисциплинам кафедры ОТД в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. № 1304 [1, с.3] предполагает не только продолжение работы с новым лексическим материалом, но и выполнение заданий, направленных на формирование умений и навыков по формулировкам и решению задач, выводу формул, доказательству теорем, проведению лабораторных работ и составлению по ним отчётов и т.д.

Задача слушателей без высшего образования – подготовка к поступлению на первый курс университета для получения базовой специальности по направлениям подготовки бакалавров или специалистов. Их обучение проводится по стандартным методикам.

Задачи слушателей с высшим образованием – накопление терминологической базы и освоение научного стиля речи на русском языке по выбранной специальности обучения, знакомство с основными правилами и порядком проведения научной работы в российских вузах, с российскими научно-информационными ресурсами, поиск литературы по научному направлению, аннотирование и реферирование научных статей и т.д. [3, с. 58; 4, с. 57].

Методики обучения слушателей с такими разными задачами должны отличаться.

Если брать за основу обучение по стандартным методикам, то достижение данных задач при одновременном присутствии на занятиях слушателей с разными задачами сталкивается с трудностями, связанными:

— с большой индивидуализацией подхода к слушателям с высшим образованием;

— с отличием заданий, которые должны выполнять слушатели на занятиях и при самостоятельной работе;

— с проблемами контроля выполнения заданий и т.д.

Совместное обучение слушателей с разным уровнем профессиональной подготовки выступает в противоречие с задачами обучаемых. Целесообразно разделение слушателей на группы без высшего образования и с высшим образованием.

На факультете международного образования ТГТУ и кафедре ОТД в 2014-2015 учебном году была реализована модель раздельного обучения слушателей. Уже при самом делении на группы возникли трудности. Необходимо было объединить слушателей не только по профилям обучения, но и по уровню знаний русского языка.

Главной задачей было изменение методики обучения. В качестве основных задач слушателей с высшим образованием были определены:

— продолжение освоения дисциплин на русском языке;

— подготовка доклада (проекта) по тематике обучения каждого слушателя;

— защита проекта как элемента итоговой аттестации слушателя.

Для решения двух последних задач были изменены рабочие программы обучения. Кроме того, подготовка и защита проектов слушателями являлась вообще новой задачей для коллектива кафедры. Защита проектов должна была проводиться в виде презентации и доклада перед комиссией преподавателей.

В начале обучения по новой модели образовательного процесса слушатели самостоятельно выбирали тему проекта, составляли словарную базу по выбранной теме, согласовывали тему с ведущими преподавателями.

При самостоятельной работе над проектом регулярно проводились консультации с преподавателями. Проводился постоянный мониторинг подготовки проекта, неоднократно проверялся и корректировался текст содержания презентации и доклада. Большая помощь была оказана преподавателями кафедры «Русская филология» в вопросах, связанных с обучением и использованием научного стиля речи.

Были распределены обязанности преподавателей по направлениям локальной подготовки слушателей. Преподаватели знакомили слушателей с особенностями доступа к научному и образовательному информационным ресурсам. Содержание проекта должно было отразить понимание темы на основе материала из нескольких источников. Обучением методам создания презентаций занимались практически все преподаватели.

Работа над проектом в основном проводилась вне занятий по расписанию и привело к значительному увеличению учебной нагрузки преподавателей.

Итоговая аттестация слушателей включала:

— тесты по каждой дисциплине обучения по соответствующему профилю;

— защиту проекта.

При защите проекта оценивались:

— качество презентации;

— что говорит слушатель (качество доклада);

— как говорит слушатель (доклад в виде рассказа, а не чтения информации с листа или экрана; связь озвучиваемой информации с информацией на экране).

На защитах проектов присутствовали не только преподаватели, но и иностранные слушатели. Фактически данное мероприятие можно рассматривать как конференции слушателей различных государств с докладами по различным научным направлениям.

В целом опыт обучения иностранных слушателей, которые имеют высшее образование, можно считать положительным не только для иностранных слушателей, но и для коллектива преподавателей.

Список литературы:

  1. Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. № 1304.
  2. О мерах по совершенствованию предвузовской подготовки иностранных граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования РФ от 08.05.1997 № 866.
  3. Степаненко Е.В. Подходы к изменению преподавания математики для иностранных слушателей, имеющих высшее образование в рамках предвузовской подготовки // Актуальные проблемы науки: Мат. I Всерос. (заочной) науч.-практ. конф.; том 2 (секции «Общегуманитарные науки» и «Исторические науки») / под общ. ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2014. С.58-60.
  4. Степаненко Е.В. Подходы к организации учебного процесса для иностранных граждан, имеющих высшее образование, на этапе предвузовской подготовки // International scientific review. 2015. № 3 (4). С. 57-59.
    ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    Обучение на подготовительном отделении иностранных слушателей, которые имеют высшее образование, вступает в противоречие с совместным обучением со слушателями без высшего образования. Одним из вариантов введения иностранных слушателей в российскую научную среду является подготовка обучаемыми докладов (проектов) по выбранной специальности.
    Written by: Степаненко Игорь Тимофеевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook