23 Июн

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Ведущее место в деятельности учителя, особенно если он является классным руководителем, занимает изучение личности каждого ученика, что позволяет контролировать ход и темп психического развития школьников, выявлять его индивидуальные особенности и возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучать личности учеников необходимо для выявления общих и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и нравственного развития каждого школьника. Это дает возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию. Изучение особенностей каждого ученика или всего коллектива в целом осуществляет педагогическая диагностика [1].

С точки зрения современной науки педагогическая диагностика представляет собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, которые, на основе этого, позволяют прогнозировать отклонения с поиском путей для их предупреждения, и помогают учителю скорректировать процесс обучения с целью повышения его качества [2, с.3]. Большинство современных отечественных ученых, работавших над проблемой такого рода считают, что педагогическая диагностика исследует условия, предпосылки и результаты учебного процесса с целью оптимизировать и обосновать значение успеха педагогической деятельности учителя [1].

По мнению А.И. Кочетова уникальность педагогической диагностики заключается в изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и образованности учащихся, а также росте педагогического мастерства учителей; при этом предмет педагогической диагностики определяет ее сущность [3]. В рамках данной статьи, мы разделяем позицию немецкого ученого К. Ингенкампа, который отмечает, что педагогическая диагностика призвана в первую очередь:

  • оптимизировать реализацию принципа индивидуализации в процессе обучения;
  • обеспечить, в интересах общества, правильное определение результатов обучения;
  • свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены при переводе учащихся из одной учебной группы в другую [4].

Анализ литературы (как научно-педагогического, так и публицистического характера), проведенный нами при подготовке данной статьи, позволяет сделать вывод о том, что современная наука и современная педагогическая практика едины в том мнении, что базовым условием эффективности реализации педагогической диагностики в практику реального пед. процесса является знание педагога о многообразии методов педагогической диагностики и необходимости комплексного и системного подхода при их использовании (Таблица 1).

Таблица 1.

Методы педагогической диагностики

Предмет педагогической диагностики Методы педагогической диагностики

(рекомендуемый инструментарий)

Качество обучения наблюдение, беседа, опрос, письменные работы, анкетирование, тестирование, и прочее.
Содержание образования метод экспертных оценок
Выявление одаренности личности обучающегося анкета Б.К. Пашнева
шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена).
тест творческого мышления П. Торренса

Отметим, что в последнее время поле деятельности педагогической диагностики значительно расширяется, она становится все более полифункциональной, включает в себя такие функции как: аналитическая, оценочная, контроля, коррекционная, ориентационная, информационная, функции мотивации и стимулирования.

Таким образом, педагогическая диагностика отвечая за изучение личности учеников, выявление их индивидуальных и коллективных особенностей (с целью научно-обоснованного управления учебным процессом и своевременной организации психолого-педагогической коррекции) выступает и важнейшим фактором повышения качества деятельности самого учителя – и понимание этого приводит педагогов (как уже работающих в системе образования, так и только готовящихся к педагогической профессиональной деятельности) к пониманию необходимости более детального и системного изучения методов и технологий организации комплексной педагогической диагностики в реальном учебно-воспитательном процессе.

Список литературы:

  1. Вишневский О.И., Кобрий О.М.,Теоретические основы педагогики: Курс лекций /под ред. О.Вишневского. 2001.
  2. Петухов М.А.. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. /Под науч. ред. А.П. Беляевой. — Ульяновск: УлГТУ,2001.-199 с., 2001
  3. Педагогическая диагностика в условиях ФГОС
  4. http://studopedia.ru/4_15615_soderzhanie-formi-metodi-i-vidi-kontrolya-kachestva-obrazovaniya-tekushchego-rubezhnogo-itogovogo
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
    В статье представлен методологический анализ педагогической диагностики как фактора повышения качества профессиональной деятельности современного учителя. Приводится анализ взглядов различных ученых на педагогическую диагностику как научно-педагогическую категорию и раскрывается рекомендуемый инструментарий при организации педагогической диагностики в практике реального педагогического процесса.
    Written by: Венедиктова Мария Яковлевна, Суриков Юрий Николаевич
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/16/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook