30 Апр

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Перед системой образования возникает важная задача обеспечения духовно-нравственных и творческих потребностей любого ребенка, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху заключается не только в том, что с каждым годом возрастает число детей-инвалидов, но и в том, что, несмотря на усилия государства по созданию преемственной среды, по принятию новых законодательных актов, проблема интеграции таких детей в социум стоит также остро, как и ранее.

Эффективная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху в современное социально-культурное пространство зависит от приоритетности мер государственной социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и находится в прямой зависимости от социально-экономического развития страны. Важным результатом в работе по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху является активизация социально-культурной деятельности по повышению интереса к культуре, искусству и внедрение новых форм развития и демонстрации достижений и талантов. Одним из основополагающих направлений результативной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является применение современных социально-культурных технологий, направленных на свободное время и досуг. Однако вопрос социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья изучен не достаточно. Поэтому в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального и творческого развития воспитанников, их самореализацию с целью дальнейшей успешной интеграции в общество и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения и воспитания.

Индивидуальные познавательные и творческие потребности детей реализуются через систему дополнительного образования: спортивные секции, кружки декоративно-прикладного творчества, объединения музыкальной направленности. Изучение литературы по сурдопедагогике и сурдопсихологии, а также  данных исследований ведущих специалистов позволило выявить проблему социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху через искусство и творчество, а именно, средствами хореографии.

Хореография является одной из множества нетрадиционных форм в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Танец – это дополнительный резерв двигательной активности детей, источник их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одно из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности, социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху в современном обществе.

Ведущая педагогическая идея исследования заключается в создании оптимальных условий, способствующих социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями по слуху в процессе занятий хореографией.

Эксперимент по внедрению программы проводился на базе Белгородской общеобразовательной школы-интерната №23, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, нуждающиеся в специальном педагогическом сопровождении. Усилиями педагогического коллектива были созданы прекрасные условия по обучению и воспитанию детей.

В основе педагогического исследования лежат идеи А.В. Мудрика, А.Ю. Домбровской, которые сходятся во мнении о том, что основой социально-культурной адаптации является социальный опыт  и социальное воспитание, которые предполагают решение естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач, а также идеи Е.Г. Речицкой и Л.С. Выготского о педагогической значимости занятий искусством, в частности хореографическим, для развития личности ребенка с нарушением слуха и его социально-культурной адаптации.

Для разработки системы индивидуальных и групповых занятий используются понятия:

  • социально-культурная адаптация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе[13, с. 573]; процесс социально-культурной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья обусловлен организацией среды обучения и воспитания, обеспечивающей социально-культурную культурную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья [14, с. 12];
  • лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [12, с. 13];
  • дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху – дети, имеющие нарушения слуха, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
  • учебно-познавательная деятельность – специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость [9, с. 349];
  • воспитательная деятельность – деятельность педагога, которая направлена на создание благоприятных условий для развития личности воспитанника [9, с. 173];
  • творческая самореализация воспитанников – процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности. Именно в творческой деятельности, в творческой самореализации заложены огромные возможности воспитательного характера [2, с. 326];
  • индивидуализация обучения и воспитания предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями воспитанников [3, с. 215].

В соответствие с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

Учитывая психологические и физиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, а также неравномерность их развития, основным на занятиях является индивидуальный личностно-ориентированный подход. Такой подход ориентирует педагога на работу с конкретным ребенком, с его проблемами и особенностями, на развитие его как личности. Чтобы достичь цели социальной реабилитации, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.

В процессе подготовки к групповым занятиям, необходимо опираться на более сильных детей, давая тем самым возможность развития каждому ребенку. Большое внимание уделяется деятельностному подходу, который позволяет детям овладевать психологическими средствами, помогающими осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью.

Весь учебный материал систематизирован в разделы, которые взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов всестороннего гармоничного развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

 «Слухоречевые игры». Развитие слухового восприятия в игре служит фундаментом коррекционной работы в целом и служит основой для дальнейшего обучения детей с нарушениями слуха хореографическому творчеству. Способность ребенка интерпретации слуховых ощущений зависит как от врожденных интеллектуальных данных, так и от условий среды, в которой он развивается. Задача данного раздела заключается в том, чтобы научить детей правильно определять направление звука, длительность звучания голоса, а впоследствии музыки; способствовать приобретению и развитию навыка определять темп, структуру, характер музыкального произведения, передавать настроение музыки. В непринужденной форме обучающиеся учатся сосредотачивать внимание, слушать педагога и его задания, учатся слушать музыку. Игровая форма деятельности способствует успешной адаптации в группе, учит детей с нарушениями слуха работать в коллективе [4, с. 7].

«Ритмическое тактирование». Ритмическое тактирование вводится со второго года обучения. К этому времени дети с нарушениями слуха уже должны уметь определять направление звука, длительность звучания и темп. Главная цель – научить детей правильно интерпретировать слуховые ощущения, вибрации. В этом разделе с помощью хлопков и ударов стопой учащиеся овладевают такими понятиями, как «ритм», «счет», «размер», учатся различать вступление и основную часть произведения, что позволяет детям вступать в танец с начала музыкальной фразы [15, с. 149].

«Балетная гимнастика». Балетная гимнастика и ее специфические упражнения помогают устранить многие из физических недостатков: сутулость, избыточный вес, искривления позвоночника и т.д. Упражнения балетной гимнастики развивают мышцы спины, живота, выворотность ног от тазобедренного сустава до голеностопа, гармонично формируют мышечную массу, увеличивают силу мышц, амплитуду шага, вырабатывают точность координации. Балетная гимнастика служит фундаментом для дальнейшего успешного овладения хореографическими дисциплинами, в частности классическим танцем [5, с. 6].

 «Классический танец». Содержание раздела «Классический танец» является основой обучения для всего комплекса танцевальных предметов. Обучение детей с нарушениями слуха классическому танцу ориентировано на развитие физических данных и формирование необходимых технических навыков. Классический танец является источником высокой исполнительской культуры [1, с. 12].

«Русский народный танец». В процессе овладения основами русского народного танца дети приобщаются к истокам русского народа, его истории, традициям, самобытности, приобретают навыки культуры общения со взрослыми, сверстниками, учатся сотрудничать в парах (мальчик-девочка). Русский народный танец требует энергичности, мужественности и резких движений от мужчин и плавности и грациозности в каждом шаге от женщин, что способствует становлению образа «Я», развитию личностной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха.

Главная цель раздела «Русский народный танец» – дать общее представление о богатстве русского танца. Данный раздел знакомит учащихся с такими формами русского танца, как хоровод, пляска, перепляс.

«Народно-сценический танец». Содержание учебного предмета направлено на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе балетного тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки[11, 659].

«Мероприятия». Содержание данного раздела предполагает посещение концертов с участием хореографических коллективов, просмотр и обсуждение видеоматериала, беседы по истории танца и эстетике, дискуссии о жизни и творчестве известных танцоров и балетмейстеров

Цель раздела «Мероприятия» заключается в расширении кругозора детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, развитии познавательного интереса в области хореографического искусства и творчества, пополнении их активного словаря, развитии речевых навыков [7, с. 116 ].

Преобладающими видами деятельности являются:

  • проектная деятельность, которая предусматривает самостоятельное получение результата воспитанниками в специально организованных педагогом условиях;
  • исследовательская деятельность как способ организации поисковой, творческой деятельности воспитанников по решению новых для них проблем по следующим этапам:
  • наблюдение и изучение хореографических норм и правил;
  • выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию;
  • выдвижение гипотез;
  • построение плана исследования;
  • осуществление плана исследования;
  • практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний;
  • организация самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства педагогом, хотя и направляется им. Необходимо практиковать следующие формы организации самостоятельной деятельности: а) индивидуальную; б) индивидуально-групповую.

Критерием результативности является степень социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху средствами хореографии.

Предпосылкой для достижения положительной динамики социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху является их интеллектуальное и творческое развитие и активное включение в творческую деятельность. К формам контроля для их измерения в опыте относятся:

  • текущий контроль, который осуществляется на каждом занятии;
  • самоконтроль и самооценка, которые являются первостепенными, имея своей целью формирование и развитие индивидуальных качеств личности;
  • мониторинг динамики социально-культурной адаптации по каждому из воспитанников;
  • итоговый контроль.

В ходе мониторинга выявляется положительная динамика уровня социально-культурной адаптации, как по каждому воспитаннику, так и по группе в целом. Просматривая и анализируя эталоны хореографического искусства на теоретических занятиях, воспитанники принимают их за образец и на практике стараются совершенствовать свое мастерство. На более поздних этапах обучения и воспитания дети не только контролируют друг друга, но и помогают, в корректной форме делают замечания. На внешкольных концертах и конкурсах воспитанникам приходится общаться с большим количеством людей, в том числе и с людьми без отклонений в развитии. Знание профессиональной терминологии, большой словарный запас и широкий кругозор способствуют свободному общению как с ровесниками, так и со взрослыми. Подражая этическим эталонам хореографии, в общении дети стараются быть уважительными и сдержанными.

Делая выводы, мы можем сказать о перспективности дальнейшей работы над проблемой социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху средствами хореографии.

Список литературы:

  1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Спб.: Лань, 2000. – 192с.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986. – 573 с.
  3. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  4. Леве А. Развитие слуха в игре. Практическое руководство по проведению слуховых упражнений в работе с глухими и слабослышащими дошкольниками, а также с детьми, имеющими нарушения восприятия / Пер. с нем. Канд. пед. наук Н.М. Назаровой. – М.: Коррекция, 1992. – 102 с.
  5. Нагайцева Л.Г. Балетная гимнастика: Учебное пособие для преподавателей хореографических отделений детских школ искусств. – Краснодар: КГТО «Премьера», 2004. – 12 с.
  6. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос, 2003. – 256 с.
  7. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / Д.Ю. Алексеевских и др; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Владос, 2005 – 295 с.
  8. Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Т.В. Розанова. – М., 1991. – 176 с.
  9. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  10. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972. – 440 с.
  11. Ткаченко Т.С. Народный танец. – М.: Искусство, 1954. – 682 с.
  12. ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (Специальном образовании)» от 02 июня 1999г. № 4019-II ГД
  13. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 836 с.
  14. Юнина В.В. Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: СПб., 2009. – 25 с
  15. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. – М.: Владос, 2003. – 272 с.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ
    Written by: Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Черепанова Наталья Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook