30 Окт

ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ ВОРОНЕЖСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда, сегодня национальный костюм – это великая ценность, которую мы любим и бережно храним. Народный костюм – это яркий самобытный элемент культуры, синтез различных видов декоративного творчества.

Одежда воронежцев была неразрывно связана с культурой народа, отражала его нравы и идеалы, традиции национальной культуры, как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образностилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозномагические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Воронежский народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Каждая деталь костюма являлась неотъемлемой частью единого ансамбля. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. Естественно, что в таком контексте одну из главных ролей играл головной убор.

К сожалению, в современном обществе стираются чувства сопричастности отдельной личности к национальной принадлежности, чувства гордости за свою родину.

Приобщение населения к национальной культуре – это важный аспект культурного воспитания, который необходимо начинать прививать с раннего возраста и продолжать развивать в течение жизни. Одними из главных «воспитателей культуры» являются образовательные учреждения.

В Борисоглебском филиале ВГУ на психологопедагогическом факультете, в учебном плане предусмотрены дисциплины «Теория и технологии развития изобразительной деятельности детей с практикумом», «Методика преподавания дисциплин художественноэстетического цикла», в рамках которых рассматриваются вопросы национальнорегионального компонента. В программы обучения включено обязательное изучение народных искусств, в число которых входит народный костюм. Целью изучения является: знакомство с национальным воронежским костюмом, историей, предметами одежды, украшениями, технологией. В процессе выполнения практических работ предметов одежды происходит ненавязчивое воздействие на патриотические чувства студентов, возникает трепетное отношение к культурному наследию, возрастает уважение и гордость к достижениям своей нации, так как предметы одежды отличались декоративностью и обладали высокими художественными характеристиками [Фото. 1., 2].

Фото. 1., 2. Примеры народных воронежских головных уборов выполненных студентами психолого-педагогического факультета БФ ФГБОУ ВО

 


«Воронежский государственный университет»

Технология современного выполнения народного воронежского головного убора, украшений в связи с наличием новых инструментов и материалов, упрощается, но опирается на опыт многих поколений, что позволяет студентам прочувствовать историческую нотку в процессе шитья, вышивания бисером оценить значимость убранства. Помимо повторения существующих технологий студенты вырабатывают собственные техники, воплощают свои идеи с помощью традиционных материалов, тем самым, приобщаются к культуре своей малой родины. В процессе практической работы, происходит процесс культурного воспитания, сохранения народного промысла и его интерпретация в современном видении.

В искусстве головного убора органично соединились различные виды художественнодизайнерского творчества: вышивка, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, бисера, бус, блесток, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, цветнограненных стеклышек.

Сегодня, как и в те далекие времена, народные головные уборы полноценно отвечают как требованиям функциональности, так и носят декоративный характер. На занятиях студенты создают головные уборы, украшения, каждый из которых отвечает художественным и эстетическим требованиям [Фото. 3].


Фото. 3. Сорока – женский воронежский народный головной убор. Работа студентов


«Сорока» (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же «сороки» состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

«Сорока» зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую «сорокузолотоломку» молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

К праздничному народному костюму полагались особые украшения [Фото. 4], в основном нагрудные. Это могло быть ожерелко – широкая матерчатая лента, расшитая бусами, бисером, иногда с нее спускались набранные на нитки бусины, полностью закрывавшие грудь. Для расшивки студенты использовали монеты, на которых пробиты отверстия для пришивания. Монисто (или «намисто») напоминало ожерелко, только вместо жемчужин в нем были разноцветные бисеринки, собранные в замысловатые узоры.

А в бабушкином национальном костюме таким украшением служат гайтан [Фото. 5] .

Гайтан – это широкая, вышитая бисером полоса материи, надевавшаяся на шею. Концы ее соединяются на груди, и к ним иногда в национальном русском костюме крепился образок.

Фото. 4. Намисто из бисера. Фото. 5. Гайтан из бисера.

 

 Работа студентов Работа студентов

Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека в уважении к традиции, к культуре. Народный костюм как концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное – эстетической функцией. В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Как правило, народный костюм сейчас используется в двух направлениях: как сценический и как праздничнообрядовый. Профессиональные и самодеятельные коллективы художественного творчества широко применяют традиции народного костюма.

Таким образом, в результате ознакомления с историей национального костюма, трудоемкостью его технологии, решаются не только задачи воспитания уважения молодежи к национальной культуре, но и развиваются творческие способности, взращиваются чувства сопричастности к своей нации, своей родине.

Литература:

  1. Толкачёва С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 232 с., ил.
  2. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма: Учебник. СПб., 2000.
  3. Сысоева Г.Я. Богучарский частный музей русского народного костюма и кукол. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003.
    ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ ВОРОНЕЖСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
    В статье представлены результаты авторских исследований и практического использования современного декора в народных головных уборах и украшениях воронежского костюма. Автор анализирует, технологические особенности, которые присутствуют в современных этнических головных уборах, украшениях, как новых носителях семантической информации воронежского этноса, а также представляет собственные решения головных уборов и украшений.
    Written by: Ожерельева О.В.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)
    Available in: Ebook