30 Апр

ОСОБЕННОСТИ ЯЛТИНСКОЙ ШКОЛЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ФАКТОР КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Постановка проблемы. На современном этапе у народов России возрастает интерес к своей национальной истории и культуре. История развития крымского народного искусства как части  сложившейся предметной модели декоративно-прикладного искусства до сих пор не имеет своего фундаментального исследования.  Крымское народное искусство имеет богатые исторические корни, с которыми можно встретиться и в настоящее время  в виде  вещей, предметов,  правил  их изготовления, пользования, наследования, хранения. Описывая освоение побережья Чёрного моря, римский оратор Цицерон сравнил греческие города с каймой, «подшитой к обширной ткани варварских полей».      Изображения  животных или их частей были своеобразными родовыми знаками скифов, так как существовало  представление, что  каждый род произошел от какого-либо животного. Так называемого прародителя, именуемого тотемом. Звериные мотивы в искусстве начинают вырождаться еще до нашей эры.

 «С приходом же в Причерноморье сарматских племен первое место в ряду символических изображений занимают сарматские знаки, широко распространившиеся не только в Крыму, но и на огромных пространствах юго-восточной Европы» [8, С. 123-240].

Цель статьи: проанализировать основы  обучения народного искусства как фактора подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Дисциплина декоративно-прикладного искусства и народных промыслов  своей формой, технологиями, функциональным назначением создаёт необходимое представление о времени и месте происхождения художественных изделий, которые имеют утилитарное назначение. Общая система декоративно-прикладного искусства влияет на формирование национального своеобразия, складывающегося через сложную систему взаимосвязей с природой, историей народа, духовным опытом, межпредметных связей.

Анализ исследований и публикаций. Изучение истории и  народного искусства способствует воспитанию у студентов  чувства сопричастности с национальной историей, а, следовательно, стимулирует  творческую активность, направленную на сохранение и возрождение культурных традиций и народных промыслов. В этом контексте особо важными являются исследования И.А. Алпатова, Ю.А. Арбат, В.А. Бородулина, Н.В. Воронцова, И.А. Крюкова, А.С. Миговского, М.А. Некрасовой, Т.Н. Шпикаловой, З.С. Федорова и др.

Вопросы методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработаны отечественными и зарубежными специалистами (П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, Ю.В. Бромлея, В.М.Василенко, В.Ф. Вавилина, Т.Н. Разиной, В.А. Рыбакова, P.JI. Розенфельдта, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекаловой).

Появились труды, посвященные взаимодействию культуры, личности и общества, личностно-ориентированному характеру этнокультурной работы как профессиональной деятельности (И. А. Арабов, Е.В. Бондаревская,

К.И. Бударов, Г.Н. Волков, И.Ф. Исаев, И.Б. Котова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, И.А. Шоров, Е.Н. Шиянов).

В настоящее время искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества (А. В. Бакушинский, В. М. Вишневская, М. А.Некрасова, С. Рейнак). Интерес представляет книга Т.А.Брагиной и Н.В.Васильевой «Путешествие по дворянским имениям Южного берега Крыма» (2001), в которой представлена информация об усадьбах Южного берега Крыма. Дворцам и паркам Крымского полуострова посвящены работы С.В. Воронцовой, А.А. Галиченко, В.Г. Ены, С.К. Киллесо, Е.В. Крикуна, А.П. Пальчиковой, Л.Н. Тимофеева, А.П. Царина и многих других ученых Крыма. Большая научно-исследовательская работа проводиться сотрудниками Воронцовского, Бахчисарайского и Ливадийского дворцов-музеев. Вопросы этнопедагогики и этнопсихологии, связанные с подготовкой будущих учителей изобразительного искусства в школах, требуют актуализации этнографических источников в области истории материально-художественных искусств Крыма. Такие исследования проводили Е. Асан, О. Желтухина,  Л.Петренко. Взаимовлияние крымскотатарского и турецкого декоративно-прикладного искусства рассматривалось в трудах К.Озлем Альпа, Х.Фериха Акпинарли, Тахсин Оза, Тасихера Онука, Х.Серпиль Ортака, Э.Черкеза и др. В данной статье для  рассмотрения крымского народного искусства использовались теоретические и эмпирические методы: теоретические: поисково-библиографический метод изучения архивных фондов, музейных материалов, этнографических и фольклорных изданий, методической литературы; общенаучные: исторический анализ, классификация литературных материалов с целью определения источников  этнопедагогики татар Крыма; историко-педагогический метод – анализ фактов и явлений, их синтез; системный – для выяснения  выводов; эмпирические методы: диагностические – анализ воспоминаний и рукописей.

Вклад основного материала. Изучение основных видов народного искусства в системе материальной и духовной культуры  имеет первостепенное значение, прежде всего, для понимания этнической истории народа. Актуальность проблемы изучения народного искусства в контексте истории крымской, традиционной культуры обусловлена потребностями на  современном этапе развития новых форм сувенирных изделий, используя дизайнерский подход подачи памятного изделия, которое отражает данный период жизни. Это особенно значимо в условиях систематизации многих социальных, экономических, культурных проблем Крыма. Гуманитарно-педагогическая академия в городе Ялте является филиалом ФГАОУ ВО «КФУ имени Вернадского» и имеет многолетний опыт работы в области сувенирных изделий.  Особенности ялтинской школы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов  заключаются в географических условиях окружающей среды. Природа сама подсказывает какие материалы должны быть использованы в работе художника: керамика, дерево, текстиль, металл. Но если подробнее изучить природные материалы ялтинского края, то можно только поразиться изобилию интереснейших «продуктов» крымской природы. Это морская галька, сухие листья магнолии, разнообразные ракушки. Огромные возможности для будущего учителя изобразительного искусства содержат такие  области декоративно-прикладного искусства как деревопластика, а также резьба, роспись, вышивка, набойки, чеканка и т.п. Ялтинская школа декоративно-прикладного искусства и народных промыслов отличается современным подходом в сфере миниатюрной живописи и графике. Чтобы достичь  высокой профессиональной компетентности, студентам необходимо постоянно работать над собой: выполнять разнообразные упражнения, творческие задания, чтобы поддерживать собственное развитие и самоусовершенствование. Узоры в далёком прошлом  создавали местные художники, которые соблюдали  принятые в разных районах Крыма традиции. Архитектоника предмета играет основопологающую роль в композиции художественного изделия. Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения.

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч.  (archi) — главный и др.-греч.  (tektos) — строить, возводить, что означает «главное устроение». Архитектоника обозначает главный принцип построения, общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого. Архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта. В единстве художественной и утилитарной функций  проявляется  синтетический характер изделия. Построения орнаментальных композиций состоят из единичных и множественных форм.

В орнаментальных композициях используются блочные формы. Растительные мотивы всегда занимали главную роль в орнаментальных композициях. Поэтому крымские художники старались сохранить устоявшиеся орнаментальные формы. В каждую из эпох мы можем наблюдать различные предподчтения к тем или иным растениям: Древний мир-лотос, папирус; Древняя Греция-пальметки, Древний Рим-акантовый лист; Малая Азия-гранат, пальма. К устойчивым растительным мотивам относятся лилия, акант, дерево жизни, лавр, гранат. В Крыму каждый элемент орнамента имел свою определенную смысловую нагрузку и  свое название. Дубовый лист  символизировал мужское начало, а S-образный элемент «сув» был знаком воды.  Крымские иконописцы, миниатюристы, стенописцы   широко используют в своем творчестве все разнообразие живописных средств и технических приемов: цветные подкладки, лессировки, акценты, смеси и лаки. И о каком бы виде живописи мы ни говорили, везде обнаруживается непреложная истина: чем выше уровень мастерства и компетентность будущего учителя изобразительного искусства, тем выше его техническая сторона, технологические принципы работы.

Будущие художники кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии в городе Ялте владеют особой технологией приготовления красок из растительных и неорганических материалов, сохраняя старые традиции:  отвар из шелухи лука, пестиков шафрана, корней Иудина дерева (род круглолистной акации) и барбариса. Такие оттенки жёлтого цвета невозможно получить в красках производственного изготовления. Ведь даже чёрную краску готовили из чернильного орешка и корок граната; сажи, сухой соломы; смолы, жира, пепла.

В настоящее время коричневые оттенки получают из чая, кофе, зелёной оболочки грецкого ореха, используется особый температурный режим и особые качества солёной  и родниковой воды. В практике студентов важное место занимает «наглядный образец» или  картон. Задумывая рисунок, студент должен учитывать и распределение в нем общих масс света и тени, цветов и оттенков. Выполняя эскиз, необходимо учитывать общий колорит и акценты.

Работа на изделии требует особого подхода. Рисунок переносился заостренной палочкой или тонкой кисточкой, иногда чернилами или карандашом. Необходимо учитывать изгибы самого изделия, так как форма изделия будет диктовать некоторые изменения в связи с собственным рельефом. Добавочные формы и линии изображаются от руки, что позволяет  свободно рассчитывать размещение в пространстве  определённых элементов и создавать различные варианты орнаментальных композиций.

Особую роль играет материал изделия: стекло, раковины, галька имеют свой природный рисунок и цвет. Внимательный художник грамотно воспользуется такой удачей и использует цвет и фактуру камня как фон для будущей композиции. Некоторые диагональные и горизонтальные прожилки можно продолжить в определённый мотив. Если будущий учитель изобразительного искусства сможет в себе развить высокие качества наблюдательности и соразмерности, научиться не перегружать композицию  красками, то тогда мы сможем говорить о его компетентности в данной области искусства. Крымская природа из цветов, плодов,  животных и объектов моря, предметы утвари,  архитектурные сюжеты, лодки, корабли всегда волновали художников и призывали к их изображению.

Стилизация  эскиза определённой композиции в декоративную далеко не лёгкий творческий путь, который не для каждого открыт. Как в русской культуре, так и в крымскотатарской есть много общего. Например,  техника «къыбрыз» — «кипрская», известная в русской номенклатуре как «мережка настилом». Мы  можем догадаться, что наиболее сложные и своеобразно украшенные орнаментальные композиции давно стали местными среди греков, армян, генуэзцев, турок, так как происходило влияние одной культуры на другую. Это весьма характерно для прибрежных районов полуострова.
Например, турецкие вышивки  до XV в. были  геометрическими, однако  в XVI в. появились растительные мотивы, а к XIX в. появились и архитектурные. Много общего в узорах и технике обработки материалов татарских и греческих народов. Армянская епархия в Крыму выполняла заказы на церковные вышивки для храмов по всей Армении.  Для каждого района Крыма было характерно использование определенных мотивов.

В 1964 г.  в ракушечном песке одного из карьеров Арабатской стрелки была найдена известняковая антропоморфная стелла  высотой в полтора метра. Едва наметив на стеле изображение глаз, носа и рта, древний художник аккуратно нанес на нее изображение знака, относящегося к знатному сармату.

О том, какое важное место в истории Причерноморья конца II — начала III в. н. э. занимали аланы, говорит плита с надписью и изображением знака одного из боспорских царей [9].

Восточное побережье имело в своём арсенале  изображение  композиции из концентрических кругов, называемая «кунеш» — «солнце». Оно встречается на надгробных памятниках кладбища ханов при Бахчисарайском дворце в виде резьбы по мрамору. Образовавшиеся в Крыму во второй половине XVIII в. болгарские поселения тоже оставили свой след в прикладном искусстве татар,  в частности в тканых узорах. Один из таких узоров — мотив в виде мальтийского креста, вписанного в ряд ромбов. В XIII-XV вв. образовавшиеся на восточном побережье Крыма венецианские и особенно генуэзские фактории привнесли в культуру Крыма свои традиционные элементы: мотивы растительного побега с коробочками мака. На изделиях татар степного, горного и прибрежного районов можно видеть следы влияния культуры народов, пришедших на крымскую землю задолго до появления татар. Семиотический подход дает возможность провести типологические параллели разных,  близких культур.

В любом народном  узоре есть неразрывное  единство содержания и выразительности. Проблемы культурного ландшафта неразрывно связаны с семиотикой культуры. Семиотика  (греч.-учение о знаках) – комплекс научных теорий, предметом которых являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учетом их использования в составе сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений [7, с. 434].

 Знак как изображаемый объект является символом, так как в наглядно-образной форме передаёт абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом. Автор теорий семиотической природы культуры, немецкий философ Э. Кассирер (1874-1945) считал, что «символ – ключ к природе человека».

Крымская земля, населённая представителями ста тридцати этносами, имеет талантливых художников, которые в той или иной степени способствуют развитию традиционных, национальных промыслов и ремёсел. Пробуждая многовековую народную культуру трудиться, молодёжь, использует новые технологии и старинные национальные  техники.

 Более 100 человек получили возможность обучаться миниатюрной живописи на базе Гуманитарно-педагогической академии, руководителем которой является  академик А.В. Глузман. Основной задачей по возрождению народных промыслов является сбор, изучение и популяризация крымского искусства. Специфика данной проблематики исследования крымского народного искусства определяется пониманием скрытых в нем механизмов, которые реализуются в разнообразных формах социальной коммуникации, интеграции, социализации, социальной активности и взаимодействия индивидов. Народное искусство влияет на обучение и воспитание будущего учителя изобразительного искусства, формирует  гармоничную личность.

Профессионально педагогическая деятельность предусматривает: во-первых, «Система обучения и воспитания художника-педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы» – считает Н.Н. Ростовцев. Под  «школой» автор имеет в виду чёткую систему и методы преподавания изобразительного искусства.

Во-вторых, в процессе обучения на художественно-графическом факультете будущий учитель изобразительного искусства должен на профессиональном уровне овладеть педагогическим и художественным мастерством, а значит приобрести профессионализм.

В-третьих, в ходе профессиональной подготовки необходимо воспитать стремление к творческой деятельности, желание работать с обучающимися.

 Фундаментом профессиональных знаний являются изобразительно-выразительные возможности студента, осознание значимости изобразительного языка, рациональные подходы в области изучения декоративно-прикладного искусства. Реализация творческих способностей зависит от формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Культура  реализуется как форма взаимодействия всех элементов социума. В современных условиях  тотального господства культуры массового потребления возрастает роль народной культуры.  В культуре как сложной системе смыслообразующих закономерностей, образцов и знаково-символических форм важное значение занимает народное искусство.

Сохранение и развитие историко-культурной самобытности народного искусства и богатство ландшафта  является важной частью культуры. Она  является источником  духовного развития современного человека, представляет человеческий опыт, который необходимо использовать и адаптировать в условиях поликультурной среды.

Выводы. В народном искусстве Крыма традиции складывались веками, шлифовались многими поколениями. На создание традиций в крымском народном искусстве оказывали влияние конкретные и самые важные факторы:  местность, природно-географическая среда. В настоящее время появилось большое количество обобщающих трудов по археологии Крыма, в которых используются результаты археологических раскопок, а также публикации и материалы М.Н. Комаровой, М.П. Грязнова, С. Рахимова.

Всё чаще, наряду с систематизацией, хронологической и стилистической классификацией археологических источников мы встречаем попытки объяснить сходство тем, узоров, мотивов с развитием и взаимодействием этнокультурных групп древних и современных народов региона.

Таким образом, анализ научной литературы, касающейся формирования и развития народного искусства Крыма, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, категория «народное искусство» является сложным многоаспектным социальным феноменом,  поэтому оно исследуется  различными научными направлениями, а значит существует необходимость в специальном исследовании декоративно-прикладного и народного искусства Крыма.

Во-вторых, для большинства работ, особенно  XX века, характерен стереотип  определённой идеологии, что определило одностороннюю трактовку и оценку народного искусства Крыма, когда многие поликультурные, мировоззренческие аспекты культуры  опускались.

В-третьих, степень изученности народного искусства  определяет характер будущего развития данной области среди подрастающего поколения. Профессиональное изучение основных видов народного искусства,  его корней, выявление признаков вносит общий вклад в декоративно-прикладное искусство и изобразительное искусство в целом.

                                                 Литература:

  1. Анненкова Л. Еще раз о поиске эстетической истины// Декоративное искусство СССР. — М. 1988.7. — С.14 — 15.
  2. Антощенков В. Основы морфологического анализа композиции: учебное пособие. — Л. ,1985. – 80 с.
  3. Аронов В. О структуре понятия среды.// Проблемы формообразования в современной архитектуре, — М. 1975. – 125 с.
  4. Аронов В. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. — М. 1987.-232 с.
  5. ГерасимовД.Д. Область, в которой мы живем. Очерк о Крыме. – Симферополь: Крымиздат, 1959. 94 с.
  6. Гернгросс В. Ханский дворец в Бахчисарае. СПб.: Б.и., 1919. — 10 с.
  7. Культурология: энциклопедический словарь – Р-на/Д. : Феникс, 1997. – 640 с.
  8. И.И. Мещанинов. Загадочные знаки Причерноморья. Известия Государственной Академии истории материальной культуры, выпуск 62, Л., 1933; Н. Jänichen. Bildzeichen der königlichen Hoheit bei den iranischen Völkern. Antiquitas, Reihe 1, Abhandlungen zur alten Geschichte, Band 3, Bonn, 1956; Э.И. Соломоник. Сарматские знаки Северного Причерноморья, Киев. 1959.
  9. В.В. Шкоpпил. Боспорские надписи, найденные в 1910 г. Известия императорской Археологической комиссии, выпуск 40, 1911, № 28.
    ОСОБЕННОСТИ ЯЛТИНСКОЙ ШКОЛЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ФАКТОР КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    Written by: Шачкова Эльвира Вадимовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/13/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook