22 Сен

Особенности формирования сенсорных эталонов у слабовидящих детей




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Детей с нарушениями зрения следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в н астоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками являются, так называемые «эталоны», которые сложились исторически. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета, которые расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Эталонами формы служат геометрические фигуры, их усвоение предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей с нарушением зрения, — это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон, а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина — относительное свойство, её точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом, она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами. Указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д)[1].

Формирование сенсорных эталонов происходит в процессе сенсорного воспитания. Вне его слабовидящие дети усваивают только отдельные эталоны. Формирование отдельного эталона обеспечивает ребенку точное восприятие только свойств тех предметов, которые с этим эталоном совпадают, другие ж разновидности свойств, для которых эталоны не усвоены, воспринимаются не точно и ошибочно. В формировании и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность усвоением общественного опыта[6].

Овладение системой сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс и это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ [2].

Представления, которые формируются у слабовидящих детей  при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Расширить сенсорный опыт слабовидящих детей можно с помощью окружающей природы, бытовым трудом, строительством, техникой и др. Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если слабовидящие дети овладели поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить их планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию. В процессе обучения они должены овладеть своеобразными чувственными мерками, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия[4].

Дети с нарушением зрения, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. В результате систематического ознакомления с предметами и их изображениями у слабовидящих детей начинает формироваться наблюдательность.

У слабовидящих детей своеобразно и осязание. Благодаря осязанию человек познает особенности поверхности (шероховатость, плотность), протяженность, вес, форму, величину предметов. В осязании сочетаются кожные (тактильные) и кинестетические ощущения. В процессе осязания в начальном этапе обучения слабовидящие дети допускают ошибки при определении формы предмета и материала, из которого он сделан; объемные предметы распознаются легче, чем плоские. В процессе обучения они овладевають сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Дети с нарушением зрения должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Пятый год жизни слабовидящие дети могут уже делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине), они пользуются слуховым, тактильным, вкусовым, зрительным соотнесением. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения. У слабовидящих детей зрения со значительным опозданием формируется умение выделять цвет как признак предмета, испытывают большие затруднения в пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины.

Для обобщения сенсорного опыта слабовидящих детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков. В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести слабовидящих детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

В сенсорном воспитании слабовидящих детей особое место отводиться планомерность обучения. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. В планировании методов обучения слабовидящих детей четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов педагогом. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку ребенку с ослабленным зрения на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению слабовидящих детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Например, собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов слабовидящие дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д. Ещё одним необходимым принципом в методике сенсорного воспитания слабовидящих детей является принцип последовательности, обусловливаемый в ознакомлении детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Список использованной литературы

  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.- М., 1972.
  2. Люблинская Л.А. Детская психология. — М., 1971.
  3. R.Mo‘minova. “Maxsus psixologiya”. — T.: «O‘zbekiston faylasuflar jamiyati», 2013 y.
  4. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой. — М., 2005.
  5. Pulatova P.M. — Maxsus pedagogika. –Т.: Fan va texnologiya, 2014
  6. www.murzim.ru
    Особенности формирования сенсорных эталонов у слабовидящих детей
    В статье приводится краткий анализ работ, посвященных проблеме и соответствующие выво¬ды. Освещены методы и формы работы для формировании сенсорных эталонов у слабовидящих детей.
    Written by: Абидова Нилуфар Закировна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/05/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook