25 Авг

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На смену предшествующим общественным укладам пришло постиндустриальное общество, где требуются высокообразованные люди,  уровень знаний которых не отстает от темпов роста и накопления  общественных знаний. В таких условиях чрезвычайно возрастают требования к современной системе образования, учитывающей  растущий объем информации и развитие технологий её получения.

Всё  большее распространение, согласно реалиям времени,  получает компетентностный подход. Разработано много теоретических аспектов модернизации образования на компетентностной основе. Исследования ученых легли в основу разработки новых государственных образовательных стандартов основного общего образования третьего поколения, где  ведущей идеей выступает формирование  у обучающихся целостной  системы знаний и обобщенных способов деятельности. При сформированности данных качеств человек сможет приобретать знания самостоятельно, обновлять их, работать в группе, а это очень важно в социуме, где каждый год происходит удвоение знаний.

Исходя из представлений о системе целостности знаний, умений, способов деятельности,  впервые  в образовании  ставится проблема поэтапного формирования компетенций, оценивания их уровня сформированности на разных стадиях обучения. С другой стороны, количество работ  по данной проблеме на  ступенях начальной,  основной, профильной школы, в системе профессионального образования  неравнозначно. Несмотря на то, что период старшей школы является очень  важным для коррекции и доведения  сформированности компетенций до требований ФГОС,  этот этап образования остается недостаточно разработанным.

Какие компетенции формировать у старшеклассников, чтобы они составляли базис практически для всех специальностей?

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования прописаны требования  к  результатам  освоения школьной образовательной  программы, где целью становится сформированность универсальных учебных действий учащихся.

В примерных образовательных программах основного общего образования используется термин «компетенция», но в рамках  образовательных предметов. Например, среди результатов освоения иностранного языка прописывается  «иноязычная коммуникативная компетенция», а  в программах по духовно-нравственному воспитанию компетенция «социальная». Из этих примеров понятно, что эти  компетенции формируются в данной сфере предмета и имеют специфику. Это не дает возможности рассматривать предметные  компетенции с позиций универсальных учебных действий. Для универсальных способов деятельности, применяемых  для изучения любых объектов, более подходит термин «ключевые» компетенции. Ключевые — «открывающие возможности овладения любой деятельностью», «основное средство для чего-либо», «наиболее универсальные по своему характеру и степени применения». Данный термин был введен в педагогическую литературу для определения базовых компетенций и стал  широко использоваться в системе образования [2]. Если компетенции проявляются в образовательной деятельности, то в названии уточняются, что они образовательные.

В настоящее время общепринятой классификации ключевых образовательных компетенций не существует, что создает определенные сложности российским педагогам в их деятельности. Например, И.А. Зимняя выделяет три группы данных компетенций: личностные, социального взаимодействия, деятельности [4].  Наиболее распространенный вариант классификаций, предложеный А.В. Хуторским, включает: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного совершенствования [5].   До сих пор среди исследователей ведутся дискуссии, стоит выделять отдельно коммуникативную компетенцию, информационную,  если социальный компонент  обязательная  составная часть любой компетенции, а познание не возможно без поиска, переработки,  преобразования информации.

ФГОС ООО указывает на характерные признаки наиболее актуальных компетенций, которые должны быть освоены (на базовом уровне) в образовательном  процессе в рамках старшей школы. К ним можно отнести учебно-познавательную, социально-трудовую, социально-политическую и культурно-досуговую ключевые компетенции, которые позволят учащимся овладеть приемами самостоятельной познавательной деятельности, гражданско-общественной деятельности и развить духовно нравственные  качества личности. Надо отметить, что эти компетенции соотносятся с кругом ключевых компетенций, выделенных ЮНЕСКО: «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить вместе», «научиться жить» [1].

Компетенции имеют сложную структуру, поэтому их нельзя приравнивать к знаниям, умениям и навыкам. Большинство исследователей выделяет четыре структурных компонента компетенций: когнитивный, психологический, функциональный, социальный.

Классификация вышеназванных компетенций,  основанная на целях общего образования,  личном и социальном опыте, а также видах деятельности ученика, позволяет выявить  специфику  каждого структурного компонента этих компетенций.

Специфика когнитивного компонента учебно-познавательной компетенции определяется знаниями, необходимыми для осуществления познавательной и исследовательской деятельности; специфика когнитивного компонента социально-трудовой компетенции – знаниями об экономической сфере жизни человека; специфика когнитивного компонента социально-политической компетенции – знаниями о гражданско-общественной деятельности; специфика когнитивного компонента культурно-досуговой компетенции – знаниями по культурологии. Специфика функционального компонента учебно-познавательной компетенции – общеучебными умениями, индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности; специфика функционального компонента социально-трудовой компетенции – готовностью к выбору профессии; специфика функционального компонента социально-политической компетенции – активной социальной позицией, умением оценивать социально-политическую информацию; специфика функционального компонента культурно-досуговой компетенции –  умением ориентироваться в мире искусства и культуры. Специфика психологического компонента учебно-познавательной компетенции определяется мотивами самообразования; специфика психологического компонента социально-трудовой компетенции – ценностными ориентациями, мотивацией к будущему профессиональному выбору; специфика психологического компонента социально-политической компетенции – патриотизмом, законопослушанием, мотивацией к социальной активности; специфика психологического компонента культурно-досуговой компетенции – культурными ценностями и мотивацией к культурному досугу. Специфика социального компонента учебно-познавательной компетенции определяется сотрудничеством в процессе учебной деятельности; специфика социального компонента социально-трудовой компетенции – владением этикой трудовых взаимоотношений; специфика социального компонента социально-политической компетенции – выполнением общественно-политических ролей; специфика социального компонента культурно-досуговой компетенции – выполнением социальных ролей в семье).

Специфика структурных компонентов обязательно должна учитываться в стратегии деятельности  учителей для развития и формирования у учащихся каждой группы ключевых образовательных компетенций,  указанных в рамках ФГОС ООО.

На сегодняшний день в педагогике остается открытым вопрос методики формирования данных компетенций. Упрощенная модель с  передачей фрагментов простой учебной информации здесь малопродуктивна. Формы и методы должны быть направлены на  развитие у школьников  познавательных, логических, коммуникативных, регулятивных учебных действий. Согласно вышеизложенным целям, наибольшее значение приобретает метод проектов. В старшей школе особый акцент необходимо сделать на метапредметные проекты,  содержащие междисциплинарные  задачи, моделирующие сложные проблемные ситуации высокой практической значимости,  предполагающие их  решение  с использованием интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. При выполнении проекта ученики обязательно должны использовать ресурсы сети Интернет. Исследованием выявлено, что педагогический потенциал различных групп информационных ресурсов в формировании ключевых образовательных компетенций неодинаков. Исходя из этого, были выделены три их основные группы. Группа ресурсов интернет-представительств, в которую входят сайты ЕГЭ и порталы музеев, содержат материалы, обеспечивающие формирование в большей степени учебно-познавательной и культурно-досуговой ключевых компетенций.  Группа универсальных информационных ресурсов, с порталами и сайтами СМИ, энциклопедиями, справочниками, словарями, и группа тематических информационных ресурсов с размещенными текстами книг, статей по истории, религии, философии, культуре, социологии, фильмами и презентациями по разделам и темам учебных предметов, обеспечивают формирование учебно-познавательной,  социально-трудовой, социально-политической и культурно-досуговой ключевых компетенций учащихся. Использование обучающимися для достижения познавательных целей многоаспектной информации по разным учебным предметам, расширяет их кругозор и формирует когнитивный компонент компетенций. Разнообразные тренажеры и виртуальные конструкторы, позволяют отрабатывать навыки работы с информационными объектами и  обеспечивают развитие функционального компонента ключевых образовательных компетенций. Синхронная и асинхронная коммуникативность способствуют развитию психологического и социального компонентов ключевых образовательных компетенций, формируя  у старших школьников ценностные ориентации, навыки сотрудничества в виртуальной среде. Самостоятельный поиск и использование ресурсов сети Интернет способствует формированию у учащихся готовности к самообразованию, умения определять цели и планы деятельности и самостоятельно анализировать, контролировать и корректировать её. Результативность формирования ключевых образовательных компетенций будет тем выше, чем полнее будут учтены и реализованы при выполнении учебного проекта структурные компоненты компетенций (когнитивный, функциональный, психологический, социальный) и их специфика для каждой образовательной компетенции (учебно-познавательной, социально-трудовой, социально-политической, культурно-досуговой).

Одним из важнейших принципов обучения является преемственность на разных этапах образования личности. Сегодня мониторинг школьных достижений требует особого подхода. Традиционные формы и принципы  оценивания для компетенций не подходят.

Во-первых, согласно модели Спенсоров (ядерная модель) или «Модель асберга» знания и навыки, которые составляют когнитивный и функциональный структурные компоненты компетенций видимы и проверяемы. Два других компонента психологический и социальный, в виде ценностных ориентаций, мотивов, установок, ориентаций абстрактны, и их диагностика   редко дает точную картину [3].

Во-вторых, структурные компоненты выделенных ранее групп ключевых компетенций имеют специфику, поэтому показатели оценки уровня сформированности учебно-познавательной, социально-трудовой, социально-политической и культурно-досуговой ключевых образовательных компетенций также должны иметь отличия.

Знания  критериев, специфики  показателей уровня сформированности ключевых образовательных компетенций  должны использовать учителя при составлении контрольно-диагностических материалов.

Для удобства оценивания развития каждого структурного компонента компетенции (когнитивного, функционального, психологического, социального) по нашему мнению, лучше использовать   соответствующие им четыре критерия (информационный, деятельностный, коммуникативный, личностный).  На основе выявленной специфики структурных компонентов ключевых компетенций, учитывать показатели по каждому критерию. Например, показателем информационного критерия учебно-познавательной компетенции являются знания законов науки, научных теорий, методов познания,  основ истории науки, а социально-трудовой компетенции – знание экономических моделей, трудовых взаимоотношений, социальных ролей, особенностей профессиональной трудовой деятельности и т.д.

Компетенции проявляются только в деятельности, поэтому освоенные виды деятельности должны рассматриваться в учебном процессе как показатели уровней облученности (овладения учебным материалом) и одновременно как система педагогических целей. Результат деятельности учащегося тем выше, чем выше у него уровень понимания и представления структуры научного понятия. Грамотная диагностика сформированности ключевых компетенций позволит педагогу определить и скорректировать содержание изучаемого материала по предмету, отобрать методы и приемы педагогической деятельности, дополняющие друг друга, спланировать индивидуальную работу с каждым старшеклассником.

Подводя итог выявлению особенностей формирования компетенций старшеклассников согласно современным требованиям к системе общего основного образования, мы пришли к следующим выводам:

  1. Ключевые компетенции, которые должны быть освоены (на базовом уровне) в образовательном процессе в рамках старшей школы – это  учебно-познавательная, социально-трудовая, социально-политическая и культурно-досуговая.   
  2. Проектная деятельность старшеклассников должна строиться на метапредметной основе, что позволит более продуктивно развивать  структурные компоненты компетенций (когнитивный, функциональный, психологический, социальный) с учетом их специфики для каждой образовательной компетенции (учебно-познавательной, социально-трудовой, социально-политической, культурно-досуговой).
  3. Ресурсы сети Интернет обладают определенным педагогическим потенциалом для формирования ключевых образовательных компетенций и должны активно использоваться  в старшей школе для  выполнения учебных проектов.
  4. В сфере тестирования достижений старшеклассников необходимо акцент перевезти на функциональность знаний, умений и навыков. Для оценивания каждого структурного компонента компетенции использовать   соответствующие им критерии (информационный, деятельностный, коммуникативный, личностный).

Список литературы:

  1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище [электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.ifap.ru/library/book201.pdf
  2. Ефремов В.С. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа [электронный ресурс] – Режим доступа. –http://www.cfin.ru/press/management/2002-2/02.shtml.
  3. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. – 416 с.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, –  № 5. – С. 34–42.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm 
    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    В статье рассматриваются особенности формирования ключевых компетенций старшеклассников согласно требованиям, предъявляемым к сегодняшним выпускникам. Раскрыта специфика структурных компонентов ключевых образовательных компетенций, разработаны критерии и показатели оценки уровня их сформированности. Полученные данные позволят скорректировать образовательный процесс в рамках старшей школы для достижения новых результатов образования.
    Written by: Синева Лариса Сергеевна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/10/2016
    Edition: euroasia-science.ru_#29_25.08.2016
    Available in: Ebook