29 Авг

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Среднее профессиональное образование занимает важное место в функционировании и развитии всей системы подготовки квалифицированных кадров, обеспечивая ее непрерывность и целостность. Специалисты со средним профессиональным образованием, адаптируют к реальному производству современные технологии, разработанные специалистами высшего звена. В этой связи, согласно Концепции модернизации российского образования, надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество подготовки в системе СПО, ориентируясь на международные стандарты качества, важно предусмотреть создание современной учебно-методической и информационной базы обучения, расширение научно-исследовательских работ, издание учебной литературы для этого уровня образования.

Следует помнить, чтона профессиональное становление студентов СПО оказывает значительное влияние ряд специфичных факторов и условий, которые можно разделить на четыре группы:

социально-экономические проблемы СПО– учебные заведения системы СПО, выпускающие специалистов, востребованных народным хозяйством страны, продолжают испытывать серьезные материальные трудности, среди которых: недостаток финансирования, дефицит учебных площадей, ограничивающий численность студентов,  аварийное состояние многих зданий, нуждающихся в капитальном и текущем ремонтах, слабая учебно-материальная база, нехватка учебно-методической литературы (особенно современной), недостаточная социальная поддержка студентов и работников образовательных учреждений, отсутствие  необходимых условий для организации эффективной учебно-производственной практики и производственного обучения студентов и т.д.;

возрастные, социально-культурные и психологические характеристики студенческого контингента.В соответствии с принятой в психологии возрастной периодизацией, большинство студентов средних специальных учебных заведений находятся на стадии «ранней юности» (15-18) лет. Студентам ссузов (в силу их возраста) в большей степени свойственны такие черты, как повышенная эмоциональная возбудимость, неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п. Вместе с тем у них в меньшей степени, по сравнению со студентами вузов, развита способность к самоанализу, самодиагностике, осознанию своих достоинств и недостатков, проектированию своей жизненной стратегии и тактики. Их характеризуют недостаток навыков и умений общения, относительно слабое, несформировавшееся стремление к овладению определенной профессией, что затрудняет личностно ориентированный подход к студентам, который выходит на передний план при формировании профессионального самоопределения;

формы организации учебного процесса и его содержательные составляющие. По формам организации и содержания учебы ссуз сохраняет ряд существенных элементов школьной системы образования: проведение многих занятий в форме «уроков», домашние задания, опрос и объяснение нового материала, жесткий контроль за посещаемостью, традиция обращения к родителям по разным поводам, что вполне оправдано, но лишь на начальном этапе учебы, поскольку это соответствует возрасту, психологическим особенностям, привычкам и навыкам недавних школьников. Однако по мере их взросления такой способ организации учебного процесса, предполагающий, что важно, «субъект-объектное» (а не «субъект-субъектное») отношение преподавателя к студенту, отнюдь не способствует личностному и профессиональному самоопределению студентов;

роль преподавательского состава. В системе среднего образования роль преподавателя усиливается тем обстоятельством, что студенты находятся в большей психологической и организационной зависимости от значимых для них «старших». Кроме того, ранняя юность стремится к поиску человека-идеала, и преподаватель в силу своего объективного положения вполне может стать полномочным представителем и олицетворением той профессии, которой студенты овладевают при его помощи.

Что касается иностранного языка в системе СПО, то основной целью курса является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и техническим языком специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Не менее важен и тот факт, что овладение иностранным языком помогает воспитывать у обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и находить необходимую информацию, происходит развитие мышления в целом.

Современному обществу свойственны процессы глобализации, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Не известно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с другими людьми. Это – один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующий такие ценностные ориентиры, как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми. Базисный план СПО предусматривает освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций, и в том числе текстовой компетенции.

Необходимость формирования текстовой компетенции на сегодняшний день стала очевидной в связи с ключевой позицией текста как цели и средства обучения всем дисциплинам, как общего, так и профессионального модулей. Понятие «текстовая компетенция» нам видится целесообразным рассматривать как самостоятельную категорию, как интегративный показатель слияния языковой и текстовой компетенций.

Основной целью работы по формированию иноязычной текстовой компетенции нам видится в формировании у обучающихся системных представлений о текстоведческой базе английского языков, формирование умений анализа текста-образца, создание кратких конспектов, а также умения написания краткого изложения и сочинения-рассуждения по тексту-образцу. Кроме того, одной из целей мы считаем повышение общей культуры речи студентов СПО, умение адекватно реагировать на любые ситуации коммуникации, готовность к диалогу культур.

Оптимальным при овладении иностранным языком считаем использование целостной  модели, предполагающей, что работа по формированию текстовой компетенции должна вестись в четыре этапа:

  1. Работа с текстоведческими понятиями.
  2. Работа по анализу текста-образца.
  3. Работа по написанию краткого изложения-конспекта.
  4. Работа по созданию собственного текста на основе данного.

Первый этап предполагает систематизацию текстоведческих понятий(тема, тип и стиль текста, элементы его структуры – цепное и параллельное строение текста, средства связи предложений и смысловых частей текста). Умения студентов формулировать тему, определять тип и стиль текста, анализировать его цельность и связность должны найти практическое воплощение в собственном сочинении.

На втором этапе необходимо произвести работу по анализу текста-образца. Чтобы написать собственный текст, нужно изучить текст-образец, осознать его смысловое содержание и структуру, понять принципы его логического деления и только тогда осознанно использовать эту информацию в собственном сочинении. На данном этапе работа ведется на основе одного текста, тематика которого связана с будущей профессией студентов. Каждому тексту предшествуют предтекстовые задания, подготавливающие к дальнейшей работе по тексту («ответьте на вопросы», «по заголовку догадайтесь, о чем пойдет речь в тексте» и т.д.). Послетекстовые упражнения включают в себя задания на анализ текста («докажите, что перед вами текст», «выделите основную проблему, мысль в тексте», «освещены ли в тексте следующие вопросы», выделите в тексте смысловые части», «укажите ключевые слова»  и т.д.). Они логично «перетекают» в задания на подготовку к сжатому изложению. По сути это конспектирование («выделите тезис текста», «в каком предложении содержится точка зрения автора», «перескажите текст подробно/кратко», «сократите текст, убрав несущественные детали, не меняя структуру и содержание текста» и т.д.).

Заключительный этап методики предполагает выполнение упражнений, подготавливающих непосредственно к написанию собственного текста-рассуждения на основе проведенного анализа и краткого изложения и собственно написание сочинения.

Следует помнить, что формирование текстовой компетенции – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой лексических и грамматических навыков.

Усваивая лексические и грамматические значения слов, обучающиеся осознают, как отражается в языке окружающая действительность, как можно их использовать для выражения собственных мыслей, идей и переживаний.

Список литературы:

  1. Жуков Г.Н. Система среднего профессионального образования и рынок труда // Среднее профессиональное образование. Приложение, 2005, № 6.
  2. Максимова З.Р. О профессиональном самоопределении студентов колледжа на завершающем этапе учебы // Среднее профессиональное образование. Приложение, 2006, № 10.
  3. Осипов П.Н., Вагапова Н.А., Шимрова Л.А. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы. — Казань, 1998.
    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями формированияиноязычной текстовой компетенции студентовсреднего профессионального образования; указывается на тесную связь между развитием общих и профессиональных компетенций и умением учащихся свободно владеть приемами анализа, интерпретации имеющихся текстов, созданием собственных; приводится модель работы по формированию текстовой компетенции на иностранном языке.
    Written by: Овчинникова Олеся Ивановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook