25 Июл

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Ориентация современного образования на открытость и мобильность, на максимальное удовлетворение запросов обучающихся обусловливает изменения в деятельности преподавателей вузов, реализующих процессы обучения, воспитания и формирования личности будущих специалистов. При этом возрастает роль самостоятельной учебной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, предполагает качественное изменение традиционных форм образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами развития интеллектуального потенциала обучающихся. Серьезной проблемой является отсутствие базового педагогического образования у большинства преподавателей вуза, что нередко приводит к затруднениям при решении современных образовательных задач. Все больше надежд преподаватели возлагают на курсы повышения квалификации, однако далеко не всегда эти надежды оправдываются. В практике повышения квалификации продолжает доминировать предметный блок, преобладают вербальные формы и методы обучения инструктивного характера. Учебный процесс в сфере профессионально-педагогической подготовки преподавателей вуза построен по тематическому принципу с преобладанием изучения фундаментальных дисциплин, преимущественно в виде лекций, при минимуме вариативности и без ориентации на профессиональную педагогическую деятельность. Обучение в системе повышения квалификации часто является «калькой» вузовского обучения, в связи с чем не реализуются возможности обучения взрослых слушателей на основе имеющегося опыта педагогической деятельности, мотивации, осознанности освоения профессионально-педагогических знаний и умений. Кроме того, возрастные особенности, уровень подготовленности и профессионально-педагогической компетентности слушателей практически не учитываются при подготовке, что не обеспечивает дифференцированности и андрагогической направленности подготовки преподавателей вуза [4, 5].

Предлагаемая нами концепция совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей вуза предусматривает ориентацию на специфические особенности направления профессиональной подготовки. Рассмотрим это на примере медицинского образования.

Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет выделить требования к уровню подготовки преподавателей медицинского вуза: — знание целей, содержания, этапов, условий результативности образовательного процесса, особенности образовательного процесса с различными специальностями в медицинском вузе; современные образовательные технологии; технологию проектирования образовательного процесса в медицинском вузе с учетом специфики специальностей; особенности профессиональной деятельности и формирования клинического мышления врача; требования ФГОС к образовательной среде при подготовке специалистов различных специальностей медицинского вуза, к содержанию образования, к методам и средствам обучения, к формам организации обучения, к организации образовательного процесса, к результатам подготовки различных специальностей в медицинском вузе;

— умение проектировать и реализовывать цели, содержание, методы и формы обучения (воспитания), технологию оценивания учебных результатов, применять компетентностно-ориентированные образовательные технологии адекватные целям, содержанию учебного занятия и характеру взаимодействия субъектов образовательного процесса, технологию формирования профессионального (клинического) мышления и профессиональной (врачебной) коммуникации, определять виды и формы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся в зависимости от специфики учебной дисциплины, разрабатывать учебно-методическую документацию;

— владение способами вовлечения студентов в решение практических ситуаций, требующих разных стратегий мышления с возможностью и необходимостью применения теоретических знаний; компетентностно-ориентированными технологиями обучения в медицинском вузе; технологией организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся, учитывая специфику изучаемой дисциплины и индивидуальные особенности обучающихся, технологией интеграции современных научных знаний с преподаванием учебных (профильных) дисциплин, технологией организации и проведения исследований (в том числе студенческих) в медицинском вузе с учетом специфики специальностей [7].

На основании проведенного анализа нами выявлены характерные особенности профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза: прикладной характер подготовки; обучение принятию профессиональных решений в условиях дефицита времени; осознанное освоение профессиональной педагогической деятельности на основе алгоритма практикоориентированных действий; проблематизация содержания подготовки на основе включения проблемных профессиональных ситуаций в контексте профессиональной педагогической деятельности; обучение в условиях быстрой смены медицинских технологий; реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий; освоение способов профессиональной коммуникации.

В исследованиях последних десятилетий отмечается, что внедрение современных подходов к обучению в систему профессионального образования пока происходит на уровне привнесения нового знания о сущности подхода, без изменения организации самого учебного процесса; подчеркивается необходимость осмысления и разработки новых организационных форм профессиональной подготовки и соответствующего научно-педагогического инструментария [2, 6]. Это требует совершенствования профессионально-педагогической подготовки, под которым будем понимать процесс, направленный на преобразование целей, результатов, организационных форм и методов профессионально-педагогической подготовки преподавателей вузов адекватно социальному заказу освоения компетенций в области профессиональной педагогической деятельности в условиях постоянно развивающихся педагогических технологий и изменяющихся ситуаций в образовании.

На основании вышесказанного определились основные направления совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинских вузов.

  1. Развитие психолого-педагогической составляющей теоретической базы профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза на основе реализации личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению и положений информатизации образования.

Личностно-ориентированная направленность профессионально-педагогической подготовки преподавателей вуза предполагает дифференциацию содержания и форм подготовки в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся. Под личностно-ориентированным обучением мы понимаем организацию процесса обучения, целью и результатом которой является профессиональное развитие личности; при этом процесс обучения ориентирован на субъективный профессиональный опыт специалиста и учет его индивидуально-психологических особенностей. Актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста и удовлетворение потребности личности в саморазвитии и реализации себя в процессе обучения позволяет более полно проявить и реализовать возможности обучающегося в соответствии с уровнем его подготовки, способностями; создает условия для развития способности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению, самореализации. Если содержание и функции деятельности преподавателя определяют содержание его компетентности, то степень сформированности компетентности находится в зависимости от мотивации, направленности личности преподавателя. Личность актуализирует свои способности, мотивацию, психические процессы и качества, чтобы оптимизировать свою деятельность, минимизировать несоответствие профессиональным требованиям [2].

Реализация возможностей обучения взрослых позволяет обеспечить профессиональную мобильность и высокую конкурентоспособность преподавателя вуза в сфере его профессиональной деятельности. Ориентация обучения преподавателей на возможность выбора ими форм обучения, способов организации информационной деятельности с помощью средств ИКТ способствует снижению психологических барьеров, серьезно затрудняющих освоение таких средств и их использование в практике профессиональной деятельности. Отбор преподавателем форм и методов обучения для создания атмосферы партнерства, взаимопомощи и поддержки, обсуждения различных позиций обеспечит личностно-ориентированный характер профессионально-педагогической подготовки, развитие коммуникативной составляющей профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза. Групповая работа слушателей является в этих условиях наиболее эффективной, предполагающая обсуждение разных точек зрения, разных позиций. Открытость содержания подготовки [3] на основе использования распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей обеспечивает опережающий характер профессионально-педагогической подготовки. Обладая определенным опытом и субъектной позицией в образовании, взрослый человек сам оценивает и выбирает способ и формы обучения, поэтому в профессионально-педагогической подготовке необходима такая организация образовательного процесса, в которой опыт каждого его участника будет востребован. Привнесение личностного опыта и реализация индивидуальных запросов слушателей в области информационных ресурсов, собственной интерпретации ими первичных источников позволяет обеспечить реализацию индивидуальной стратегии обучения преподавателей профессионально-педагогической подготовки в условиях информатизации образования. Потребность слушателей в собственной интерпретации первичных источников требует свободы выбора из многообразия предлагаемых литературы, программных продуктов, самостоятельного информационного поиска с использованием современных баз данных [1].

  1. Теоретические подходы к формированию структуры содержания подготовки адекватно содержанию компонентов профессиональной педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая подготовка должна обеспечить ориентировочную основу деятельности педагога в решении педагогических задач, связанных с развитием личностной сферы студентов: разработке содержания и технологий образования, проектировании педагогического процесса, его методическом обеспечении, анализе и контроле запланированных образовательных результатов. С помощью системы проблемных ситуаций, учебных проблем и задач возможно обеспечить усвоение ведущих аспектов профессиональной деятельности. Личностная и деятельностная направленность профессионально-педагогической подготовки преподавателей вузов представляет собой преобразование, осмысление субъектного опыта как единства его компонентов (личностного и деятельностного). Опыт освоения профессионально-педагогических компетенций слушателя в условиях личностной и деятельностной направленности профессионально-педагогической подготовки позволяет успешно применять его в работе со студентами.

  1. Реализация личностно-деятельностных технологий обучения в профессионально-педагогической подготовке.

Важное место в реализации современных подходов к обучению принадлежит развивающим педагогическим технологиям, которые обеспечивают сформированность субъектных качеств у специалистов нового поколения, построенным на принципах субъект-субъектной и субъект-объект-субъектной коммуникации, на принципах деятельности и общения, с опорой на диалоговые и интерактивные методы обучения [1]. К таким технологиям относятся личностно-деятельностные технологии обучения, которые являются специфичными в условиях использования средств информатизации в профессионально-педагогической подготовке. Они позволят реализовывать поставленные образовательные цели и личностные потенциальные возможности к освоению компетенций, представленных знаниями, умениями и опытом осуществления профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза. Вышеозначенные методы и средства базируются на основе: алгоритмизации профессиональной деятельности; проблематизации учебного диалога; включения в обучение ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и принятия решения на основе теоретической информации; набора апробированных в собственном опыте преподавателя медицинского вуза способов деятельности; рефлексии опыта осуществления деятельности и профессиональной коммуникации в проблемных условиях. Применение таких технологий позволит оптимизировать процесс передачи преподавателем и освоения слушателем возрастающего объема научных знаний; будет содействовать развитию профессиональной коммуникации, формированию умения работать в команде, распределять роли, принимать субъектами процесса обучения совместные решения профессиональных задач; управлять процессом личностного и профессионального развития участников образовательного процесса в вузе; обеспечит формирование опыта осуществления профессиональной педагогической деятельности адекватно содержанию ее компонентов на основе рефлексии. Это направление предполагает разработку условий и принципов реализации личностно-деятельностных технологий, типизацию, целевое назначение и структуру.

  1. Формирование структуры и содержания профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза как результата подготовки.

Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза существенно отличается от профессиональной компетентности преподавателя высшей школы другого профиля; она формируется и развивается в процессе непрерывного взаимодействия двух его неразрывных компонентов – медицинской и педагогической компетентностей. В связи с изменением содержания компонентов педагогической деятельности преподавателя вуза обоснованы требования к структуре и содержанию профессионально-педагогических компетенций как результата профессионально-педагогической подготовки. Структура компетенций включает информационный, деятельностный и рефлексивный компоненты, что предполагает владение знаниями, умениями и опытом профессиональной педагогической деятельности.

Оценка уровня сформированности компетенций требует определения критериев. Профессионально-педагогические компетенции, которые необходимы врачу-преподавателю вуза в области профессионально-педагогической деятельности, можно разделить на три уровня, к каждому из которых разработаны и обоснованы требования к знаниям и умениям в области организации образовательного процесса, проектирования методических подходов, оценивания учебных достижений обучающихся и формирования профессиональной коммуникации, а также опыта осуществления педагогической деятельности.

  1. Совершенствование методических подходов к профессионально-педагогической подготовке преподавателей медицинского вуза в условиях реализации личностно-деятельностных технологий.

Основанием создания модульной образовательной программы профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза служат принципы реализации личностно-деятельностных технологий. Освоение теоретических знаний и практических умений по этой программе в контексте педагогической деятельности и ее рефлексия обеспечат направленность на формирование опыта профессиональной педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза адекватно содержанию ее компонентов. Приоритетность психолого-педагогических знаний в подготовке создаст основу для проектирования и организации обучения определенной дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО; открытость содержания обеспечит освоение педагогической деятельности на основе использования распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сети, алгоритма практикоориентированных действий Блочно-модульная структура программы обеспечит возможность выбора индивидуальной траектории обучения в условиях накопительной системы повышения квалификации.

Таким образом, реализация указанных направлений совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза будет содействовать осознанию преподавателем качества собственной профессиональной педагогической деятельности и путей повышения результативности своей деятельности за счет овладения способами отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях.

Список литературы:

  1. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г. и др. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 256 с.
  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М.: Московский психологический институт, 2005. – 216 с.
  3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити – Дана, 2003. – 416 с.
  4. Красинская Л.Ф. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы. – Самара: СамГУПС, 2010. – 140 с.
  5. Матушанский Г.У. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации //Высшее образование в России. – 2008. – №3. – С. 27 – 33.
  6. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. педагог. – Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Академ. проект, 2010. – 341 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) «Лечебной дело», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «8» ноября 2010 [Электронный ресурс]: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1118.html (дата обращения 31.03.2011)
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
    В статье представлены оригинальные подходы к профессионально-педагогической подготовке преподавателей вуза: обозначены основные направления совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей вуза на основе сравнительно-сопоставительного анализа и синтеза современных парадигм, подходов в образовании. Реализация обозначенных направлений совершенствования подготовки позволит преподавателям освоить современные технологии обучения студентов и успешно применять их на практике.
    Written by: Лопанова Елена Валентиновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook