29 Авг

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО КАК УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС ДО




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией.

Усиление роли общественности в управлении ДОУ все более актуализируется в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования [5].

Партнерский диалог общества, государства и профессионалов — педагогов позволяет создать систему анализа и обосновать необходимость учета новых аспектов качества дошкольного образования в ситуации, когда общественность оценивает систему образования не с точки зрения выполнения текущих функций, а с точки зрения реализации поставленных перед ней целей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [5].

Маркетинг является одним из внешних условий государственно общественного управления реализацией  ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОУ.

Создание институтов общественного участия в управлении образованием, обеспечение открытости информации об образовательных учреждениях, предполагает обязательное участие в управлении образовательными учреждениями (далее – ОУ) общественности. Такого рода необходимость обусловлена возрастающими требованиями общества к качеству образовательных услуг.

Поиск резервов эффективности и качества образовательного процесса в условиях государственно-общественного управления приводит к появлению новых задач управления. Формирование образовательных потребностей, проявление и оформление образовательного заказа субъектов образовательного процесса обуславливает необходимость разработки особых маркетинговых механизмов обеспечения перехода к стратегии формирования заказа и заказчика на услуги в системе дошкольного образования. В дошкольном образовании заказчиком, субъектом выбора услуг выступают родители (законные  представители) воспитанников. В соответствии с законодательством заказчик и клиент не могут быть одним лицом, что определяет дополнительные сложности в анализе потребностей и предпочтений потребителя, в прогнозировании результата образовательных услуг и путей их реализации. Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении – это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Применение маркетингового подхода имеет своей целью удовлетворение образовательных потребностей всех категорий участников образовательных отношений на основе изучения, анализа и реализации определённой стратегии, что способствует повышению качества образовательных услуг.

В исследованиях С.А. Езоповой [2, с.73], структура планирования маркетинговой деятельности содержит следующие компоненты:

  1. Анализ текущей маркетинговой ситуации: ее описание на рынке образовательных услуг; характеристика целевых рынков ДОУ; анализ реализации услуг ДОУ (спрос, цены, и т. д.); информация о конкурентах ДОУ; особенности продвижения образовательных услуг ДОУ.
  2. Анализ опасностей и возможностей, исходящих от маркетинговой среды ДОУ. Для этого может быть использован метод SWOT-анализа, позволяющий организации определить преимущества и угрозы, которые несет внешнее окружение, и выявить собственные сильные и слабые стороны.
  3. Определение маркетинговых целей ДОУ. В дошкольных учреждениях могут решаться следующие маркетинговые цели: удовлетворение потребностей покупателей услуг; завоевание конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; внедрение на рынок новой услуги; получение определенной прибыли и т. д.
  4. Выработка маркетинговых стратегий. Они разрабатываются исходя из общей стратегии деятельности ДОУ: стратегии концентрированного роста, ликвидации (ухода с рынка). В маркетинговых стратегиях определяются пути достижения поставленных целей. В ДОУ осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности ДОУ в целом.

Управленческий алгоритм нами представлен в форме таблицы, в которой по горизонтали представлены основные направления маркетинговой деятельности в ДОУ, а по вертикали – субъекты государственно-общественного управления.

 

Субъекты ГОУ

Основные направления маркетинговой деятельности в ДОУ

Анализ состояния маркетинговой среды ДОУ Определение маркетинговых целей ДОУ Определение бюджета маркетинга в ДОУ Планирование маркетинговой деятельности
Администрация ДОУ Подготовка материалов для изучения воспитателями запросов потре­бителей, их покупательских характеристик

Изучение степени удовлетворенности потребителей услугами ДОУ, их ожиданий и предпочтений

Разработка альтернативных маркетинговых стратегий ДОУ при участии инициативной группы воспитателей (разные варианты путей достижения целей) Определение источника финансирования Согласование маркетинг-плана с планами работы ДОУ
Воспитатели Выявление степени удовлетворенности потребителей услугами ДОУ, их ожиданий и предпочтений Обсуждение предложенных маркетинговых стратегий ДОУ Разработка конкретного плана маркетинговых мероприятий (в рамках работы инициативной группы) Ознакомление с маркетинг-планом
Совет ДОУ Знакомство с результатами анализа маркетинговой ситуации в ДОУ Рассмотрение и определение ведущей марке­тинговой стратегии ДОУ Рассмотрение проекта маркетинг-плана ДОУ Согласование маркетинг-плана ДОУ (стратегического и тактического)
Наблюдательный совет Знакомство с результатами анализа маркетинговой ситуации в ДОУ Рассмотрение и определение ведущей марке­тинговой стратегии ДОУ Согласование  финансовых планов ДОУ

(создание фондов поддержки проектов ДОУ)

 

Механизм координирования действий субъектов ГОУ также представлен в форме таблицы, в которой по горизонтали раскрываются функции маркетинговой деятельности в ДОУ, а по вертикали – этапы принятия решения.

Маркетинговые функции Исследование маркетинговой среды Изучение потребительских характеристик Разработка политики предложения услуг Разработка новых услуг Ценообразование Продвижение услуг ДОУ
Принятие решения Заведующий Заведующий Совет педагогов ДОУ Совет педагогов ДОУ Заведующий Заведующий
Подготовка решения Заведующий Старший воспитатель Старший воспитатель Научный руководитель Заведующий Старший воспитатель
Участие в подготовке решения Старший воспитатель, воспитатели Воспитатели Воспитатели Старший воспитатель, воспитатели   Воспитатели
 Согласование решения Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий    
Исполнение решения   Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель, научный руководитель Заведующий, Наблюдательный совет Заведующий
Контроль за исполнением решения Совет педагогов ДОУ Заведующий Совет педагогов ДОУ Совет педагогов ДОУ Заведующий, наблюдательный совет Заведующий

Использование маркетингового подхода в качестве оснований для обновления управленческих стратегий и полномочий субъектов государственно-общественного управления для обеспечения легитимности оказываемых образовательных услуг позволяет образовательному учреждению быть конкурентоспособным и уверенно ориентироваться на социальные запросы и ожидания.

Таким образом, внешним условием включения ГОУ в процесс реализации ФГОС ДО, проектирования и реализации основной образовательной программы ДОУ являются маркетинг.

Список литературы:

  1. Варфоломеева, Т.И. Государственно-общественное управление в ДОУ /Т.И.Варфоломеева //Управление ДОУ- №4.- 2009
  2. Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие.- М.: Академия, 2009.- 123с.
  3. Попов Н. Д. Организационно-педагогические условия реализации принципа государственно-общественного управления в образовательном социуме региона (на примере ЯНАО)/Н.Д.Попов: Дис. … канд. пед. наук Тобольск, 2006. 181 с.
  4. Советский энциклопедический словарь /гл. ред. А.М. Прохоров.- 3-е изд.- М.: Сов. Энцикл. 1985.- С. 216.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
    ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО КАК УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС ДО
    в статье представлены особенности и технология организации маркетинга в дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, управленческий алгоритм определения и реализации основных направлений маркетинговой деятельности в ДОО.
    Written by: Сваталова Тамара Александровна, Яковлева Галина Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook