30 Окт

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «АРЕНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ: СОЛНЦЕ НА МАНЕЖЕ»




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В последние годы в средствах массовой информации, аналитических материалах, специальной литературе все чаще говорится о том, что становится все больше детей, имеющих те или иные проблемы со здоровьем. Наше государство проявляет заботу о них, и, тем не менее, дети с ограниченными возможностями здоровья остаются один на один со своими проблемами, они не могут общаться со своими сверстниками, посещать общественные места, переживать события вместе с другими. Эти дети требуют к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

О проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации, в которых определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
  • Национальная доктрина образования в российской федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г. №751.
  • Федеральный стандарт НОО ООП;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008).

Сейчас, в Ярославле реализуется уникальный проект на базе ФКП “Росгосцирк” филиал «Ярославский государственный цирк» — «Арена возможностей: солнце на манеже».

Цель проекта: создать условия для развития коммуникативных навыков, творческих способностей подростков с нарушениями слуха и интеллекта.

Задачи:

  • способствовать социализации подростков через расширение коммуникативной среды и вовлечение в творческую деятельность;
  • вовлечение артистов цирка пенсионного возраста в социально-продуктивную деятельность и передачу жизненного и профессионального опыта подросткам:
  • создание на базе Ярославского государственного цирка площадки для взаимодействия подростков и цирковых артистов пенсионного возраста;
  • разработка и внедрение новых форм досуговой деятельности для детей с нарушениями слуха и интеллекта.

В рамках проекта «Арена возможностей: солнце на манеже» создаются необходимые условия для развития личности каждого ребенка. Педагогическая деятельность направлена на творческое развитие детей в процессе обучения по различным направлениям: художественному, социально-педагогическому, физкультурно-оздоровительному. Образовательная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной программой.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют особого внимания и подхода к воспитанию. Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и, как следствие: нарушен процесса интеллектуального развитии, затруднён процесс овладения словесной речью. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников [2]. Умственная отсталость отражается на всех психических процессах, но в большей степени на познавательной сфере. У таких детей, как правило, пониженная способность к концентрации внимания, частая смена настроения, они не самостоятельны, зависимы от значимого взрослого. Учитывая вышеобозначенный факты, отметим, что детям с ОВЗ нужна дополнительная помощь, как со стороны семьи, так и в условиях дополнительного образования. Л.С. Выготский отмечал необходимость включения детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

В рамках проекта «Арена возможностей: солнце на манеже» мощным средством адаптации детей с ограниченными возможностями в социум является занятия цирковым искусством. Более того, посредством данного проекта осуществляется инклюзивное обучение.

Что такое инклюзивное обучение? Зачем нам инклюзивное образование? Что это дает детям с ОВЗ и их нормально развивающимся сверстникам? Каким образом будет происходить процесс инклюзии? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Ответы на них выявляют проблемы, преимущества и перспективы инклюзивного образования – одного из приоритетных направлений развития системы образования в настоящее время. В основу инклюзивного обучения положена идеология, которая исключает дискриминацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая не только обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает условия для детей, имеющих особые, в том числе, образовательные потребности. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей с ОВЗ и предоставление услуг в соответствие с этими потребностями через участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании. Инклюзия детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, в том числе и в России. Такой подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями определён причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, которые достигли определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

У Ярославского цирка существуют большие возможности для того, чтобы стать социально — ориентированной организацией реализующей программы дополнительного образования, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями слуха и интеллекта. Это позволяет сделать цирк не только ареной для цирковых представлений, но и постоянно действующей площадкой для творческого развития детей, подростков, в том числе с ограниченными возможностями.

Основная цель занятий цирковым искусством в рамках проекта «Арена возможностей: солнце на манеже» – восстановление и развитие нарушенных функций в зависимости от специфики заболевания ребенка (развитие мелкой моторики, хватательной функции рук, манипулятивной деятельности, дифференцированных движений пальцев рук), развитие сенсорных функций, познавательного процесса, внимания, творческой активности, трудовых навыков. Занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Одна из древних мудростей гласит: «Ребенок – это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение». Поэтому мы, взрослые, должны грамотно и своевременно наполнить его. На занятиях по цирковому искусству уделяется важное значение овладению действиями по подражанию, по образцу, выполнению простейшей устной инструкции, коррекции взаимосвязи моторики рук и зрительно-моторной координации. Параллельно с освоением новых навыков, ребенок с ОВЗ в процессе занятий закрепляет знания о форме предметов, о цвете, учится сравнительному анализу, расширяет кругозор, учится правильно взаимодействовать с этими предметами и использовать их. Обучение строится по принципу «от простого к сложному»: после подготовительных, вводных занятий осваиваются навыки жонгляжа, клоунады, оригинального жанра, гимнастики и т.д. Эти занятия выполняют не только компенсаторную функцию, но открывают возможности для самореализации и профессионального определения ребенка с ОВЗ.

Основная форма занятий – групповая. Это позволяет детям с ОВЗ, у которых чаще всего ограниченный круг общения, преодолевать психологические комплексы, снимать стресс и получать положительные эмоции в процессе общения друг с другом. Во время коллективной деятельности в группе формируются новые межличностные отношения, повышается уровень социальной адаптации ребёнка с ОВЗ. Занятия цирковым искусством дают возможность ребенку с ОВЗ осуществить свои фантазии, выразить свой внутренний мир.

Представим некоторые приемы, которые используются на занятиях с детьми с ОВЗ. Следует отметить, что для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость раздражительность, они с трудом сосредотачиваются на задании, а при неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Нам кажется, что ниже представленные приёмы: «Таймер», «Сначала и потом», «Озвучивание действия» помогут оптимизировать образовательный процесс.

Таймер

Таймер помогает ребенку понять, что сначала он слышит предупреждение, а затем происходит смена деятельности. Эти предупреждения помогают ребенку подготовиться к переходу и снизить до минимума негодование по поводу смены вида деятельности. Можно установить таймер на телефоне, планшете, компьютере, купить песочные часы или другое и начать знакомство с прибором. Это не обязательно цифры, время может быть обозначено в виде цветных секторов, и с каждой секундой этот сектор уменьшается. Прибор должен быть доступен ребенку, чтобы он видел, сколько времени у него осталось и когда оно действительно закончилось. «Через три минуты мы попробуем покидать мяч», «Через пять минут мы отдохнем и разомнемся» и т.д. Это помогает ребенку самому контролировать себя, мир становится более стабильным и упорядоченным, снижается фактор агрессии по отношению к взрослому.

Сначала и потом

Часто недопонимание случаются из-за того, что ребенку что-то необходимо прямо сейчас, сиюминутно, и не всегда педагоги или волонтеры могут удовлетворить его потребность. Или же ребенок не желает что-то выполнять. Важно научить ребенка понятиям «сначала» и «потом или затем». Это заявка на то, чтобы помочь ребенку закончить начатую задачу и только затем получить желаемое. «Сначала мы разомнем руки, а потом будем жонглировать». Использование фразы «сначала и потом» помогает выстроить структуру в сознании ребенка, понять, чего от него ожидают взрослые.

Озвучивание действия

Озвучивайте то, что хотели бы, чтобы ребенок делал, а не на том, чтобы он прекратил делать. Многие говорят детям «Стоп! Нет, Нельзя». Сведите к минимуму эти слова. Например, вместо фразы: «положи скакалку» используйте: «давай возьмем булаву» вместо: «не надо бегать» — «давай сядем и попробуем сделать это». Это позволяет ребенку точно понять, что вы ждете от него, а также помогает избежать конфликтной ситуации.

Инклюзивное образование — новый виток развития дополнительного образования, одно из перспективных направлений работы, в котором дети с ОВЗ, могли реализовывать свое право обучаться в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности. Конечно, достижение социальной инклюзии, преодоление дискриминации не сводится только к обеспечению получения общего и дополнительного образования. В этом процессе важным будет создание безбарьерной среды: работа по изменению общественного мнения, программы поддерживаемого трудоустройства.

Инклюзивное образование не может быть построено само по себе. Это одно из направлений создания инклюзивного общества, социально и политически развитого, безопасного, более гармоничного и устойчивого. Однако, далеко не все здоровые дети готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участники проекта «Арена возможностей: солнце на манеже», здоровые дети, общаясь на занятиях с детьми с ОВЗ, помогая им, учатся толерантности, внимательному отношению к сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии, узнают, как они воспринимают окружающий мир.

Список литературы:

  1. Баталов, А.С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов/ А.С. Баталов// Начальная школа. – 2010. — №7. – С.101-104.
  2. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 220 с
  3. Всероссийское совещание «Разработка и внедрение специальных федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»// Дефектология. – 2010. — №1. – С.3-5.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  5. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения/ Н.Н. Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина и др.// Дефектология. – 2010. — №1. – С.6-22.
  6. Ковалев, Е.В. Нормативно-правовые аспекты введения инклюзивного образования (на примере города Москвы)/ Е.В.Ковалев, М.С. Староверова// Администратор образования. — 2010. — №22. — С.72-75.
  7. Соловьева, С.В. Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. Можно ли создать необходимые и достаточные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в ОУ разных типов и видов?/ С.В. Соловьева// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — №5. — С.38-40.
    ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «АРЕНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ: СОЛНЦЕ НА МАНЕЖЕ»
    В статье дана краткая характеристика проекта «Арена возможностей: солнце на манеже», который реализуется в рамках интеграции Ярославского государственного цирка, Ярославской областной детской общественной организации «Содружество детей Ярославии», Ярославской региональной общественной организации инвалидов «Лицом к миру» и факультета социального управления ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Целью проекта является создание условий для развития коммуникативных навыков, творческих способностей подростков с нарушениями слуха и интеллекта. Дети с ОВЗ занимаются со здоровыми детьми под руководством артистов цирка, вышедших на пенсию. Что решает ещё одну проблему - занятости пенсионеров, бывших артистов цирка.
    Written by: Лекомцева Елена Николаевна, Безухова Мария Александровна, Иванов Вадим Андреевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)
    Available in: Ebook