29 Авг

ОЦЕНКА КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННСТИ СТУДЕНТОК В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Введение. Внедрение в жизнь комплекса ГТО вновь, позволит избежать тех ошибок и перегибов, которые были в советское время, если осуществлять работу по его реализации с использованием личностно-ориентированных и гуманистических подходов. Противоречия, возникшие между низким уровнем здоровья студенток и уровнем их мотивации к занятиям физической культурой, существующей практикой организации физического воспитания не обеспечивающей гармоничность развития физических качеств и неспособностью процесса физического воспитания адекватно отвечать психофизическому потенциалу, интересам и потребностям учащихся [3. с. 63], актуализируют проблему коренного улучшения образовательного процесса по физической культуре в вузах [5, с.18, ]

Важным аспектом научных исследований в области физического воспитания является процесс развития физических качеств, которому отводится не последнее место в программах по физической культуре. Однако уровень физической подготовленности и процесс развития физических качеств в основном ограничены сдачей нормативов физической подготовки (ГТО в том числе) [1, с. 2]. Выполнение нормативов является лишь косвенной оценкой развития физических качеств, а не предпосылкой коррекции и совершенствования физической подготовленности человека.

Необходимость повышения уровня физической подготовленности девушек студенческого возраста, как важного фундамента учебы и жизнедеятельности, должна учитывать потребностно-мотивационную сферу учащихся и текущую динамику хода развития физических качеств [1, с. 3]. Это должно достигаться путем научно обоснованного управления ходом развития физических качеств, включения эффективных инструментальных технологий по оперативной их оценке, обеспечивающих срочную информацию о состоянии физической подготовленности студенток. Реализация принципов управления в развитии физических качеств требует серьезного отношения к подбору содержания физической подготовки, систематизации средств, обусловленных запросами учащихся [2, с. 58] и их потребностно-мотивационными ориентациями.

В настоящей статье предлагается оценка физической подготовленности студенток, включающая: «общефизический компонент» (уровень развития физический качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости – «внутренний») и «эстетико-координационный компонент» (уровень проявления признаков: осанки, гармоничности телосложения, согласованности движения, точности движений, амплитуды, легкости движений, выразительности – «внешний»).

Методика оценивания составляющих физической подготовленности включает: инструментальную технологию оперативной оценки уровня физической кондиции, обеспечивающая срочную информацию о состоянии «общефизического компонента»; оценку «эстетико-координационного компонента» с учетом предложенных критериев.

Методика оценки составляющих физической подготовленности и система средств развития физических качеств нашли практическое применение в учебном процессе на занятиях по физической культуре со студентками СПбГУСЭ.

Основными критериями при выборе тестов выступают их доступность и простота при педагогическом контроле, стандартизация (валидность, объективность).

Результаты. Оценка «общефизического» компонента предполагала определение уровня развития основных физических качеств (через нормы ГТО): сила, гибкость, выносливость, скоростно-силовые способности. Основана на результатах шести нормативов: сгибание-разгибание рук в упоре (О) – сила мышц разгибателей рук; прыжок в длину с места (П) — скоростно-силовые качества мышц ног; сед из положения лёжа на спине за 30 с (Т) — скоростно-силовые качества мышц брюшного пресса; подтягивание на перекладине из виса лёжа (В) – сила мышц сгибателей рук; наклон из положения сидя ноги врозь (Н) – гибкость; бег 1000 м (Б) – выносливость.

Оценка индивидуального уровня общей физической кондиции осуществляется следующим образом:

А). Определяется уровень отдельного физического качества по формуле:

ФК = ;                                                                                             (1).

где: ФК – уровень реального физического качества;

Р – результат в конкретном тесте;

НВП – норматив из таблицы ГТО, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Б). Индивидуальный уровень общей физической кондиции (ИУОФК):

ИУОФК = ;                                                                    (2).

где: О, П, Т, В, Н, Б – показатели уровней отдельных физических качеств девушек.

 

Для ранжирования физической подготовленности, как по отдельным, так и по общим показателям, предлагается шкала оценки уровня общей физической кондиции (табл. 1).

Таблица 1.

Шкала оценки индивидуального уровня ИУОФК

Значение ИУОФК Оценка
От 0,61 и выше Супер
От 0,21 до 0,61 Отлично
От – 0,21 до 0,20 Хорошо
От – 0,60 до – 0,21 Удовлетворительно
От – 1,00 до – 0,60 Неудовлетворительно
От – 1,01 и более Опасная зона

Второй компонент физической подготовленности — «эстетико-координационный» (ЭКК) определяется на основе анализа выполнения девушками танцевально-гимнастической композиции. Оценивается группа признаков: осанка, гармоничность телосложения, согласованность движений, точность движений, амплитуда, легкость движений, выразительность. Данная оценка опирается на методику оценивания хореографической подготовленности гимнасток [4, с. 17].

Композиция составляется из простейших упражнений, под музыкальное сопровождение, длительностью 1 мин. — танцевальных шагов, силовых элементов (сгибания разгибания рук, в упоре лежа), гимнастических элементов с проявлением пассивной гибкости (махи ногами) и элементарной акробатики (перекатов, прыжков).

Каждый признак ЭКК характеризуется наличием определяющих его характеристик. Характеристика исследуемых признаков и оценка их исполнения осуществляется с учетом общих требований к культуре движений [5, с. 20]. Признаки оцениваются по двум уровням: «хороший» – отвечающий всем требованиям, предъявляемым к выполнению танцевально-гимнастической композиции; «плохой» – наличие недостатков (табл. 2).

При оценке признаков «эстетико-координационного» компонента учитываются только «хороший» уровень.

Каждый показатель (коэффициент) признака из представленного комплекса определяется по формуле:

Кэкк = ;                                                                                                 (3).

где: Кэкк — коэффициент признака «эстетико-координационного» компонента;

Nп — частота повторяемости исследуемого признака «эстетико-координационного» компонента (наличие «хорошего» уровня признака);

Ко  — общее количество движений в композиции.

Расчет интегрального (Иэкк, по семи признакам) показателя эстетико-координационного компонента проводится:

Иэкк  = ;                                                                    (4).

Для ранжирования значений уровня «эстетико-координационного» компонента, как по отдельным, так и по интегральным показателям, используется шкала оценки (табл. 3).

Таблица 2.

Характеристика признаков ЭКК физической подготовленности студенток

Признаки «ЭКК» Характеристика Уровни
хороший плохой
1. Правильная осанка Прямое, вертикальное положение тела, опущенные, расправленные плечи, приподнятый подбородок Без видимых отклонений С отклонениями
2. Гармонич-ность телосло-жения Пропорциональность веса, роста, длины конечностей, объемов; правильная форма рук и ног;

равномерность развития мускулатуры

 

Соответствие пропорций

Равномерное раз-витие мускулатуры

Не соответствие пропорций

Не равномерное

3. Согласованность движений звеньев тела Согласованность движений рук, ног в ходьбе (правильная осанка, полувыворотная, мягкая пост-новка стопы перекатом с носка и раскрепощен-ное, согласованное движение рук; выпрямляя колени);

Согласованность движений с ритмом и темпом музыки

Наличие согласованности

 

 

Наличие согласованности

Отсутствие согласованности

 

 

Отсутствие

Отсутствие

4. Точность движений Точность движений руками и ногами в танцевальных, физических упражнениях, соответствие заданным характеристикам движения Соответствие характеристикам техники Несоответствие
5. Амплитуда движений Соответствие движений туловища, звеньев рук и ног заданной амплитуде Соответствие амплитуде Несоответствие
6. Легкость движений Способность выполнять движения без видимых напряжений Отсутствие усилий Наличие усилий
 

7. Выразитель-ность

— Яркое проявление эмоций и чувств (мимики лица), продиктованных характером музыкального сопровождения;

— Законченность движения (акцентированная постановка жеста кистью при окончании движения; акцентированная остановка движения туловищем, акцентированная остановка движения головы).

Наличие соответствия проявляемых эмоций

Наличие акцентов звеньями тела

Отсутствие таковых

 

 

Отсутствие акцентов

Для выявления ведущих признаков ЭКК был проведен корреляционный анализ между результатами тестирования физических качеств и показателями признаков (табл. 4): осанка, гармоничность телосложения, согласованность движений, точность движений, амплитуда, легкость движений, выразительность, значения которых были получены в ходе выполнения танцевально-гимнастической композиции.

Таблица 3.

Шкала оценки «эстетико-координационного» (ЭКК)

Граничные значения уровней ЭКК Уровень ЭКК
0,59 –  0,5 Супер
0,49 – 0,4 Отлично
0,39 – 0,3 Хорошо
0,29 – 0,2 Удовлетворительно
0,19 – 0,1 Неудовлетворительно
0,09 – 0 Опасная зона

Таблица 4.

Взаимосвязь (r) признаков «эстетико-координационного» компонента с отдельными физическими качествами

     Физические

качества

 

 

Признаки

Сила мышц рук Скор.-сил. кач-ва мышц ног Скор.-сил. кач-ва мышц пресса Статическая сила мышц рук Подвижность позвоноч. и тазоб. суст. Общая выносливость
«Осанка» 0,71 0,81 0,85 0,52 0,7 -0,41
«Гармоничность телосложения» 0,37 0,29 0,39 0,27 0,15 -0,1
«Согласованность

движений»

0,69 0,72 0,75 0,40 0,73 -0,30
«Точность движений» 0,72 0,74 0,70 0,52 0,69 -0,32
«Амплитуда движений» 0,70 0,80 0,78 0,43 0,89 -0,25
«Легкость движений»
«Выразительность» 0,33 0,70 0,70 0,26 0,56 -0,09

Корреляционный анализ показал, что признак «осанка» формируется преимущественно четырьмя физическими качествами: силой мышц рук (r = 0,71), скоростно-силовыми качествами мышц ног (r = 0,81) и пресса(r = 0,85), подвижностью позвоночных и тазобедренного сустава (r = 0,7).

«Гармоничность телосложения» имеет среднюю положительную  связь между — силой мышц рук (1 тест), скоростно-силовыми качествами мышц туловища и ног (2,3 тесты). С остальными физическими качествами исследуемый признак имеет слабую положительную (подвижность в суставах) и отрицательную взаимосвязь (общая выносливость).

«Согласованность движений», «точность движений», «амплитуда движений» имеют сильную положительную взаимосвязь с — силой мышц рук, скоростно-силовыми качествами мышц пресса, скоростно-силовыми качествами мышц ног, подвижностью позвоночного и тазобедренного суставов. Статическая сила мышц рук имеет среднюю взаимосвязь с данным признаком. Общая выносливость, определяемая пробеганием дистанции 1000 м, имеет слабую отрицательную связь с данными признаками.

«Выразительность» связана со скоростно-силовыми качествами (туловища) и подвижностью в суставах. С остальными физическими качествами этот признак имеет слабую связь.

Выводы:

  1. Физическую подготовленность девушек студенческого возраста целесообразно рассматривать как взаимосвязь двух компонентов: «общефизического» и «эстетико-координационного». «Общефизический» компонент представлен признаками: сила, скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость – «внутренний». «Эстетико-координационный»: «осанка», «гармоничность телосложения», «согласованность», «точность», «легкость», «выразительность», «амплитуда» движений – «внешний»;
  2. Алгоритм расчёта «эстетико-координационного компонента» следующий:

— определяется показатель конкретной характеристики признака ЭКК путем подсчета частоты повторяемости исследуемой характеристики при выполнении композиции;

— рассчитывается коэффициент по каждому показателю к общему количеству движений в композиции;

— высчитывается интегральный показатель ЭКК, выраженный отношением суммы коэффициентов по каждому признаку к общему количеству признаков;

  1. Кроме обще физической подготовленности студенток на эстетическую составляющую (что зачастую более важно в подготовленности женщин) можно целенаправленно воздействовать средствами физической культуры (нормы ГТО), имеющими высокую корреляционную зависимость с ЭЭК. Данный подход позволяет осуществлять подбор средств, которые дифференцированно воздействовали бы на конкретные физические качества и тем самым способствовали формированию ведущих признаков ЭКК физической подготовленности.

Список литературы:

  1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. №3 — — С. 2-4;
  2. Курысь В.Н., Сляднева Л.Н. Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет // Теория и практика физической культуры, №9, 2002. – С. 57-60;
  3. Лаврухина Г.М., Константинова А.К. Обоснование заинтересованности девушек и юношей (18-24 лет) в испытаниях по выбору комплекса ГТО Отечественная физическая культура и спорт: Матер. научн.-практ. конференции «Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. Герценовские чтения». Материалы XI Международной науч.-практ. Конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы» /Под общ. ред. А.Н. Дитятина – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 62-64;
  4. Медведева Е.Н. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: автореф. дис. …канд. пед. наук / Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., — 2000. — 23 с;
  5. Солодянников В.А. Методика оценки общефизического и эстетическо-координационного компонентов физической подготовленности девушек 16-18 лет / Гимнастика. Сборник научных трудов. Выпуск VI: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб.: [б.и.], 2008. – С. 17-22.
    ОЦЕНКА КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННСТИ СТУДЕНТОК В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
    Студентки вузов - девушки 17-22 лет, когда кроме чисто общей физиче-ской подготовленности «эстетическую составляющую» целенаправленно выделить как компонент их развития средствами физической культуры. Модель физической подготовленности девушек можно рассматривать как взаимосвязь минимум двух компонентов: «общефизического» и «эстетико-координационного». «Общефизический» компонент представлен нормами вводимого в настоящее время комплекса ГТО: сила, скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость. «Эстетико-координационный»: «осанка», «гармоничность телосложения», «согласованность движений», «точность движений», «легкость», «выразительность», «амплитуда» предложено количественно оценивать в настоящей статье.
    Written by: Солодянников Владимир Андриянович, Люйк Людмила Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook