27 Фев

ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей  с различными      образовательными        потребностями    и возможностями, тем более что острой становится увеличение количества      детей,   проявляющейся       в     трудностях    освоения общеобразовательных программ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это учащиеся, у кото­рых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально- психологиче­ской дезадаптации. При этом выделяют следующие кате­гории таких детей по системно-психологической  классификации отклонений в развитии, предложенной  О.В. Трошиным [4] .

  1. Психосенсорные: нарушения слуха, нарушения зре­ния.

2.Аффективные: аутизм, психопатии.

3.Когнитивные:  интеллектуальная недостаточность (ум­ственная отсталость), задержка психического развития.

4.Психомоторные: речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Для  данной категории  детей характерны:

  • специфика восприятия, преобладание непроизвольной памяти, рассеяность и малый объем внимания, неразвитое произвольное внимание, нарушение волевой регуляции;
  • нарушение работоспособности (астенические проявления, быстрая истощаемость психических процессов);
  • неразвитость когнитивной сферы (низкий уровень познавательной мотивации);
  • неразвитость пространственной ориентировки;
  • неразвитость моторной координации, произвольной моторики пальцев рук;
  • физические особенности (дефекты зрения, слуха, интеллекта, невозможность долго находиться в статической позе, пониженный/повышенный мышечный тонус и т.п.);
  • заниженная самооценка;
  • потребность в спокойной, психологически комфортной обстановке.

Дети с ОВЗ – особые дети, нуждающиеся в изменении способов подачи информации, в необходимости создания специфической среды пребывания или обучения. Задача педагога — разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, вызвать эмоциональный отклик, заинтересованность ребенка к изучаемому материалу.  Эффективным помощником педагога в обучении ребенка с ОВЗ становится компьютер. Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы, к которым  относятся компьютерные обучающие программы, представляющие  собой системное изложение  учебного материала для изучения какой-либо темы (тем) учебной программы, включающего текстовый, иллюстративный (в том числе мультимедийный) учебный материал, гиперссылки, контрольные вопросы. Компьютерные обучающие программы помогают  эффективно формировать знания, умения и навыки учащихся.

Электронные образовательные ресурсы  принадлежат к числу  средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения  включать ЭОР в систему обучения каждого ребенка, создавая учебную мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя учащемуся свободу выбора форм и средств деятельности, обеспечивая  индивидуальный темп работы и способ  усвоения знаний.  Электронные образовательные ресурсы  открывают новые технологические варианты обучения, имеющими  преимущества в сравнении с традиционными  методами. Они обеспечивают [2]:

  • Создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника — мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
  • Большую информационную емкость (что позволяет представить модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях;
  • Интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика- повышается работоспособность, активируется познавательная деятельность детей;
  • Создание благоприятного психологического климата — создание правильной реакции на ошибку;
  • Возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
  • Изменение ситуации взаимодействия «учитель — ученик» на «учитель-ученик — компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
  • Насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.

ЭОР  позволяют совершенствовать методику проведения уроков (занятий), своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания, планировать и систематизировать свою работу, использовать  большой объем наглядного материала, что способствует повышению интереса детей к изучаемой теме и значительно повышает учебную мотивацию. Особенно важное значение  имеет применение больших объемов визуализации учебного материала   для слабослышаших  и позднооглохших детей.

 Кроме использования специализированных программных продуктов («Игры для тигры» (Лизунова Л.Р., Пермь, 2004), «Мир за твоим окном» (О.И.Кукушкина, Т.К.Королевская, Е.Л.Гончарова, 1997 год; О.И.Кукушкина, 2001), «Развивающие игры в среде ЛОГО»,  «Состав слова (Кроссворд)», «Математика для тех, кому трудно (решение задач на движение — версии 1,2. Состав числа)» (И.В.Больших, О.И. Кукушкина) и др. существуют программы, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, словесно-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, познавательной мотивации, активизации словаря, закреплению цвета, формы, цифр, букв и т.д. Развитие этих качеств особенно важно для формирования «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович).

Согласно теориям игровой деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и активных методов обучения (М.М. Бирштейн, Р Ф. Жуков, Г.Л. Лэндерт, А.А. Вербицкий, Ю.В. Геронимус, Ю.Д. Красовский, Е.А. Хруцкий, В.А. и И.В. Трайневы и др.), уникальность игрового метода обучения состоит в том, что он позволяет усвоить не только понятийно-информационное содержание проблемы, но и структуру, способы, нормы и правила деятельности, а также получить опыт социального поведения. Анализ различных концепций применения информационных технологий в обучении (И.В. Роберт, Н.В. Апатова, А.В. Смирнов,  Е.С. Полат и др.) показал, что повышение эффективности обучения зависит не столько от технических характеристик компьютерной техники, сколько от разработанности дидактического сопровождения для компьютерных программ и методики его применения. Рассмотрим ряд развивающих и обучающих программ, выпускаемых на российском рынке, получивших высокие отзывы как в адрес разработчиков-программистов, так и педагогов-методистов и одобренные  Экспертным Советом при центре «Игрушка» Министерства Образования Российской Федерации.

Образовательный мультимедийный игровой продукт «Незнайкина грамота» (Разработчик компания «Бука»). Замечательный  веселый непоседа и почемучка, любимый детворой Незнайка с радостью и удивлением откроет детям окружающий мир, научит ориентироваться и действовать в нем. Весело и с интересом дети научатся ориентироваться на плоскости, представлять различные пространственные положения объекта после его мысленного поворота, разовьют координацию «глаз-рука», а заодно и мелкую мускулатуру рук и пальцев, быстроту реакции, внимание, логическое мышление, наблюдательность и сообразительность. Игра способствует развитию творческих начал в ребенке, учат его фантазировать. Программа «Незнайкина грамота» сделана с учетом требований и ограничений по работе ребенка на компьютере, в отличие от аналогичных западных продуктов учитывает сложившееся мировосприятие и особенности российского менталитета.   Компания «Кирилл и Мефодий» разработала серию уроков по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 классы. Занимательные задания, красочный фон, сказочные герои  способствуют развитию интереса детей к усвоению учебного материала, формируют произвольное внимание, память, устойчивый образовательный интерес.

Игра «Искатель. Фантазер»  компании «Новый Диск»  построена на картинках-загадках и ориентирована на детей в возрасте от 6 до 12 лет. Юный герой посетит три удивительных мира, где его ждут разнообразные и увлекательные приключения.   Подводный мир познакомит искателя с загадочными морскими обитателями. В разделе «Космос» игроку предстоит управлять межпланетной экспедицией и, разгадывая головоломки, помочь кораблю вернуться домой. Сразить дракона и освободить принцессу можно, разобравшись в картинках-загадках к третьей игре «Замок».   Как и все игры серии, «ИСКАТЕЛЬ. Фантазер» тренирует внимание, зрительную память, наблюдательность. Картинки-загадки способствуют развитию ассоциативного, логического и образного мышления.

Игра «Веселое географическое путешествие» («Руссобит-М») — это увлекательная и познавательная игра для детей, которая знакомит с основами такой науки, как География. Сведения об истории планеты, ее строении и развитии расширят кругозор и внутренний мир вашего ребёнка. Вместе с известным путешественником и исследователем по имени Боб, открывшим на Земле неизвестную страну, ваш ребёнок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь. По мере продвижения Боб рассказывает об окружающем мире, объясняет причины тех или иных природных явлений. Ребенку предстоит узнать о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями и анимацией. Познавательные истории чередуются с увлекательными играми. Игроку придётся самому собрать вещи в дорогу, пересечь опасный участок гор под камнепадом, спуститься на лодке по бурной реке и даже восстановить вид динозавра по его скелету. » Веселое географическое путешествие» содержит 8 увлекательных этапов, каждый из которых сопровождается игрой, интересным рассказом о нашей планете и красивыми пейзажами.

Игра «А я считаю лучше всех! Часть 1. Математика для первоклашек» («МедиаХаус»)- несложная обучающая программа для первоклассников. С помощью игровых заданий на логику и наблюдательность малыши научатся распознавать геометрические фигуры, сравнивать предметы, освоят счет, сложение и вычитание, а яркие картинки и четкое разделение на уроки помогут детям сосредоточиться и надолго удержат их интерес.

Компьютерная программа «Баба-Яга и Проша: Год, полный забот» («МедиаХаус»)– это увлекательная игра  по дисциплине «Окружающий мир».  Загадки в стихах и сказочные персонажи с яркими характерами. Иллюстрированный справочник по флоре и фауне средней полосы России. Красочная мультипликация и великолепная озвучка героев.  Компьютерная программа «Баба-Яга учится читать» представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги — Букварик и Слогарик. Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки. Особенности программы: Методика опережающего обучения.

Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Сказочные герои с яркими характерами. Также интересны и познавательны для детей данной категории   следующие программы компании «МедиаХаус»: «Баба-Яга в плену врага. Информатика»; Баба-Яга учится считать; Баба-Яга. Сказочная вечеринка; Баба-Яга. Школа на курьих ножках.  Эффективным средством  творческого развития детей являются  продукты компании «Новый диск» «Своими руками. Мастерская игрушек», «Веселые медвежата. Актерское мастерство», «Раскрашивай шедевры. Художественная мастерская +контуры», «Детская музыкальная студия» и др. Программа «Детская мастерская» («Бука») похожа на большой короб с инструментами, работая с которыми дети смогут развить свои творческие способности. Интерфейс программы интуитивно понятен, он очень прост и логичен. В распоряжении ребенка целая палитра инструментов, с помощью которой он сможет совершить множество операций, но прежде всего, рисовать и раскрашивать уже готовые рисунки. В памяти программы находится множество заготовок для пригласительных билетов, конвертов, почтовых бланков, визитных карточек, дверных табличек, трафаретов, забавных дипломов, значков, плакатов. Совершенно несложно будет изготовить веселые шахматы и шашки с доской, домино, карты с оригинальными рисунками. Дети научатся мастерить оригами, карнавальные маски, одежду для кукол, праздничные декорации, кубики. Особый интерес представляют «танцующие куклы» и заготовки для книжки-мультфильма. Всего библиотека рисунков содержит четыреста различных моделей. При наличии цветного или черно-белого принтера «Детская мастерская» поможет распечатать на бумаге результаты детского творчества. Специальные видеофильмы подробно покажут, как разрезать, согнуть и склеить модели. Для развлечения предназначен ящик с игрушками. Он полон музыкальных и арифметических игр, загадок, а также упражнений для развития памяти, которые помогут сочетать развлечение с учебой. Работать в «Детской мастерской» можно под любую музыку. Для этого в программе предусмотрен проигрыватель компакт-дисков. А игра в «магические шторы» позволит ребенку развить музыкальный слух и память.

Издательство: МедиаХауз   (Разработчик Quaim Interactive) выпустило серию увлекательных музыкальных программ «Играем с музыкой»: Играем с музыкой Моцарта: Волшебная флейта, Играем с музыкой П.И. Чайковского: Щелкунчик, Играем с музыкой Вивальди: Алиса и Времена года. Чарующие мотивы  произведений композиторов, завораживающие звуки симфонического оркестра, сказочные персонажи — вот то, что поможет ребенку погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство. Игровая часть программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией, которые  помогут ребенку научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволят развить музыкальный слух и память.

В настоящее время появился новый вид электронных образовательных ресурсов — развивающие мультимедийные игры-презентации. Их можно встретить на сайтах, рассматривающих проблемы воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ. Отличительной особенностью этих игр является наличие алгоритма, который с помощью гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивает интерактивный диалог. Презентация слайдов обратной связи часто сопровождается мелодией или голосом. Примеры игр-презентаций: «Выбери ответ», «Аналогии», «Четвертый лишний» и др. Следуя  несложному алгоритму создания развивающих игр-презентаций в программе Microsoft PowerPoint[3], каждый  педагог может смоделировать самостоятельно игры-задания. Данный вид игр дает возможность индивидуализировать процесс обучения, использовать разные уровни сложности.

Признавая, что компьютер –  мощное средство для развития  детей с особыми образовательными потребностями, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях  требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса    специализированные и развивающие  компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья могут  эффективно использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Список литературы:

  1. Алещенко, С.В., Воронкова, И.А., Потапова, М.А. – Использование средств в ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.- [Электронный ресурс].- http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2011/05/ (Дата входа12.12.2015)
  2. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст]//Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования».- 2003.-№3.-с.67-76.
  3. Олейник, А. Как подружиться с математикой и логикой с помощью компьютерных игр [Текст]//Игра и дети. №3. 2009.
  4. Трошин, О.В. Основы специальной психологии. — [Текст].- Н. Новгород, 2000.
    ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
    Вниманию читателей представлен обзор специализированных и развивающих компьютерных игр и программ, помогающих эффективно развивать нарушенные процессы и функции в процессе обучения детей с ограниченными образовательными возможностями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность школьников и способствует лучшему усвоению материала.
    Written by: Маркова Людмила Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook