31 Окт

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СПО




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Одним из важнейших положений в определении стратегической цели обучения в системе СПО является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. Одной из насущных задач выступает подготовка специалистов среднего звена на достаточно высоком уровне, готовых решать профессиональные задачи и нести ответственность за их выполнение.

С этой целью для повышения уровня подготовки специалистов, выпускников СПО было обновлено содержание среднего профессионального образования по различным специальностям, обеспечивающее интеллектуальное и гуманитарное развитие личности, был разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, определяющий государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников. В Классификатор специальностей среднего профессионального образования включен ряд новых, более востребованных специальностей. Так, среди предлагаемых направлений подготовки специалистов среднего звена в образовании, такие специальности, как «Операционная деятельность в логистике», «Реклама», «Гостиничный сервис», «Туризм», «Организация и технология защиты информации » и др., требующие разработки программ новых направлений подготовки специалистов. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена охватывают формирование ряда общих и профессиональных компетенций, «необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования» [1, с. 5].

«Иностранный язык» входит в обязательную часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, включённого в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Одной из важных задач в подготовке специалистов, изучающих иностранный язык в рамках СПО по различным направлениям, «Операционная деятельность в логистике», например, можно рассматривать развитие иноязычной коммуникативной компетенции в степени достаточной для успешной реализации в профессиональной деятельности. Свободное или достаточно высокое владение иностранным языком может играть большую роль и оказывать влияние на сферу деятельности специалиста, так как современная рыночная экономика требует людей открытых для компетентного взаимодействия в социуме, обладающих информационной культурой и высоким интеллектом.

Согласно требованиям ФГОС среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 операционная деятельность в логистике, выпускники должны уметь общаться (устно и письменно) на иностранном языке на повседневные бытовые и профессиональные темы. Обучение речевой компетенции (в говорении, аудировании, чтении, письме), предполагает формирование языковой компетенции — овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), необходимыми для эффективного общения в устной и письменной форме, охватывая и профессиональную сферу. Так, например, в овладении англоязычной терминологией (языковая компетенция), необходимо научить студентов увидеть логику связей между лексическими единицами (logistics engineer, logistics companies, customs clearance, freight forwarding, anticipated production, delay, Integrated Logistics Support, logistics management etc.) Внимание студентов должно быть направлено также на осмысление уместности их употребления в том или ином контексте в собственном иноязычном высказывании на профессиональную тему и интерпретацию терминов в чтении и аудировании.

Формирование социокультурной компетенции связано с приобщением студентов на разных ступенях СПО к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения в овладеваемой ими профессиональной деятельности. Студенты самостоятельно или вместе с преподавателем знакомятся с тем, а каких учебных учреждениях осуществляется подготовка логистов в Великобритании или других англоязычных странах (Logistics Education. A logisticians a professional logistics practitioner. Professional logisticians are often certified by professional associations. Some universities and academic institutions train students as logisticians, offering undergraduate and postgraduate programs.).

Или получают представление о дипломе логиста: ALA (The Australian logistics Academy) Diploma in Logistics Management (http://aust-logistics.com/information-for-students/). This is a six-module diploma incorporating various areas of the logistics functions including electives in Purchasing, Warehousing & Distribution, Transportation, Supply Chain Management and Logistics Technology. This course is for people who want to learn how to plan and manage logistics operations. Students will learn about the handling and storage of freight and handling of inventory in the supply chain. Успешность коммуникации, как известно, зависит от совпадения картин мира участников общения, как в непосредственном общении, так и опосредованном в чтении и аудировании.

Формирование компенсаторной компетенции в изучении иностранного языка (в условиях СПО) необходимо с целью развития умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, используя переспрос, перифраз, синонимы, языковую догадку, жесты, мимику, при передаче информации в иноязычном общении. Успешность речевого общения в полной мере зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции, т.е. способности общающихся воздействовать друг на друга в соответствии с коммуникативным намерениями и целями общения.

Одним из умений, отмеченных в документе, и необходимых операционным логистам, является способность переводить со словарем иноязычные тексты профессиональной направленности. В связи с этим большое внимание следует уделять овладению студентами лексико-грамматическим материалом (овладение 1200 — 1400 лексическими единицами и грамматическим минимумом), необходимыми для чтения и перевода иностранных текстов профессиональной направленности.

Требования, изложенные во ФГОС, могут быть реализованы достаточно успешно, если в программу по иностранному языку включены общий курс ИЯ (English for general purposes),предполагающий дальнейшее развитие устной и письменной речи студентов СПО с учётом требований ФГОС и специальный курс (English for specific purposes),включающий практикум профессионального общения и практикум по переводу в профессиональной сфере. Следует также учитывать в рамках преемственности требования к уровню владения иностранным языком абитуриентов, выпускников средних общеобразовательных школ, включающих формирование языковой, речевой социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций и их дальнейшее развитие в условиях обучения иностранному языку студентов СПО.

Важным в документе является акцент на самостоятельное совершенствование устной и письменной речи, самостоятельное накопление словарного запаса. Подчёркивается, что подготовка специалистов в учреждениях СПО должна осуществляться с помощью учебно-исследовательской работы, и быть направлена на формирование общих и профессиональных компетенций и умение самостоятельно приобретать необходимые для дальнейшего профессионального и личностного роста знания выступает в качестве одной из профессиональных характеристик будущего специалиста. В равной степени это положение относится к изучению иностранного языка.

Самостоятельная работа или автономия в учебной деятельности  рассматривается как личностная характеристика учащегося. По определению Н.Ф. Коряковцевой самостоятельная учебная деятельность — это вид познавательной деятельности, которая регулируется и управляется самим учащимся как субъектом данной деятельности, направленной на освоение умений в данной отрасли знаний и с целью накопления культурно — исторического опыта.

Поскольку в центре внимания в учебном процессе находится учащийся (в качестве субъекта учебной деятельности), необходимо формировать у учащихся способность к метакогнитивным действиям (постановка цели и планирование), когнитивным (осуществление когнитивных действий по прогнозированию, вычленению и переработке информации), социально-аффективным действиям (совместным действиям с учителем и другими учащимися с учебным материалом) и интеллектуальной рефлексии (оценке своих учебных действий и полученных результатов) в учебном процессе. Термин «метакогниция», предложенный Дж. Флавеллом в контексте исследований когнитивного развития личности, определяется как знание учащихся о собственном процессе познания и управлении этим процессом.

Среди требований к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена предполагается развитие умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4). Овладение студентами способами и приемами получения информации в аудировании и чтении и передачи информации в говорении и письме в равной мере относится к поиску и вычленению необходимой информации при чтении текстов, как на русском, так и на изучаемом иностранном языке.

Одной из задач также является обучение студентов СПО работе с аутентичными профессиональными текстами по извлечению, полезной информации, её когнитивной обработке и применению в иноязычной профессиональной коммуникации в практике операционного логиста, например: Logistics, in its most basic definition, is the efficient flow and storage of goods from their point of origin to the point of consumption. It is the part of the supply chain process that plans, implements and controls the flow of goods. It can also be seen as the management of inventory, in rest or in motion. A logistics engineer is responsible for analyzing production data and creating solutions that result in more efficient processes, lowered costs, and greater profitability.

Таким образом, ведущей целью обучения иностранным языкам в новых экономических условиях России в системе СПО становится подготовка личности, способной вступать в иноязычное общение на личностном и профессиональном уровне, владеющей набором общих и профессиональных компетенций, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах профессиональной деятельности и отвечать за их решение. Владение иностранным языком и использование его в профессиональной деятельности позволяет специалисту выйти на более высокий профессиональный уровень.

Список литературы:

  1. Приказ от 28 июля 2014 г. N 834 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 операционная деятельность в логистике» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33727) Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168901/
  2. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык [Текст] / Н.Ф.Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
  3. Flavell, J.H. Theories of Learning in Educational Psychology. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.lifecircles-inc.com/Learningtheories/constructivism/flavell.html.
    ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СПО
    В статье рассмотрены роль и значение профессионально-ориентированного обучения на этапе среднего профессионального образования. На примере специальности «Операционная деятельность в логистике», предложены идеи по обучению ИЯ в профессиональной сфере посредством овладения англоязычной терминологией, овладением аутентичными профессиональными текстами, формирование социокультурной компетенции в профессиональной сфере, через умение самостоятельно приобретать необходимые для дальнейшего профессионального и личностного роста знания, т.е. формирование личности умеющей решать задачи во всех видах профессиональной деятельности и отвечать за их решение.
    Written by: Губина Ирина Петровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook